Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Трамблер (датчик-распределитель зажигания) — элемент системы зажигания автомобиля.

Попробуем понять как он работает и каков его принцип действия.

трамблер ВАЗ 2108, 2109, 21099, принцип действия

Перед выполнением работ по замене и снятию трамблёра на ВАЗ-2109 нужно отсоединить аккумулятор. Своими руками поменять трамблер ВАЗ 2109 достаточно не сложно. Нужно приготовить для работы ключ на 10,торцевую головку, и крестовую отвёртку.

Важно, прежде чем начать снятие трамблёра нужно запомнить положение трамблёра относительно корпуса. Можно даже нанести метки, чтобы при установке поставить трамблёр ВАЗ 2109 в такое же положение.Замена трамблёра своими руками ВАЗ-2109

Теперь отсоединяем провода высоковольтные от крышки распределителя их 4 штуки, а также один центральный с катушки зажигания.Замена трамблёра своими руками ВАЗ-2109

На картинке ниже видим, какой штекер с проводами тоже нужно отсоединить.Замена трамблёра своими руками ВАЗ-2109

После чего снимаем шланг корректора распределителя.Замена трамблёра своими руками ВАЗ-2109

Приступаем к откручиванию крепления самого трамблёра ВАЗ 2109.Их три штуки.Замена трамблёра своими руками ВАЗ-2109

Удобнее всего откручивать обычным ключом. Боковые крепления не откручиваем до конца, так как нужно выставить метки ВМТ.Замена трамблёра своими руками ВАЗ-2109

Прежде чем снимать распределитель, нужно установить поршень первого цилиндра в верхнюю мёртвую точку. Для этого нужно через отверстие в картере КПП совместить метки на корпусе и маховике. Устанавливаем нейтралку и ключом на 10 прокручиваем шкив коленвала до нужного положения. Примерно должно выглядеть, так как на картинке.Замена трамблёра своими руками ВАЗ-2109

И вот только после этого снимаем со шпилек трамблёр.Замена трамблёра своими руками ВАЗ-2109

Новый трамблёр для автомобиля ВАЗ 2109 стоит около 1000 рублей. Перед установкой нужно снять крышку, открутив крепление.Замена трамблёра своими руками ВАЗ-2109

При установке на место нужно проконтролировать, чтобы наружный контакт бегунка находился напротив вывода первого цилиндра на крышке.Замена трамблёра своими руками ВАЗ-2109

Проще говоря, когда уже распределитель установили на шпильки, прислоните крышку и посмотрите, совпадает или нет.Замена трамблёра своими руками ВАЗ-2109

Теперь можно закручивать все крепления трамблёра на свои места. И нужно помнить что необходимо соблюсти первоначальное положение распределителя относительно корпуса, для того чтобы сохранить момент зажигания.

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюраторРассмотрим особенности установки ранее снятого или нового трамблера (распределителя зажигания) на двигатель автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. Установку проведем с учетом того, что положение трамблера на двигателе, до снятия, ни как не запоминалось и не отмечалось. Поэтому необходимо установить трамблер так чтобы угол опережения зажигания был максимально приближен к требуемому, чтобы потом можно было завести двигатель.

Устанавливаем поршни первого и четвертого цилиндра двигателя в высшую мертвую точку

Для этого, поворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке, до совпадения метки на шкиву распредвала, с выступом на задней крышке привода ГРМ.

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

В лючке на картере сцепления длинная метка (риска) на маховике должна стоять напротив треугольного выреза шкалы.

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Повернуть можно за гайку крепления шкива распредвала ключом на 17 (для этого придется снимать защитную крышку привода ГРМ) или большой шлицевой отверткой за зубья маховика в лючке картеры сцепления.

Подготавливаем трамблер к установке

Снимем с него крышку. Контакт бегунка устанавливаем на вывод высоковольтного провода первого цилиндра. Это можно сделать, приложив крышку к трамблеру и найдя на ней отметку вывода первого цилиндра.

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюраторвыставление бегунка и крышки перед установкой трамблера ВАЗ 2108, 2109, 21099 на двигатель

Устанавливаем трамблер на двигатель

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Закрепляем трамблер, но гайки до конца не затягиваем, так как потом будем устанавливать угол опережения зажигания и будет необходимо вращать трамблер. Устанавливаем на место крышку и затягиваем два винта ее крепления. Присоединяем к ней высоковольтные провода в правильном порядке.

Выставляем момент опережения зажигания

Примечания и дополнения

— Отсчет цилиндров на двигателях ВАЗ 2108, 2109, 21099 производится от привода ГРМ. То есть первый цилиндр – самый дальний от трамблера.

Еще статьи по автомобилям ВАЗ 2108, 2109, 21099

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюраторСистема зажигания автомобиля играет очень важную роль в процессе работы двигателя, независимо от системы питания. Благодаря ей происходит контроль подачи искры в каждую из камер, в зависимости от меток на расположенных на крышке цилиндров. В карбюраторной «девятке» этот порядок пронумерован цифрами: 1-3-4-2.

В зависимости от угла опережения, выставленного в трамблере, зажигание может быть поздним, ранним или же нормальным. Для переднеприводных автомобилей этот процесс имеет особое значение.

Замена трамблера (распределителя зажигания) на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099

Непосредственно замена

1) В начале обесточьте систему двигателя, отсоединив клему «минус» с аккумулятора.

2) Далее отсоедините от трамблерной крышки провода высокого напряжения.

Отсоединение всех высоковольтных проводов, от крышки

3) Снимите вакуумный шланг со штуцера вакуумного регулятора.

Отсоединение вакуумного шланга, от регулятора

4) Затем полностью отверните верхнюю гайку, крепящую трамблер и держатель проводов.

Отворачивание верхней гайки, которая крепит держатель проводов и трамблер

5) Снимите держатель с двигателя автомобиля.

Снятие держателя проводов, со своего места

6) Руками либо отверткой отсоедините от трамблера проводную колодку.

Отсоединение колодки проводов, с помощью рук и отвертки

7) Теперь отверните две оставшиеся гайки, которые в нижней части крепят трамблер: гаечным ключом открутите левую гайку трамблера.

Отворачивание нижней левой гайки крепления трамблера

Затем отверните правую гайку.

Отворачивание правой гайки, которая крепит трамблер

8) Снимите непосредственно трамблер с мотра автомобиля.

Снятие трамблера

Установка:
1) В начале выверните два винта у крышки и снимите её.

Откручивание винта крепления крышки при помощи отвертки

2) Затем поверните бегунок строго наружным контактом напротив клемы «первого цилиндра»,  расположенной на крышке.

Стрелкой указан повернутый бегунок, который стоит противоположно метки «1», которая нанесена на крышку трамблера

3) Установите трамблер в обратном снятию порядке.

4) Накиньте «минусовую» клемму на аккумулятор и установите начальный момент зажигания.

