Причины провалов при нажатии на педаль газа
В карбюраторном двигателе это дозирование проходит проще ‐ сечение отверстия основного жиклера, через которое проходит бензин, становится больше, или меньше. При необходимости — работает только жиклер холостого хода, при нажатии на педаль — оба вместе. Дальше двигателю главное поджечь смесь качественной искрой, и нужное усилие для проворота коленвала будет получено.
Провал при нажатии газа происходит если:
Различные неисправности, связанные с работой двигателя, трансмиссии и навесных агрегатов могут проявляться как на холостом ходу, так и под нагрузкой в движении, а также на переходных режимах. Поломки зачастую можно определить по наличию явных утечек технических жидкостей, повышенному шуму, явным стукам, неустойчивой работе ДВС, провалам и т.п. Далее мы рассмотрим возможные причины, по которым во время движения машина с инжектором начинает дергаться, то есть появляются заметные рывки.
В процессе эксплуатации различных транспортных средств водители часто сталкиваются с тем, что двигатель начинает дергаться и работает рывками при резком нажатии на педаль газа. Такие рывки появляются как при разгоне, так и на холостом ходу, если сильно нажать на газ. При этом в обычном режиме (нажатия на акселератор плавные) заметных рывков зачастую не наблюдается.
В этой статье мы поговорим о том, почему происходят такие рывки и машина дергается при разгоне, каике симптомы четко указывают на то, что двигатель начал дергаться, а также как определить и устранить неисправность.
Ломается даже самая надежная машина. Иногда при надавливании педали газа водитель ощущает, как его некогда быстрый автомобиль вдруг замирает и вянет, а затем дергается и плохо ускоряется. Причин у этого явления несколько. Возможно, дают о себе знать скрытые повреждения в системе питания или зажигания, а также проблемы с впуском воздуха. Иногда такой же эффект проявляется на полноприводных автомобилях с электромагнитной или гидравлической муфтой. Некоторые случаи «лечатся» дешевой регулировкой, другие же способны сильно ударить по карману владельца. Разберем их более подробно.
Среди других возможных причин, которые могут вызвать дерганье машины при езде, необходимо выделить возможные проблемы со сцеплением на «механике» и неисправности автоматических коробок передач.
Что касается механических трансмиссий, рывки могут возникать после перехода на определенную передачу в тот момент, когда водитель начинает отпускать педаль сцепления. В этом случае стоит начать с проверки состояния корзины, диска сцепления, выжимного подшипника и т.д.
Если машина с «автоматом» движется рывками или дергается при разгоне, тогда необходимо осуществить диагностику коробки передач, проверить уровень трансмиссионного масла и работоспособность управляющей электроники.
Напоследок добавим, что заметные рывки при торможении некоторыми водителями ошибочно принимаются за сбои в работе ДВС. На самом деле частой причиной такого поведения автомобиля могут являться изношенные тормозные диски.
Как понять, почему происходит провал при нажатии на акселератор
Залитые или неисправные свечи зажигания также могут быть причиной провала педали газа
Свечи, которыми автомобиль комплектуется с завода — долговечнее, чем большинство расходников, имеющихся в продаже, поэтому вторую и последующие замены — рекомендуется делать с меньшим интервалом.
Иногда проблемы потери приемистости, рывков, ступенчатого ускорения при разгоне — совсем не связаны с работой двигателя. На машинах с АКПП так проявляется сильный ее износ. Его вы заметите, переключаясь при разгоне — сначала секундная задержка без реакции на педаль газа, затем — толчок и ускорение. У машин с ГБО такая реакция на газ начинает происходить при поломке газового редуктора, или его датчика. При этом автомобиль начинает расходовать в два‐три раза больше газа. У дизельных двигателей адекватную реакцию на энергичное нажатие на педаль газа — сильно ухудшает заправка некачественным топливом с высоким содержанием серы, либо — типом солярки, не соответствующим сезону.
Достаточно часто в процессе эксплуатации инжекторного или карбюраторного авто можно столкнуться с тем, что при разгоне дергается двигатель. Другими словами, после резкого нажатия на педаль газа нет четкого отклика от силового агрегата, возникает пауза-провал, набор оборотов происходит рывками и т.п.
Указанные рывки являются быстрым изменением частоты вращения коленвала, причем независимо от положения педали газа и степени нажатия на акселератор. Как правило, такие рывки следуют сериями, заставляя двигатель дергаться.
Что касается провала, то есть когда «тупит» двигатель при разгоне, наблюдается заметное запаздывание реакций ДВС после того, как водитель резко нажал на газ для увеличения оборотов. При этом в обоих случаях во время плавного нажатия на педаль газа набор оборотов происходит без рывков и задержек, то есть вполне прогнозируемо.
Вполне очевидно, что эксплуатация ТС с подобными неисправностями является не только затруднительной, но и опасной. Во время езды нет возможности выйти на обгон, быстро перестроиться и т.д. Для решения проблемы двигатель нуждается в углубленной диагностике, так как сначала необходимо четко определить причину поломки.
Далее мы поговорим о том, почему при разгоне дергается инжекторный двигатель или карбюраторный мотор, а также какими способами можно выявить и устранить возникшие неполадки.
Частые причины рывков двигателя
Как правило, сбои в работе мотора (троение двигателя, пропуски зажигания и т.д.) являются часто причиной того, что силовой агрегат несвоевременно реагирует на нажатие педали газа, после чего появляются рывки. Данная проблема затрагивает дизельные и бензиновые моторы, инжекторные и карбюраторные. Среди разных элементов для проверки, а также методов и способов диагностики, специалисты выделяют много позиций. Остановимся на основных.
Причины провала при разгоне
Инжектор
С узлом немного проще.
Дизель
Случается, что машина с установленным ГБО дергается на холостых или при разгоне. При этом, автолюбители нередко смотрят именно в сторону газа. Однако, проблема скрывается здесь не всегда.
Холостой ход
У газов немного отличаются параметры сгорания и пропорции рабочей смеси. В некоторых случаях, достаточно откалибровать смеситель и все станет на свои места.
Проблема не в ГБО
В большинстве случаев при продергивании машины ГБО к делу не имеет отношения. Здесь актуальны проблемы, встречающиеся на обычном карбюраторе или инжекторе.
Примечание! По статистике 8 из 10 случаев газовая установка к проблеме не имеет отношения.
Проблема в ГБО
Если же причина кроется в газовой установке, искать ее следует в подсасывании воздуха внутрь системы.
Причины возникновения
Основные причины появления рывков и провалов при нажатии на педаль газа:
Закоксовывание форсунок — еще одна возможная причина, почему машина дергается при разгоне.
Недостаточное топливное давление
Неполадки часто происходят из-за нехватки производительности насоса. В данном случае отмечается резкое падение давления в топливной рампе при большом расходе топлива — двигатель расходует его больше, чем может обеспечить насос. При этом появляется и распыл форсунок. В результате снижаются обороты двигателя, расход топлива уменьшается, насос начинает работать корректно, а затем обороты снова растут — получается замкнутый круг с повторяющимся циклом.
Проблемы в системе управления двигателем
Подразумевается любая некорректная работа одного из элементов, из-за которой сбиваются все настройки. Например, при сбое в работе датчика дроссельной заслонки программа блока управления будет выдавать некорректные команды на обогащение топливной смеси. Соответственно, двигатель будет ощутимо дергать.
Некорректная регулировка впуска и выпуска
При появлении каких-либо дефектов в фазовращателях и механизмах управления регулировка выпуска и выпуска будет неправильной. Самый опасный момент для двигателя — перескок ремня привода ГРМ или цепи на определенное количество зубьев.
Неисправности гидротрансформатора
Данный тип проблем актуален прежде всего для автомобилей с классической автоматической коробкой или вариатором — рывки происходят в том случае, когда гидротрансформатор пробуксовывает. Робот и механика также могут выдавать схожие по признакам провалы в случае появления неисправностей в элементах сцепления.