Меняем крышку

1) Для начала отсоедините все высоковольтные провода от крышки.

Снятие абсолютно всех проводов высокого напряжения

2) Затем с помощью крестовой отвертки отверните винты, удерживающие пластмассовую крышку на распределителе.

Выворачивание винта крепления крышки распределителя

3) Снимите крышку и замените её на новую.

Примечание!
Крышка на трамблер устанавливается лишь в одном положении. А провода высокого напряжения одеваются на крышку с порядком: 1-3-4-2. На самой крышки трамблера присутствует маркировка «1» , начинайте отсчет с нее по порядку, против часовой стрелки.

Замена бегунка:

1) Сначала снимаем крышку по инструкции, описанной выше.

2) Далее с вала снимите бегунок, потянув за него рукой.

Снятие бегунка

Примечание!
Бегунок на своё место устанавливается только в одно положение,  когда прорезь на валу направлена в противоположную сторону от контакта!

Назначение трамблера ВАЗ 2108, 2109, 21099

Он предназначен принимать искру с катушки зажигания и распределять ее по цилиндрам в соответствии с порядком работы двигателя (для ВАЗ 2108, 2109 1-3-4-2).

Помимо этого трамблер задает момент искрообразования (выдает управляющий импульс на коммутатор) в зависимости от оборотов коленчатого вала, нагрузки на двигатель и угла установки опережения зажигания.

Бегунок трамблёра ваз 2109

Замена бегунка трамблера

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Все! поменял! Готово!

Замена вакуума трамблера

По большому счету запись для меня, банально что бы не забыть когда я менял вакуум. Но для тех кому интересно можете почитать немного о том для чего он служит и как диагностировать поломку, И в целом что такое траблер и для чего он. Много БукФ. :))

Собственно вот такой вакуум я сегодня себе установил на замену старого с пробитой диафрагмой, все ето удовольствие стояло 19 грн.

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Для чего нужен трамблер

Система зажигания – ответственная часть бензинового мотора. Работа последнего основывается на своевременном сгорании топливно-воздушной смеси (ТВС), для чего специально генерируется высоковольтное напряжение, подающееся затем на свечи. На них происходит формирование искры, вызывающей сгорание ТВС, вследствие чего двигатель совершает полезную работу.

При всех этих процессах нужен трамблер. Если оценивать его роль при работе зажигания, следует отметить, что он:
— инициирует начало искрообразования, благодаря размыканию контактов прерывателя (в более современных моделях автомобилей, например, ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108 последних годов выпуска, для этих целей используется датчик Холла);
— направляет сформированное в катушке зажигания высокое напряжение на нужную свечу;
— изменяет начало момента искрообразования в зависимости от режимов движения и используемого топлива, для чего служат вакуумный центробежный регуляторы;
— обеспечивает накопление и разряд энергии в бобине.

Лучше понять, для чего служит и как работает трамблер, позволит функциональная схема зажигания:

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Принцип работы трамблера

Во многом принцип работы трамблера оставался неизменным долгие годы. В автомобилях ВАЗ, таких как ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108, система зажигания подобного типа использовалась почти до конца прошлого столетия.

Основой работы является связь трамблера с коленчатым валом двигателя. Когда поршень в первом цилиндре занимает положение, соответствующее ВМТ, размыкаются контакты прерывателя, в катушке зажигания появляется высокое напряжение, направляемое через бегунок, расположенный в крышке трамблера, на свечу первого цилиндра.

Там происходит сгорание ТВС, и коленчатый вал продолжает свое вращение. Оно, кроме перемещения поршней, вызывает вращение кулачка прерывателя. Когда в другом цилиндре другой поршень занимает положение, соответствующее ВМТ, в этот момент в трамблере опять размыкаются контакты прерывателя, в катушке зажигания генерируется высоковольтное напряжение, поступающее на нужную свечу.

Такое совместное вращение коленчатого вала, кулачка прерывателя и бегунка трамблера обеспечивает появление искры, где надо и когда надо. Однако это не охватывает всех аспектов того, как работает трамблер. Для понимания его работы требуется коснуться таких понятий, как угол замкнутого состояния контактов (УЗСК) и угол опережения зажигания (УОЗ)

УЗСК
Такое понятие, как УЗСК, характеризует время, когда контакты прерывателя замкнуты. По сути дела – это опосредованная характеристика накопления в катушке энергии после окончания формирования искры. УЗСК прямо отражается на количестве энергии, идущей на искрообразование и, соответственно, на работе двигателя.

В тех случаях, когда между контактами расстояние маленькое, катушка не накопит необходимой энергии и энергия искры окажется мала, что приведет к перебоям в работе мотора. Большой зазор также приводит к перебоям, так как время разрыва контактов уменьшается, и катушка не успевает полностью разрядиться.

У каждой системы зажигания существует свой оптимальный УЗСК, для обеспечения которого, при необходимости, надо проверить и отрегулировать трамблер.

Это понятие затрагивает момент воспламенения ТВС. Дело в том, что ее сгорание происходит не мгновенно, и зачастую, для обеспечения оптимальных условий такого процесса, оно должно начинаться раньше, чем поршень займет положение ВМТ. УОЗ и характеризует время, на величину которого появление искры опережает появление поршня в положении ВМТ.

Оно постоянно меняется, и его величина полностью зависит от работы мотора в конкретных условиях, т.е. от нагрузки, скорости авто, качества и типа используемого топлива. Для обеспечения оптимального сгорания ТВС, трамблер содержит центробежный регулятор, а также связан с вакуумным регулятором.

Из чего состоит трамблер

Такое устройство, как трамблер, включает в свой состав большое число разнообразных деталей. Рассматривать их назначение не входит в задачу данного материала, но ознакомиться, из каких узлов состоит трамблер, можно на приведенном ниже рисунке

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Как видно из рисунка, трамблер состоит из нескольких самостоятельных узлов. И если назначение и принцип работы узла распределителя напряжения просты и понятны, то с работой других можно ознакомиться более подробно. Тем не менее, проверить, в каком состоянии находится высоковольтный распределитель и бегунок, желательно при каждом обслуживании авто.

Такое устройство определяет момент начала сгорания ТВС в цилиндрах двигателя. Как уже отмечалось, изначально искра появляется, когда поршень занимает положение ВМТ, именно под этот момент и настраивается первоначально трамблер. Однако необходимо учесть два момента:

— Сгорание ТВС происходит с постоянной скоростью, начинаясь от свечи и затем распространяясь дальше по объему цилиндра. Горение происходит не мгновенно, а наибольшая эффективность работы бензинового ДВС достигается, когда поршень миновал ВМТ и пошел к НМТ (нижней мертвой точке).
— При работе мотора число оборотов коленвала меняется, его увеличение уменьшает время, необходимое на эффективное сгорание ТВС.
Для устранения этого противоречия и вводится понятие УОЗ, что подразумевает начало сгорания топлива до достижения ВМТ поршнем. Устройство, обеспечивающее формирование УОЗ – центробежный регулятор, показано на рисунке, он состоит из грузиков, соединенных пружинами, и пластины.