Дергается машина при резком нажатии на газ
Прежде всего, следует уяснить, что рывки и дергания при нажатии на газ чаще всего связаны с качеством топливно-воздушной смеси. Смесь может быть обедненной или обогащенной.
Именно по этой причине коленчатый вал двигателя не раскручивается сразу после того, как водитель редко нажал на газ, то есть отклик на нажатие педали происходит несвоевременно, затем происходит рывок и машина ускоряется.
Сразу отметим, возможных неполадок, которые приводят к нарушению состава рабочей смеси, существует достаточно много. Давайте остановимся на самых распространенных.
При этом датчик положения дроссельной заслонки в норме отправляет на ЭБУ сигнал о том, что двигатель перешел из режима ХХ или другого режима в режим увеличенной нагрузки. Блок управления «понимает», что горючего в камеру сгорания нужно подать больше, также необходимо увеличить давление топлива в топливной рейке.
Вполне очевидно, что если ДПДЗ не работает, тогда нужный сигнал не приходит на ЭБУ. Также датчик может подавать неверный сигнал или подавать его с задержкой. Получается, после того, как водитель нажал на газ, двигатель начинает сначала дергаться или даже глохнет, если обороты сильно падают.
На основании этих данных блок определяет, сколько топлива подавать, чтобы получить необходимую топливно-воздушную смесь. Если же ДМРВ неисправен или передает неверные данные, происходит нарушение смесеобразования, двигатель дергается при разгоне и резком нажатии на педаль газа.
Также на карбюраторах нередко выходят из строя ускорительные наосы и т.д. Чтобы решить проблему, карбюратор нужно чистить, после чего производится его регулировка.
Также следует оценить состояние свечей зажигания, проверить высоковольтные свечные бронепровода на пробой.
Еще отметим, что подача топлива как в инжектор, так и в карбюратор, может быть недостаточной в случае загрязнения топливного фильтра. В этом случае возникают провалы и рывки двигателя под нагрузкой.
Также в очистке может нуждаться и сетка-фильтр бензонасоса (на инжеторных авто находится на корпусе насоса в топливном баке). Фильтр нужно заменить на новый, также можно снять и промыть уже имеющийся.
Многим автомобилистам приходилось замечать такое стечение обстоятельств, как трудности с набором скорости во время нажатия педали газа в пол. Чаще всего подобное явление встречается на подержанных машинах и считается следствием наличия определенного рода проблем с транспортным средством. В данном случае автомобиль может начинать набирать скорость с задержкой или вовсе делать это неохотно. Если машина вовсе отказывается ускоряться, когда педаль газа выжата в пол, то следует немедленно обратиться в сервисный центр.
Не исключена вероятность, что у автомобиля имеются серьезные проблемы с двигателем или трансмиссией. Как правило, при таких обстоятельствах машина будет подавать своему владельцу дополнительные сигналы. К примеру, во время нажатия на педаль газа может раздаваться металлический шелест или выбрасываться топливо из выхлопной трубы. В любом случае точную неисправность сможет диагностировать специалист после соответствующей полноценной проверки транспортного средства на предмет поломок.
Существенно чаще автомобилистам приходится сталкиваться с такой проблемой, как кратковременный провал в момент нажатия на педаль газа. В данном случае речь идет про явление, когда машина начинает набирать скорость с небольшой задержкой, после того как водитель подает соответствующую команду. При таких обстоятельствах нужно в первую очередь обратить внимание на модель, про которую идет речь. В некоторых случаях подобное явление указывает на проблемы с топливной системой. Не исключено, что засорился фильтр.
Еще одна проблема, которая может проявляться таким образом — это забитые форсунки. В ситуации, когда сопла загрязнены, топливо начинает впрыскиваться в камеру сгорания не сразу, как водитель нажимает на педаль газа, а с небольшой задержкой, как только будет увеличено давление. При таких обстоятельствах достаточно лишь прочистить форсунки или заменить данные элементы, если они уже успели исчерпать весь свой ресурс. Отдать предпочтение в данном случае лучше изделиям от проверенных брендов, к примеру, марки Bosch.
Если же форсунки еще не успели исчерпать свой ресурс и попросту требуется их промывка, демонтировать элементы вовсе не обязательно, так как все необходимое можно сделать непосредственно на работающем двигателе. Для этого нужно использовать специальное средство, предназначенное для прочистки. Подобное вещество можно приобрести в любом магазине автозапчастей. Перед тем, как приступить к работе, следует полноценным образом изучить инструкцию на упаковке.
Также нужно упомянуть о том, что проблема может скрываться не в технической части, а совсем в другом месте, а именно в электрике автомобиля. Как показывает практика, многие современные автомобили оборудованы не классической педалью газа с выходящим тросом, который напрямую воздействует на подачу горючего, а электронной. Она подает команду на блок управления двигателем, после чего она поступает в топливную систему. Если в цепи присутствуют повреждения или плохой контакт, то все команды будут передаваться с характерной задержкой.
Засорившиеся или неисправные форсунки
Перебои с подачей топлива могут возникать из-за засорившихся форсунок. Некачественный бензин оставляет отложения, которые можно промыть на специальном оборудовании. Хуже, если форсунки уже изношены. В этом случае их придется менять в сборе. Правда, для некоторых моделей автомобилей предусмотрен ремкомплект, так что можно обойтись небольшими тратами.
Датчик массового расхода воздуха
Неправильные данные о количестве поступающего в двигатель воздуха ведут к ошибкам блока управления двигателя, неверной продолжительности открытия форсунок и, как следствие, к приготовлению переобогащенной топливной смеси. Отсюда и неровная работа двигателя с провалами при наборе оборотов. Обычно из-за неисправного датчика перебои не ощущаются на холостом ходу и возникают только при нагрузке.
Неисправный датчик влияет также на ресурс выхлопной системы, в том числе и на катализатор, который чувствителен к чистоте выхлопа.
Свечи зажигания и катушки
Проблемы с отсутствием искры могут возникать из-за свечей зажигания. Из-за прогоревших электродов или большого налета в одной из свечей смесь в камерах сгорания не поджигается или сгорает не полностью, отчего и возникает так называемое «троение», которое сопровождается тряской на холостых оборотах. Разгон под нагрузкой получается «нервным».
Отремонтировать свечи невозможно. Их можно только заменить.
Если же дело не в свечах, причиной могут быть неисправные катушки или повреждения в высоковольтных проводах. Также может быть неисправен модульный блок, отвечающий за зажигание. Выяснить причину неисправности поможет диагностика.
Неполадки в топливной системе
Если машина дергается при езде, тогда начинать диагностику следует с топливной системы. Главными симптомами неисправностей системы питания двигателя выступают рывки автомобиля в движении. Указанные признаки поломки проявляются в нескольких ситуациях.
Первым делом необходимо исключить вероятность заправки некачественным топливом, завоздушивания системы топливоподачи и течей топливных магистралей. Следующим элементом, который требует контроля, является топливный фильтр.
В случае снижения его пропускной способности двигателю будет недостаточно топлива, особенно при резком поднятии оборотов и росте нагрузки на силовой агрегат. Также необходимо убедиться, что воздушный фильтр не имеет значительного загрязнения.
Низкое давление в топливной рампе приводит к тому, что в момент резкого нажатия на газ происходит широкое открытие дроссельной заслонки, датчик положении заслонки отсылает сигнал на ЭБУ. Электронный блок управления при сниженном давлении не способен быстро обеспечить подачу в должном объеме, в результате чего машину начинает дергать на ходу.