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Его принцип работы основан на центробежной силе, увеличение оборотов коленвала вызывает расхождение грузиков, а через пластину – изменение положения кулачка и бегунка. Из-за этого размыкание контактов будет происходить раньше, а также вызовет более раннее появление высокого напряжения и искры. Воспламенение ТВС произойдет при положении поршня, не достигнувшем ВМТ, чем будет обеспечено эффективное его сгорание.

Подобную регулировку момента воспламенения ТВС имеет трамблер от разных производителей, в том числе и в автомобилях ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108.

Подобное устройство предназначено для изменения УОЗ при изменении нагрузки мотора, определяемой положением дроссельной заслонки. Как это осуществляется, поможет понять рисунок:

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Вакуумный регулятор является замкнутой полостью, разделенной диафрагмой. Одна из полостей соединена с карбюратором. Создаваемое в нем разрежение, зависящее от положения дроссельной заслонки, заставляет перемещаться диафрагму. Изменение ее положения через тягу передается на подвижный диск, что сказывается на положении кулачков прерывателя, корректирует время его срабатывания (раньше или позже), и соответственно, время воспламенения ТВС.

Таким образом, трамблер в зависимости от нагрузки на мотор, изменяет момент искрообразования, влияя на характеристики двигателя. Такая регулировка присутствует во всех автомобилях ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108, а совместная работа описанных регуляторов, способна обеспечить эффективную работу мотора во всем диапазоне нагрузок и числа оборотов коленвала.

Для того что бы проверить исправен ли вакуумный регулятор достаточно снять конец трубки с карбюратора и потянуть к себе воздух. Исправный регулятор должен держать разряжённость воздуха внутри. Если же разряжённость пропадает, то мембрана вашего вакуума пробита, и такой регулятор работать не будет. От этого ваш двигатель будет работать с неровностями, тупить при разгоне и дергаться при плавной езде с сталой скоростью.

Это устройство позволяет механически изменять УОЗ в зависимости от используемого топлива (октанового числа) или его качества. Увидеть корректор можно на приведенном рисунке.

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Фактически, это две пластинки, одна установлена на трамблер и имеет стрелку, другая крепится на двигатель, и на ней нанесены риски. Меняя их положение по отношению между собой, можно механически установить нужный угол зажигания. Требуется это главным образом при использовании разных сортов бензина.

Бесконтактные системы и датчик Холла в трамблере

Тот трамблер, что описан выше, является классическим вариантом и долгие годы использовался на всех авто, и семейства ВАЗ в том числе, таких как 2109, 2106, 2107, 2108. Однако по мере развития электроники стали появляться коммутаторы напряжения, в которых сигнал прерывателя применялся не для коммутации катушки зажигания, а для управления электроникой. В дальнейшем трамблер лишился механического прерывателя, ему на смену пришел датчик Холла.

Используемый датчик Холла имеет достаточно простую конструкцию. Да, надо напомнить, что датчик Холла – это элемент, который реагирует на магнитное поле. Поэтому конструкция датчика с использованием элементов Холла основывается на этом принципе. Для этого на пластине располагается непосредственно датчик Холла, на другой стороне – постоянный магнит, а между ними – вращающийся металлический экран, в котором сделаны специальные щели.

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

Когда экран перекрывает поле от установленного магнита, датчик Холла на выходе имеет нулевое напряжение, когда вместо сплошного экрана открываются окна, то датчик Холла формирует на выходе высокое напряжение. Эту сформированную последовательность импульсов трамблер передает на коммутатор напряжения, и он управляет катушкой зажигания.

В свое время подобная система была реализована во многих машинах, ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108 не составили исключения.

Как проверить трамблер
Самые распространенные проявления неисправности зажигания будут такими:
— плавающий холостой ход;
— незапускающийся двигатель;
— глохнущий на ходу мотор.
Чаще всего причиной этого может быть трамблер. Наиболее просто проверить работоспособность зажигания, в том и числе трамблера, можно следующим образом. Для этого выкручивают свечу, подносят ее к двигателю и запускают его, наблюдая появление искры. Если ее нет, то надо проверить работоспособность проводов высокого напряжения. Если искры опять нет, то диагноз однозначный – отказал трамблер.

В этом случае надо проверить визуально состояние бегунка, состояние контактов и крышки трамблера. Подгоревшие контакты зачищают и удаляют пыль и мусор с внутренних поверхностей трамблера. В условиях мастерской или гаража, проверить работоспособность зажигания и трамблера можно с использованием измерительных приборов и индикаторов.

Трамблер появился на автомобиле практически одновременно с бензиновым двигателем, и долгие годы оставался почти неизменным, в том числе и на отечественных машинах семейства 2109, 2106, 2107, 2108. И только после появления современной элементной базы, к числу которой можно отнести и датчик Холла, уступил место бесконтактным, а потом микропроцессорным системам зажигания.

Устройство и назначение

Итак, какое устройство и какие функции выполняет распределитель зажигания, какое его расположение и какой порядок проводов на трамблере ВАЗ 2109?  Трамблер ВАЗ 2109 представляет собой одну из составных частей систем зажигания. Его предназначение заключается в регулировке и подаче электрического импульса на коммутатор самой катушки. Также он распределяет искру на свечи зажигания, учитывая при этом определенную последовательность.

В отечественных «девятках» могут использоваться два типа систем зажигания ВАЗ — контактная и бесконтактная. Соответственно, могут использоваться и два типа распределителей. Друг от друга эти устройства могут отличаться только конструкцией, но не функциями. В частности, речь идет о наличии контактов и датчиков. В контактной системе используется непосредственно прерыватель, а в бесконтактном варианте — специальный датчик. Что касается основных технических характеристик, то в целом они идентичны.

Устройство распределителя для «девятки»

Устройство распределителя для «девятки»

Если говорить об устройстве, то на ВАЗ 2109 используется специальный распределительный элемент, оборудованный датчиком Холла. Сам по себе этот узел рассчитан на четыре искры, он также имеет встроенные центробежный и вакуумный контроллеры опережения.

В соответствии со схемой, приведенной ниже, основные составляющие конструкции таковы:

  1. Уплотнительное кольцо. Благодаря ему обеспечивается герметичность конструкции в целом.
  2. Муфта устройства.
  3. Шайбы, предназначенные для регулировки.
  4. Валик с установленным на нем центробежным устройством.
  5. Опорная пластина.
  6. Диск, так называемый экран, предназначенный для защиты конструкции от пыли.
  7. Бегунок. На практике бегунок трамблера является достаточно надежным элементом, но он также может выходить из строя.
  8. Непосредственно датчик Холла.
  9. Стопорная шайба.
  10. Упорная шайба.
  11. Сам корпус, внутри которого располагается конструкция.
  12. Вакуумный корректор.