Следующим шагом становится проверка электронных датчиков при помощи тестера (мультиметра). В основном списке находятся:
Стоит отметить, что провалы и рывки часто проявляются при начале движения (когда мотор выходит из режима холостого хода). В этот момент дроссельная заслонка начинает открываться, а датчик положения заслонки передает сигнал на ЭБУ. Блок управления начинает увеличивать подачу топлива для осуществления плавного перехода в режим работы под нагрузкой. При низком давлении в топливной рампе, а также в случае неисправностей ДПДЗ, машина будет дергаться в таком переходном режиме.
Дополнительно стоит уделить внимание и самой дроссельной заслонке, так как данный элемент может сильно загрязняться в процессе эксплуатации. Загрязнение приводит к сбоям в работе системы, которые устраняются путем механической очистки дросселя. Дроссельную заслонку рекомендуется чистить на каждом ТО в целях профилактики.
Еще одним элементом, который потребует проверки в случае появления рывков автомобиля при езде, является бензонасос. Необходимо проверять устройство на работоспособность, а также исключить вероятность сильного загрязнения сеточки бензонасоса.
Первым делом стоит проверить свечи зажигания. Большой нагар на электродах ведет к пропускам в зажигании и, как следствие, провалам в работе двигателя. Отсюда и нервный разгон. Конечно, если есть финансовые сложности, можно попробовать очистить свечи. Но куда проще их просто заменить.
Засорившийся воздушный фильтр
Проблемы с воздухом бывают по причине засорения воздушного фильтра. Если он старый или неоригинальный, то его пропускная способность может не соответствовать потребностям машины. При небольшом засорении его ячейки перестают пропускать воздух в достаточном объеме. А без воздуха бензин не горит или горит плохо, из-за чего начинаются пропуски зажигания. Недогоревший бензин выбрасывается в каталитический нейтрализатор или в выхлопную трубу, где и догорает с образованием едкого дыма. Ощущается потеря мощности.
Поэтому лучше использовать допущенные к эксплуатации производителем , а срок их службы ограничивается одним годом.
Погода и природа
В дождь ухудшается аэродинамика и увеличивается сопротивление качению. Под проливным дождем плотность самой среды, сквозь которую продирается автомобиль, становится намного выше: ведь вода плотнее воздуха в 800 раз. Лично приходилось наблюдать, как в сильнейший ливень автомобиль В‑класса с 85‑сильным двигателем отказывался ехать быстрее 65 км/ч.
Ветер
Если скорость встречного ветра составляет 20 м/с, до трети мощности мотора (в зависимости от скорости автомобиля) уходит на преодоление сопротивления воздуха. И сильный боковой ветер ухудшает динамику — особенно кроссоверов и минивэнов, у которых большая площадь поперечного сечения.
Высокогорье
Чем выше забираетесь в горы, тем больше падает тяга. Причина — в худшем наполнении цилиндров из-за меньшей плотности воздуха на высоте.
Каждые 1000 м над уровнем моря отбирают у атмосферного двигателя около 10% мощности. Выходит, 100‑сильный мотор на четырехтысячном перевале будет выдавать меньше 70 л.с.
Современные наддувные моторы чувствуют себя в горах лучше потому, что турбокомпрессоры рассчитывают на избыточную производительность, чтобы обеспечить широкую полку крутящего момента. В горах эта полка сдвинется в сторону более высоких оборотов, но на мощностных режимах мотор будет тянуть хорошо.
Засорившиеся воздушный и топливный фильтры
Часто причиной плохой работы двигателя и появления провалов в его работе при разгоне становится забитый воздушный или топливный фильтр. Решение одно — замена фильтра.
Механические провалы педали газа
Устранение таких провалов педали — вполне возможно выполнить самостоятельно, если вы точно знаете внешний вид, положение и номер сломавшейся детали. Труднее всего — менять лопнувший трос привода газа, поэтому, если вы не уверены в своих силах, или просто не хотите тратить время — лучше подключите специалистов. Обращайтесь в проверенный автосервис.
Причин провалов при разгоне может быть много, но в любом случае их можно условно разделить на две основные группы: проблемы с зажиганием (в случае бензиновых двигателей) и проблемы с системой питания.