Схема подключения устройства

Схема подключения устройства

Для начала рассмотрим симптомы, которые свидетельствуют о неисправности трамблера:

  • транспортное средство без причин начинает дергаться во время езды;
  • мотор перестал нормально заводиться;
  • при нажатии на педаль газа и увеличении скорости начинается детонация — стук так называемых пальчиков;
  • динамика машины значительно ухудшилась — для набора скорости требуется значительно больше времени;
  • увеличивается расход бензина.

Ремонт трамблера ВАЗ осуществляется в случае таких поломок:

  • сгорел бегунок устройства;
  • причиной является крышка трамблера, на которой перегорели контакты;
  • сломался датчик Холла либо разболтался его подшипниковый элемент, при этом подшипник могло заклинить;
  • на крышке могли появиться трещины или другие механические повреждения;
  • отсутствует контакт разъема датчика Холла;
  • попадание моторной жидкости на устройство, в этом случае необходимо заменить сальник трамблера.

Ремонт трамблера своими руками

Перед тем, как отремонтировать неисправный распределитель, вам потребуется ремкомплект трамблера ВАЗ. Найти его можно в любом автомагазине. Процедура демонтажа и монтажа описана ниже (автор видео — Дмитрий Слесаренко).

Снятие и установка

Если трамблер вышел из строя, его можно либо отремонтировать, либо заменить на новый. Здесь уже все зависит от конкретной поломки.

Последовательность действий по снятию и установке такова:

  1. Сначала нужно обесточить электроцепь авто, для этого отключите аккумулятор.
  2. После этого от распределительного узла нужно отключить провода. Сделав это, также отсоедините вакуумный патрубок, который идет на корректор.
  3. Затем нужно найти держатель тросика, который идет к приводу дросселя. Этот тросик необходимо извлечь.
  4. Произведите демонтаж кронштейна, который фиксирует провода, вместе с ними и шпильками. Для этого нужно будет выкрутить гайку. Будьте осторожны — под гайкой расположена шайба, ее нельзя потерять.
  5. Сделав это, нужно установить метки на корпусе распределительного узла и приводе вспомогательных элементов. В том случае, если вы не поставите метки, то после дальнейшего монтажа механизма на место вам придется заново выставлять и регулировать зажигание.
  6. На корпусе распределителя вы сможете увидеть разъем, к которому подключается жгут с высоковольтными проводами. Вам необходимо отжать крепление, для этого используется отвертка, и извлечь провода.  Затем извлеките резиновую заглушку, которая находится в самом корпусе картера сцепления.
  7. Прокрутите своими руками коленвал до того момента, пока поршень 1 цилиндра не достигнет ВМТ. Метка на маховике в отверстии должна совпадать со средней риской, расположенной на шкале корпуса.
  8. После этого можно открутить гайки, который фиксируют распределитель и произвести его демонтаж.
  9. Что касается дальнейшей установки, то она осуществляется в обратном порядке. При монтаже устройства на место необходимо удостовериться в том, чтобы вали распределителя был развернут так, чтобы наружный контакт бегунка располагался против клеммы, которая соответствует 1 цилиндру ДВС. Сама клемма находится на крышке.
  10. При установке совместите риски, о чем мы сообщали выше. Если у вас возникли сложности с установкой зажигания, воспользуйтесь этой .

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Как работает трамблер

В основе конструкции трамблера — вращающийся вал (т.н. валик), имеющий привод от распределительного вала двигателя. На валу крепятся устройства и элементы трамблера, которые работают от вращения вала.

Принцип действия трамблера (датчика-распределителя зажигания) ВАЗ 2108, 2109, 21099

Принцип действия трамблера включает в себя работу всех его элементов.

Ротор (бегунок) вращаясь распределяет искру по боковым контактам в крышке трамблера. Далее по высоковольтным проводам она поступает на свечи зажигания. На сам бегунок искра подается с катушки зажигания через подвижный центральный контакт в крышке.

Датчик Холла имеет зазор через который проходит вращающийся экран с четырьмя зубцами и четырьмя прорезями. При прохождении в зазоре датчика прорези экрана на коммутатор системы зажигания подается импульс, являющийся сигналом подачи искры.

датчик Холла в трамблере

Центробежный регулятор опережения зажигания при увеличении частоты вращения вала трамблера за счет расхождения своих грузиков и воздействия на экран датчика Холла увеличивает угол опережения зажигания, что позволяет топливной смеси сгореть своевременно и с максимальной отдачей.

принцип действия центробежного регулятора
Принцип действия центробежного регулятора

Вакуумный регулятор опережения зажигания за счет разрежения передающегося в его корпус так же воздействует на экран датчика Холла и увеличивает угол опережения зажигания при повышении нагрузки на двигатель (чем больше нагрузка — тем больше разрежение — тем больше угол).

устройство вакуумного регулятора
Вакуумный регулятор опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Меняя положение трамблера относительно шкалы на корпусе вспомогательных агрегатов можно вручную корректировать угол опережения зажигания в большую или меньшую сторону.

корректировка угла трамблером
Корректировка угла трамблером, автомобиль ВАЗ 2108

Примечания и дополнения

— На автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливались два разных распределителя зажигания (трамблера), с разными крышками. Для двигателей 2108 и 21083 это трамблер 40.3706, для 21081 – 40.3706-01. Они конструктивно одинаковы, но различаются характеристиками вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания. Крышка трамблера 40.3706-01, для двигателя 21081, помечена желтой краской, трамблера 40.3706 красной. Различий между ними нет, они взаимозаменяемые.

Как самостоятельно протестировать работу зажигания

Этот довольно простой способ проверки работы системы зажигания может применяться как для автомобилей «девятого» семейства, так и для других легковых транспортных средств, оснащённых карбюраторным двигателем. Однако сразу следует оговориться, что здесь требуется определённый опыт, поскольку проверка производится на слух.

Итак, вначале нужно разогнать автомашину до скорости 50 км/ч и включить четвёртую передачу. Теперь выжмите до упора педаль газа и слушайте работу мотора. Если в этот момент появились тихие детонационные звуки, значит, угол опережения зажигания ВАЗ-2109 установлен верно. О позднем моменте свидетельствует отсутствие звуков при разгоне. В случае же, когда детонационные звуки слишком громкие, следует делать вывод о раннем зажигании. Как в первом, так и во втором случае двигателю вашего автомобиля требуется повторная настройка момента зажигания.