Провалы при разгоне (ускорении)
Если автомобиль плохо разгоняется, стоит учесть следующие причины, из-за чего возможно появление неисправностей и в том числе провалов:
Двигатель
Чаще всего в потере мощности виновато топливо. Например, если заправились бензином с низким октановым числом. Выход из этой ситуации простой — на ближайшей АЗС залейте бак до полного хорошим бензином.
Неисправности топливной системы
Впрочем, топливо может быть и нормального качества, а причины кроются в неисправностях топливной системы. Например, недостаточно давление топлива в магистрали из-за засорения на пути от бака к двигателю (входная сетка топливного модуля или топливный фильтр) или барахлит бензонасос (например, вследствие окисления проводки). Реже это происходит из-за неисправного регулятора давления или пережатого топливопровода. Возможно, засорились форсунки. Для начала попробуйте почистить и проверить на стенде производительность инжекторов. Не помогло — замена.
Барахлят свечи или система зажигания
Плохое состояние свечей может убавить мотору прыти. Не замененные в срок свечи порой ведут к пробою катушки зажигания, а ее замена гораздо дороже, чем комплект свечей.
Подсос воздуха
Бывает, что вследствие неисправности привода акселератора заслонка открывается не полностью. При тросовом приводе заслонки его необходимо отрегулировать.
Проблемы в системе выпуска
Система выпуска часто повреждается из-за контакта с дорожным препятствием. Обломки каталитического нейтрализатора могут частично перекрыть проход выпускным газам, а из-за противодавления упадет мощность мотора. Кроме того, возможен заброс частиц в двигатель, что приведет к задирам цилиндропоршневой группы и дорогостоящему ремонту.
Неисправная электроника
Мотор при отказе некоторых датчиков системы управления переходит в аварийный режим. Выдавать заявленные характеристики он уже не сможет, его мощность снизится. На большинство неисправностей система отреагирует включением сигнализатора Check Engine. При первой возможности надо продиагностировать систему на сервисе или самостоятельно — например, с помощью сканера ELM 327.
Износ ЦПГ, прогар клапанов, зазоры в приводе ГРМ
Тянуть хуже двигатель может из-за износа цилиндропоршневой группы или прогара клапана. Иногда достаточно просто отрегулировать зазоры в приводе ГРМ.
Перегрев
При перегреве падает плотность воздушного заряда, управляющая мотором электроника ограничивает мощность, а критическое уменьшение зазоров повышает трение. Тут не просто мотор тянуть будет хуже — так и клин словить недолго. Поэтому немедленно остановитесь и устраните перегрев.
Наши рекомендации
Двигатель также может неустойчиво работать и дергаться на ходу в том случае, если имеются неполадки в системе зажигания. Кроме рывков наблюдается потеря мощности, повышенный расход и т.д.
Самостоятельная проверка предполагает диагностику силовых проводов, свечей зажигания, катушки зажигания, ДПРВ. Для обнаружения возможной причины необходимо выключить зажигание, после чего проверяется надежность крепления высоковольтных проводов на катушке и свечах. Далее мотор запускается и на слух оценивается его работа. Отдельное внимание стоит уделить своеобразным «потрескиваниям», которые могут возникать в результате того, что искра пробивает на каком-то участке.
Затем производится выкручивание свечей зажигания для осмотра их состояния. Не допускаются разрушения изолятора и другие дефекты на корпусе свечи, а также эрозия электродов. Еще следует обратить внимание на нагар, который может присутствовать на свечах.
Такой нагар удаляется механически при помощи жесткой щетки. Если машина не перестанет дергаться после очистки или замены свечей, тогда не лишним будет проверить датчик положения распредвала мультиметром.
Неправильная калибровка блока управления двигателем
В этом случае остается лишь ждать обновленного софта программы управления, в котором будут исправлены все ошибки. Что же касается прочих виновников провалов при разгоне — если не считать изношенных форсунок и проблем с модулем зажигания, — как правило, причины не фатальны. Главное, не затягивать с их устранением.