Как выставить угол опережения зажигания по лампочке

Если у вас в наличии нет стробоскопа и вы не намерены его покупать, то, ознакомившись с руководством, как настроить зажигание на ВАЗ- 2109 (карбюратор) с использованием лампочки, вы сможете выполнить необходимые регулировки без его применения. Алгоритм действий для этого способа следующий:

  1. Для начала необходимо совместить метки на шкиве коленвала и на крышке ГРМ. Сделать это можно, повернув коленчатый вал. Для этого воспользуйтесь специальным ключом. Если же такой ключ отсутствует, можно, включив четвёртую передачу, толкать автомобиль до совпадения меток.
  2. Далее, отсоедините от прерывателя провод, идущий на катушку зажигания, и соедините его с проводом 12-вольтной лампочки. Второй провод лампочки нужно подключить к массе (корпусу машины).
  3. Как и в случае с использованием стробоскопа, ослабьте гайки крепления трамблёра.

Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюраторСам трамблер крепится тремя гайками

  • Включите зажигание (лампочка должна гореть) и не спеша поворачивайте корпус прерывателя-распределителя до тех пор, пока электролампочка не погаснет. Как только это произошло, начинайте поворачивать в обратную сторону и в момент, когда лампочка загорится, можете затягивать крепления прерывателя-распределителя.
  • На этом установка зажигания считается завершённой, и если вы всё сделали правильно, то выставленный таким образом угол опережения обеспечит эффективную работу двигателя.

    Настройка зажигания с использованием стробоскопа

    Корректной может считаться проверка и последующая регулировка зажигания ВАЗ-2109 (карбюратор) только в том случае, если двигатель прогрет до своей рабочей температуры (в диапазоне от 80 до 90 градусов). Все дальнейшие действия должны выполняться в соответствии с приведённой ниже инструкцией:

    1. Запустите мотор и установите обороты коленвала на 800–900 об/мин.
    2. Снимите шланг вакуума со штуцера вакуум-корректора опережения зажигания и, заглушив мотор, перекройте просвет в шланге.
    3. Воспользовавшись ключом на «10», открутите три гайки, на которых крепится прерыватель-распределитель.
    4. На картере КПП расположено смотровое окно, закрытое пробкой, после извлечения которой взору открывается зубчатый венец маховика. Проворачивайте маховик до тех пор, пока не увидите установочную метку, разместив которую напротив центрального деления на шкале, расположенной на краю смотрового окна, вы поставите первый и четвёртый поршни в верхнюю мёртвую точку. Нелишним будет проверить правильность расположения этой метки — для этого найдите такую же метку на шкиве коленвала и убедитесь, что она совмещена с меткой на крышке ГРМ.

    Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюраторУбедитесь, что метки совпадают

  • Теперь нужно подключить стробоскоп, подсоединив его один провод к распредвалу вместо центрального высоковольтного провода, а второй — к отрицательной клемме аккумулятора.
  • Снова запустите двигатель и повторно убедитесь, что коленчатый вал вращается с требуемой частотой холостого хода.
  • Направьте луч стробоскопа в смотровое окно — импульсы прибора соответствуют моменту появления метки маховика.
  • Теперь необходимо поворачивать трамблёр до тех пор, пока не установите нужный угол опережения. Согласно паспортным данным, для бензина А-92 этот угол составляет 1 ± 1 градусов, а для бензина А-95 — 4 ± 1 градусов. Добейтесь размещения метки напротив нужной риски, и установка зажигания ВАЗ-2109 (карбюратор) может считаться выполненной.
  • Применение этого метода позволит вам настроить зажигание своими руками настолько точно, насколько это возможно без участия специалиста.

    Ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

    Распределитель зажигания (трамблер) состоит из следующих деталей (см. рис. ниже): 1 – уплотнительное кольцо; 2 — муфта; 3 — регулировочные шайбы; 4 — валик с центробежным регулятором; 5 — опорная пластина; б — пылезащитный экран; 7 — бегунок; 8 — датчик Холла; 9 – стопорная шайба; 10 — упорная шайба; 11 – корпус трамблера; 12 — вакуум-корректор.

    1. Снимите трамблер с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    2. Отверните два винта крепления и снимите крышку трамблера. Затем снимите бегунок, потянув бегунок вверх.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    3. Бегунок с трещинами, следами обгорания, значительным износом или коррозией наружного контакта 1 замените. Бегунок должен плотно устанавливаться на валик трамблера. Это обеспечивается пластинчатой пружиной 2. Бегунок с ослабленной или сломанной пружиной надо заменить. Омметром измерьте сопротивление резистора 3, оно должно быть равно 1 кОм. В противном случае замените бегунок.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    4. Снимите с трамблера пылезащитный экран.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    5. Отверните винт крепления клеммы проводов низкого напряжения и выньте клемму из корпуса трамблера.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    6. Разожмите лапки держателя отверткой и выньте провод из держателя.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    7. Отверните два винта крепления опорной пластины датчика Холла.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    8. Снимите стопорное кольцо со штифта опорной пластины.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    9. Отверните два винта крепления вакуум-корректора.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    10. С помощью отвертки снимите тягу вакуум-корректора со штифта опорной пластины.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    11. Снимите с трамблера вакуум-корректор.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    12. С помощью отвертки приподнимите опорную пластину и снимите ее.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    13. При задирах или значительном износе втулки замените опорную пластину.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    14. Снимите стопорное кольцо с валика распределителя зажигания, а затем упорную шайбу.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    15. Снимите пружинное кольцо, удерживающее штифт крепления муфты.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    16. Замените порванное или потерявшее эластичность уплотнительное кольцо.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    17. Выбейте штифт крепления муфты с помощью подходящего бородка.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    18. Снимите муфту привода распределителя зажигания и регулировочные шайбы. Замените муфту с сильно изношенными шипами.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    19. Выньте валик с центробежным регулятором.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    20. Осмотрите втулки, в которых вращается валик, с обеих сторон корпуса трамблера. Если есть задиры или значительный износ втулок, замените корпус трамблера в сборе с втулками.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    21. С помощью отвертки снимите две пружины грузиков со стоек. Чтобы не перепутать пружины при сборке, пометьте стойку, к которой крепится малая пружина.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    22. Снимите ведомую пластину центробежного регулятора с экраном.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    23. Грузики центробежного регулятора должны свободно поворачиваться на осях. В противном случае снимите стопорные кольца крепления грузиков.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    24. Затем снимите оба грузика с осей. Прочистите отверстия грузиков и смажьте их консистентной смазкой. Замените валик, если он сильно изношен или имеет задиры.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    25. Для замены датчика Холла отверните два винта крепления и снимите датчик Холла с опорной пластины.

    ПРИМЕЧАНИЕ
    На части распределителей зажигания датчик Холла крепится к опорной пластине с помощью заклепок. В этом случае датчик Холла заменяется в сборе с опорной пластиной.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    26. Протрите снаружи и изнутри крышку трамблера. Замените крышку трамблера с трещинами, следами пробоя (очень тонкие трещины), сколами или сильно изношенными контактами. Контактный уголек должен свободно перемещаться внутри крышки трамблера. Если контактный уголек имеет сколы, трещины, сильно изношен или пружина уголька сломана, выньте его с пружиной из крышки трамблера и замените.

    27. Соберите распределитель зажигания (трамблер) в обратном порядке, смазав предварительно втулки и валик тонким слоем моторного масла.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    28. Перед установкой муфты установите бегунок наружным контактом в сторону контакта 1-го цилиндра в крышке.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    29. Затем установите муфту на вал так, чтобы шипы муфты совпали с прорезями на распределительном валу при установленном в ВМТ поршне 1-го цилиндра.

    статья про ремонт распределителя зажигания (трамблера) на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    детали распределителя зажигания (трамблера) автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    Замена сальника трамблёра ваз 2109 карбюратор

    Вчера открыл капот и увидел очередную неприятность у Таськи, потек сальничек трамблера. В следствие чего куча масла на коробке, пара матов, и испорченное настроение 🙂 Но как говорится что поделаешь, завел моторчик и поехал на ближайший авто рынок за ремкомплектом. (аж целых 2 км) Ремкомплект представляет собой набор из сальника и 2-х резиновых колечек.

    Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

    одно кольцо большего диаметра ставится на трамблер, а второе на шейку трамблера(шейку штока бензонасоса)

    Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

    Сняв трамблер я принялся его разбирать, сразу скажу, разбирать придется все )

    Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

    Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

    Сначала снимаем площадку опередитетя зажигания (площадка Холла)

    Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

    После чего с обратной стороны выбиваем палец который держит муфту соединяющую трамблер с розкредвалом

    Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

    ЗЫ: при разборке трамблера очень важно запомнить то как эта муфта крепилась на валу трамблера. Если ее поставить развернутой на 180 градусов то и при подключение проводов свечей Вам также надо будет ставить их относительно поворота в 180 градусов, а это значит что относительно метке на крышке трамблера Ваши провода будут стоять не как 1,3,4,2 а как 4,2,1,3

    Для того чтобы не перепутать как стояла Ваша муфта проследите в каком положение стоял пропил вала трамблера и усиков муфты и поставьте себе метки, за положением муфты очень легко проследить так как усики ее смещены в одну сторону.

    После того как мы разобрали полностью трамблер мы можем выбить крышку сальника и поменять его.

    Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

    Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

    Заменив сальник собираем трамблер в обратной последовательности.

    Как правильно установить трамблер на двигатель 21083

    Самостоятельно, без ошибок, устанавливаем трамблер на двигатель 21083

    Рассмотрим особенности установки ранее снятого или нового трамблера (распределителя зажигания) на двигатель 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099. Установку проведем с учетом того, что положение трамблера на двигателе, до снятия, ни как не запоминалось и не отмечалось, а так же не устанавливалось требуемое взаимное расположение коленчатого и распределительного валов.

    Поэтому необходимо установить трамблер так чтобы угол опережения зажигания был максимально приближен к требуемому, чтобы потом можно было завести двигатель.

    Особенности установки трамблера ВАЗ 2108, 2109, 21099

    Устанавливаем поршни первого и четвертого цилиндра двигателя в высшую мертвую точку

    Для этого, поворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке, до совпадения метки на шкиву распредвала, с выступом на задней крышке привода ГРМ.

    Установочные метки на шкиву распредвала и задней крышке привода ГРМ

    В лючке на картере сцепления длинная метка (риска) на маховике должна стоять напротив треугольного выреза шкалы.

    Шкала с треугольным вырезом и длинная метка на маховике

    Повернуть можно за гайку крепления шкива распредвала ключом на 17 (для этого придется снимать защитную крышку привода ГРМ) или большой шлицевой отверткой за зубья маховика в лючке картеры сцепления.

    Подготавливаем трамблер к установке

    Снимем с него крышку. Контакт бегунка устанавливаем на вывод высоковольтного провода первого цилиндра. Это можно сделать, приложив крышку к трамблеру и найдя на ней отметку вывода первого цилиндра.

    Контакт бегунка к выводу первого цилиндра крышки трамблера

    Устанавливаем трамблер на двигатель

    Выступы на муфте вала трамблера должны войти в прорезь на торце распредвала

    Закрепляем трамблер, но гайки до конца не затягиваем, так как потом будем устанавливать угол опережения зажигания и будет необходимо вращать трамблер. Устанавливаем на место крышку и затягиваем два винта ее крепления. Присоединяем к ее выводам высоковольтные провода.

    Выставляем момент опережения зажигания

    Запускаем двигатель и вращением трамблера вправо-влево добиваемся устойчивых оборотов. Для уменьшения или увеличения угла опережения зажигания на корпусе вспомогательных агрегатов есть специальный выступ-метка, а на корпусе трамблера шкала. Одно деление шкалы 8 градусов опережения зажигания.

    Октан-корректор трамблера

    В дальнейшем необходимо будет выставить момент зажигания более точно при помощи стробоскопа.

    Примечания и дополнения

    Отсчет цилиндров на двигателях ВАЗ 2108, 2109, 21099 производится от привода ГРМ. То есть первый цилиндр – самый дальний от трамблера.

    • zen.yandex.ru/media/twokarburators/kak-pravilno-ustanovit-trambler-na-dvigatel-21083-5edf6afc39ba615980b7029e
    • tuningtaza.ru/ремонт-распределителя-зажигания-трамблера-на-автомобиле-ваз-2108-ваз-2109-ваз-21099.html
    • vaz-russia.com/remont-vaz-2108/zamena-tramblera-i-ego-chastey-na-vaz-2108-vaz-2109-vaz-21099.html
    • drive2.ru/l/457319047780915043/
    • twokarburators.ru/trambler-vaz-2108-2109-princip-deysvia/

    Признаки неверной настройки зажигания

    Признаки того, то необходима регулировка зажигания на карбюраторном ВАЗ-2109, могут быть разными. Первый симптом сбитого угла зажигания – снижение мощности автомобиля. Это часто происходит в том случае, когда карбюратор засорен и в камеру сгорании не попадает нужное количество топлива.

    Второй признак, по которому удастся заподозрить неправильную работу зажигания – провал педали газа в пол, при ее нажатии.

    Третий – неустойчивая работа автомобиля на холостом ходу. Часто это происходит из-за засорения жиклеров или неправильной смеси, подающейся карбюратором.

    Четвертым признаком является повышенный расход топлива. Его впору выделить как главный симптом неправильной работы системы зажигания. Естественно, он может проявляться и при других неисправностях, но, как показывает практика, сбитый угол трамблера становится причиной большого расхода топлива.

    Пятый признак – проблемный запуск двигателя. Столкнувшись с такой проблемой, не стоит винить карбюратор, он не причем, причину необходимо искать в системе зажигания.

    Чтобы избежать ложных признаков, необходимо настроить карбюратор, перед тем как искать неисправности системы зажигания.