Комментарий специалиста
Проблема провалов при разгоне в нашей сервисной практике встречается регулярно. Если говорить о топливной системе, то основной причиной появления рывков является насос. Падает производительность по причине механического износа и забивания сетки приемника побочными продуктами топлива.Наиболее частой неисправностью трансмиссии, приводящей к рывкам при движении, является автоматическая коробка передач и муфта Халдекс. Несвоевременная замена технических жидкостей, некомпетентное обслуживание вызывают сбои в работе. Особенно ярко симптомы проявляются в жару.У двигателей с турбонаддувом причиной рывков при разгоне может стать именно турбина. Слабым местом узла является система регулирования давления: электромагнитный клапан или электропривод. Если после замены клапана проблема, как правило, проходит, то на турбинах с электроприводом официальная технология ремонта — замена турбины. А это уже совсем другие деньги.
Большинство автолюбителей сталкиваются с проблемой толчков мотора при плавном или резком разгоне. Эта проблема не является критической и легко поддается ремонту. Тем более, что от подобного не застрахованы пользователи и отечественных ВАЗ 2112 на 16 кл блоке, и владельцы иномарок по типу Hyundai Solaris. Если автомобиль дергается при нажатии на педаль газа, требуется исследовать такие агрегаты.
Итак, следует разобраться, что делать, когда машина начинает дергаться во время разгона.
Устранение провалов и рывков с помощью чип-тюнинга
Как делают чип-тюнинг:
Провалы при нажатии на педаль газа и рывки при разгоне автомобиля могут появляться при большом количестве неполадок в системах и узлах, а также при выходе из строя отдельных элементов двигателя. Для решения подобных проблем обязательно проведение диагностики и своевременное устранение поломок. Обратитесь к ближайшему партнеру АДАКТ, что проверить свой автомобиль.
Неисправности турбонаддува
Нехватка воздуха в турбированном двигателе вызывается в основном снижением работоспособности турбины, которая отвечает за создание давления в системе впуска. Правда, проявляется эффект недостатка тяги только на высоких оборотах во время пиковых нагрузок на силовой агрегат. На низких оборотах турбина не задействуется.
Слабым местом турбонаддува является система регулирования давления. Электромагнитный клапан или электропривод закисают и требуют замены. Если проблема не исчезает, то придется менять турбину в сборе, что недешево.
Подсос воздуха и датчики
Как известно, инжекторный двигатель оснащен электронной системой управления двигателем (ЭСУД), которая полностью контролирует работу силового агрегата. Указанная система фактически является многочисленными датчиками и контроллером (ЭБУ). На основании показаний датчиков блок управления корректирует УОЗ, увеличивает или уменьшает количество подаваемого топлива, приготавливает топливно-воздушную смесь, которая будет оптимальной для того или иного режима работы двигателя и т.д.
Так вот, двигатель может дергаться в том случае, если возникли проблемы с датчиком положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). В норме при резком нажатии на педаль акселератора датчик подает на ЭБУ сигнал о том, что заслонка широко открыта и нужно увеличить подачу топлива.
Если же сигнал будет неверным, тогда подача топлива может быть реализована некорректно. В этом случае проявляется сбой, который водитель ощущает в виде задержки на нажатие газа, то есть провал. Отметим, что такие провалы особенно актуальны на тех автомобилях, где педаль газа «электронная». Другими словами, нет прямого соединения с дроссельным узлом.
Еще добавим, что дроссельную заслонку необходимо периодически чистить, а также на многих авто требуется проводить процедуру адаптации дроссельной заслонки после чистки данного элемента. Чтобы избежать проблем, опытные водители чистят дроссельную заслонку не реже 1 раза в год. Такая процедура выполняется в профилактических целях.