    Замена трамблера и его частей на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

    Замена трамблера и его частей на ВАЗ

    Местонахождение трамблера
    Располагается рядом с аккумуляторной батареей, на конце крышки головки блока цилиндров. Подробнее смотрите на фото ниже:

    В круг обведено местонахождение трамблера

    Когда менять трамблер?
    Он выходит из строя довольно редко, чаще всего замене подлежат детали трамблера, такие как бегунок, крышка трамблера и другие. Ниже представлен список неисправностей, возникающих у двигателя при выходе из строя трамблера либо его составных частей:

    • автомобиль начинает дергаться;
    • машина попросту не заводится;
    • потеря мощности у двигателя автомобиля, машина хуже едет;
    • увеличение расхода топлива у автомобиля.

    Трамблер в бесконтактной системе зажигания

    Трамблер

    Контактная система зажигания, которая установлена на допотопных классических моделях ВАЗ — образец итальянской надежности, стабильности и ремонтопригодности. Эта система (не в принципе система зажигания, а именно ВАЗовская) была разработана концерном Фиат в 1963 году и практически не изменялась на протяжении всей эпохи царствования классических Жигулей, вплоть до того момента, когда из ворот Ижевского завода не выкатили последнюю ВАЗ 2107. Хотя на последних семерках уже стояла бесконтактная система зажигания, особенных изменений она не претерпела.

    Контактная система зажигания

    На автомобилях семейства Самара — 2108, 2109, 2114, система зажигания бесконтактная. Что это значит и какие отличия ее от контактной системы? Вот они:

    • в трамблере ВАЗ 2109 отсутствует контактная группа;
    • работа бесконтактной системы зажигания управляется электроникой, а не одноклеточными электромагнитными реле;
    • корректировка угла опережения зажигания проводится другими методами;
    • бесконтактный трамблер ВАЗ 2109 более компактный, чем трамблеры классических ВАЗ.

    Принцип работы системы зажигания и ее основные задачи не изменились с применением бесконтактной системы. Она стала проще в обслуживании, стала меньше зависеть от механического износа контактной группы, но больше — от качества электронных полупроводниковых комплектующих. Электронные блоки управления старых 2109 требуют обязательной проверки перед покупкой, поскольку качество отечественных радиокомпонентов не всегда может быть стабильным.

    Датчик-распределитель

    Назначение трамблера ВАЗ 2109

    В любой системе зажигания, бесконтактной, или контактной, есть два контура — высоковольтный и низковольтный. Трамблер, распределитель зажигания, является как раз тем устройством, которое имеет дело как высоковольтной проводкой, так и с маловольтажной. Основная его задача — распределение высокого напряжения между свечами зажигания в нужный момент и в определенном порядке.

    Распределитель зажигания

    Работает трамблер следующим образом — Высоковольтное напряжение генерируется в катушке зажигания методом электромагнитной индукции. По высоковольтному проводу оно подается на центральный контакт крышки распределителя. Контакт находится в постоянном взаимодействии в бегунком, который распределяет ток по четырем контактам, соответствующим свече в цилиндре. Бегунок находится в постоянном вращении и поочередно замыкает центральный контакт с контактами свечей. Ток поступает на свечи по проводам высокого напряжения в порядке, определенном очередностью работы цилиндров — 1-3-4-2. Бегунок приводится в движение приводным валом, который соединен с распредвалом.

    Соединен с распредвалом

    Работа датчика холла и центробежного механизма

    Устройство трамблера ВАЗ 2109 позволяет корректировать угол опережения зажигания во время работы двигателя. Это достигается за счет центробежного устройства, которое способно сдвигать бегунок при резком увеличении числа оборотов. Конструкция центробежного механизма аналогична тем, которые устанавливались на трамблеры с контактной системой зажигания.

    Центробежный механизм

    Также в трамблере ВАЗ 2109 предусмотрен вакуумный корректор. Он работает следующим образом — при создании разрежения во впускном коллекторе, с которым соединен корректор, разряжение передается по трубке в камеру с резиновой диафрагмой. Диафрагма соединена с тягой, которая шарнирно крепится к пластинке, на которой расположен датчик холла. Именно этот датчик заменил контактную группу в трамблере и позволил сделать систему зажигания стабильнее. Вместе с пластиной датчик может сдвигаться, регулируя момент зажигания, увеличивая или уменьшая угол, в зависимости от интенсивности набора оборотов и от разрежения в коллекторе.

    Неисправности в работе трамблера

    Поскольку в трамблере 2109 минимум механических деталей, то он не так подвержен износу, как трамблер с контактной группой. Тем не менее, они есть и к ним нужно быть готовым.

    1. Часто забивается отверстие для вентиляции и компенсации давления на хвостовике трамблера. Это приводит к тому, что кратерные газы, не имея другого выхода, прорываются через сальник валика трамблера и замасливают бегунок.
    2. Случаются пробои на массу в крышке распределителя из-за микротрещин.
    3.  Из-за некачественных элементов выходит из строя датчик холла;
    4.  Разбалтывается подшипник вала трамблера.Минимум механических деталей

    Все эти неприятности решаются довольно просто, если не жалко времени все можно устранить своими руками. Трамблер ВАЗ 2109 цена которого составляет не многим более 1000 рублей — в принципе, расходный узел, поэтому принимать решение о его ремонте может быть нерентабельно с точки зрения потраченного времени. Правильного вам искрораспределения, и удачи на дорогах.

    Регулировка зажигания

    Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюраторПеред тем как начать регулировку зажигания, необходимо подготовить двигатель. Для этого его следует прогреть несколько минут. После этого на работающем на минимальном холостом ходу, двигателе нужно снять силиконовую трубку со стороны карбюратора, чтобы она осталась прикрепленной к вакуумному регулятору опережения зажигания, и проверьте, разряжена ли она. Если нет вакуума, можно выключить двигатель. Далее следует заглушить отверстие в трубке. Для этого желательно воспользоваться обычным болтом. После этого можно приступать к регулировке системы зажигания.

    В первую очередь необходимо открутить три гайки, на которых крепится трамблер. На «девятке» предусмотрен специальный лючок со шкалой для регулировки угла зажигания.

    Маховик ВАЗа нужно расположить так, чтобы поперечная метка была напротив треугольника, расположенного на шкале. Это положение маховика рассчитано на пребывание поршней первого и четвертого цилиндра в верхней мертвой точке, с углом опережения зажигания равным нулю.

    Дальше понадобится стробоскоп. Его нужно подключить к цепи, согласно схеме, применяемой к модели устройства. Обычная схема подключения следующая: Красный провод от стробоскопа нужно подключить к плюсовой клемме АКБ, а черный – к знаку минус, а металлический зажим должен быть установлен на провод четвертого цилиндра.

    Далее можно проверять установку. Для этого заведите двигатель и наведите устройство определения на лючок со шкалой. Метка, расположенная на маховике, обязана соответствовать правильному делению на шкале, а треугольник должен указывать на нулевое положение. Не спеша проворачивайте трамблер по часовой стрелке, пока метка на шкале не сдвинется на 2 градуса (92 бензин) или на 6 градусов (для 95-го).

    После установки зажигания отсоедините стробоскоп и последовательно снимите: провода с четвертого цилиндра, аккумулятора и катушки. Силиконовую трубку подключите обратно, к карбюратору.

    Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюраторДалее необходимо проверить, насколько правильно выставлена система зажигания. Для этого заводите мотор и прогревайте его до рабочего температурного показателя. Если все сделано правильно, симптомы, присутствующие до этого пропадут. Если все по-прежнему – искать проблему нужно в карбюраторе.

    Иногда, например, на безлюдной проселочной дороге, не всегда есть возможность найти стробоскоп. В этом случае можно отрегулировать без стробоскопа, воспользовавшись лампочкой. Для этого необходимо:

    1. Отсоединить провод, идущий от катушки зажигания к трамблеру. К нему нужно подсоединить провод от лампы, второй подключить к кузову автомобиля.
    2. Так же как и при работе со стробоскопом, открутить крепление трамблера.
    3. Завести мотор. Лампа должна загореться. После этого следует не торопясь вращать трамблер, пока свет от лампочки не погаснет. После этого нужно плавно осторожно проворачивать трамблер в другую сторону, до включения лампы. Как только появится свет, крепление можно затягивать.

    Неверно выставленное зажигание далеко не самым лучшим образом сказывается на работе двигателя, ухудшая его эксплуатационные характеристики. Многие автовладельцы, как только появляются первые проблемы с мотором, из-за недостатка опыта решают, что причиной всему является поломка карбюратора. В действительности зачастую проблема кроется в неправильно настроенном моменте зажигания и устранить её можно, если знать, как выставить зажигание на ВАЗ-2109 (карбюратор), воспользовавшись нехитрым набором инструментов.

    Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

    Исходя из каких признаков можно сделать вывод о том, что на вашем автомобиле угол опережения зажигания не соответствует рекомендациям, заявленным заводом-изготовителем? В подобных случаях наиболее часто проявляются такие «симптомы»:

    • затруднённый запуск двигателя;
    • нестабильный холостой ход и неровная работа силового агрегата в целом;
    • заметное снижение мощности мотора, а также его приёмистости;
    • повышение расхода топлива;
    • появление провалов в оборотах при разгоне машины;
    • наличие густого чёрного дыма в выхлопных газах при пуске мотора и во время езды (свидетельствует о слишком раннем моменте и, как следствие, плохом сгорании топлива).

    Каждый из этих признаков является причиной того, что двигатель начинает работать менее эффективно, и это, в свою очередь, сказывается на комфортности эксплуатации автомобиля в целом. Поэтому мы рекомендуем ознакомиться с руководством, как выставить зажигание на автомашине ВАЗ-2109 с карбюраторным мотором, чтобы применить эти знания на практике, если потребуется.

    В гаражных условиях настраивать угол опережения может даже водитель, не обладающий опытом проведения автомобильного ремонта. Для этого потребуется гаечный ключ на «10» и стробоскоп либо лампочка. Естественно, при помощи стробоскопа настройка зажигания ВАЗ-2109 (карбюратор) будет более удобной и точной, но с помощью лампочки вы также сможете добиться удовлетворительного результата. Далее, мы рассмотрим, как производятся регулировочные работы с применением обоих вариантов.

    Как правильно выставить трамблер на ваз 2109 карбюратор

    Прежде чем приступать к снятию трамблера (распределителя зажигания) на ВАЗ 2109-2108, необходимо обязательно отсоединить минусовую клемму от аккумуляторной батареи. Данная процедура выполняется своими силами не так сложно, как может показаться, но есть очень важные моменты, на которые стоит обратить внимание.

    Об этом будет подробно рассказано в процессе описания процедуры. Для выполнения данного ремонта понадобятся следующие инструменты:

    1. Ключ на 10 рожковый или накидной
    2. Головка торцевая и трещоточная рукоятка
    3. Отвертка с крестовым лезвием

    Порядок снятия и установки трамблера на ВАЗ 2109-2108

    Итак, прежде чем приступать к снятию, обратите внимание на положение установки трамблера относительно корпуса. Обязательно запомните или нанесите метки, чтобы при установке поставить его в такое же положение.

    метки положения трамблера на ВАЗ 2109-2108

    Затем необходимо отсоединить высоковольтные провода от крышки распределителя: 4 свечных и один центральный с катушки зажигания: отсоединение высоковольтных проводов от трамблера на ВАЗ 2109-2108

    Также необходимо отключить штекер с проводами, который наглядно показан на фото ниже: отсоединение штекера проводов от трамблера на ВАЗ 2109-2108

    Затем сдергиваем тонкий шланг от вакуум-корректора распределителя: отсоединение шланга от вакуум-корректора трамблера на ВАЗ 2109-2108

    Теперь можно приступать непосредственно к откручиванию гаек крепления самого трамблера ВАЗ 2109-2108. Всего их три штуки: одна находится по центру сверху: гайки крепления трамблера на Ваз 2109-2108

    И две остальные находятся по бокам, и их удобнее откручивать обычным рожковым ключом, так как трещоткой с головкой туда просто не подлезть. Боковые пока не откручивайте до конца, так как нужно выставить метки ВМТ.

    Но прежде чем снимать распределитель зажигания, необходимо установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ. Для этого через отверстие в картере КПП (предварительно вынув резиновую заглушку) нужно совместить метки на корпусе и маховике. Установив рычаг КПП в нейтральное положение, ключом на 19 прокручивайте шкив коленвала до необходимого момента. Вот так это должно выглядеть: выставление меток ГРМ на ВАЗ 2109

    И только после этого откручиваем две оставшиеся гайки и приступаем к снятию трамблера, снимая его со шпилек в сторону: замена трамблера на ВАЗ 2109-2108

    Если вы решили произвести замену трамблера, то необходимо купить новый, цена которого на автомобили ВАЗ 2109-2108 составляет порядка 1000 рублей. Перед установкой необходимо снять крышку, открутив два болтика ее крепления: снять крышку трамблера на ВАЗ 2109-2108

    И когда будете ставить на место, смотрите, чтобы наружный контакт бегунка во время установки находился ровно напротив вывода первого цилиндра на крышке: установка трамблера на ВАЗ 2109-2108

    То есть, после того, как распределитель надели на шпильки корпуса, прислоните крышку и посмотрите, совпадает ли положение контакта бегунка с выводом 1-го цилиндра: правильно установить положение бегунка трамблера на ВАЗ 2109-2108

    И после этого окончательно закручиваем все гайки крепления трамблера и устанавливаем крышку на свое место. И не забываем, что необходимо соблюдать первоначальное положение распределителя относительно корпуса, чтобы сохранить момент зажигания.

    Новая Лада:  Честный обзор 8-клапанной новой Лады Гранты
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
    Загрузка...

    Оставьте комментарий