Также в списке датчиков, которые могут стать причиной того, что мотор дергается при разгоне, является датчик положения распределительного вала ДПРВ и датчик массового расхода воздуха, известный как ДМРВ. Для точного определения рекомендуется провести компьютерную диагностику автомобиля, которая во многих случаях позволяет считать ошибки из памяти ЭБУ и выявить сбои в работе датчиков.
В гаражных условиях, когда нет диагностического оборудования, проверка электронных датчиков проводится методом исключения, для диагностики используется тестер-мультиметр.
В результате смесь топлива и воздуха будет приготовлена неправильно, вместо мощностной «богатой» смеси в цилиндры будет подаваться обедненная рабочая смесь. Подсос может происходить на впуске, также возможны проблемы в системе топливоподачи. В любом случае, разгерметизация требует немедленного обнаружения проблемного участка.
Топливный насос
Автомобиль дергается, если его двигатель испытывает перебои либо с топливом, либо с воздухом, или когда в нем нет электричества для поджигания рабочей смеси. Чаще всего причиной рывков при разгоне является топливный насос. Через десять лет эксплуатации вследствие механического износа у него падает производительность. Он уже не может создавать необходимое давление в системе и требует замены. При неисправном насосе рывки иногда сопровождаются вялостью в реакциях автомобиля и потерей мощности.
Иногда такой же эффект наблюдается из-за засорения сетки перед горловиной приемника. Также зимой на сетке может образовываться наледь из конденсировавшейся воды. Поэтому насос приходится вынимать из бака и чистить.
Падение оборотов двигателя
Почему падают обороты на инжекторе:
Это наиболее частые и общие причины возникновения проблем с оборотами. Узнать точную причину неисправности поможет своевременная компьютерная диагностика электронных систем и диагностика ДВС .
Для современных авто это уже не актуально, но укажем основные причины, почему падают обороты на карбюраторе:
Плохое топливо
Топливный насос в случае износа или забивания сетки приемника также может быть причиной неровной работы двигателя.
Автоматическая коробка
Еще рывки дает неисправная автоматическая коробка передач или поврежденная муфта полного привода. Неверные включения ступеней и активация заднего привода на кроссоверах приводят к прерываниям потока тяги. При включении муфты иногда возникает удар. Однако потери мощности не наблюдается, и эти рывки не влияют на время разгона.
Диагностика
Диагностическая процедура для разных конструкций двигателя выполняется по отличающемуся алгоритму. Однако общие неисправности имеются.
В процессе необходимо проверить топливную систему, магистрали подачи воздуха, аппарат зажигания. При этом поиск неисправности выполняется поочередно для всех агрегатов. Если последовательность дала результат, поврежденный узел меняется на заведомо исправный (новый).
Падение оборотов на инжекторе
Искать причину проще в последовательности от простого — к сложному: смените топливо, промыв бак, замените фильтры, проверьте сетку насоса в баке и давление в рампе, затем — тестируйте форсунки.
Падение оборотов на карбюраторном двигателе
Для карбюраторных двигателей провалы и рывки при нажатии на педаль более чем на треть хода — указывают на сбившуюся регулировку качества смеси, либо — засорение главного топливного жиклера. На качество, помимо уменьшения содержания бензина в смеси, влияет увеличение поступающего воздуха, поэтому проверьте целостность прокладки под карбюратором и самого корпуса впускного коллектора после воздухофильтра. Промойте карбюратор, проверьте не скопился ли в отстойнике конденсат, замените воздушный и топливный фильтры. Также самостоятельно вы можете заменить свечи, высоковольтные провода и катушки. Меняйте комплектующие по одному, проверяя, что будет происходить, когда вы будете резко нажимать на педаль газа.
Высоковольтные провода, катушки зажигания и свечи нужно менять последовательно
Провалы на холостом ходу
Ошибки в ЭБУ чаще всего бывают причиной провала педали газа
Далеко не все несоответствия показателей, потери сигнала датчиков, или обрывы цепи, вызывают ошибки на панели приборов. Большинство — проходит бесследно, и только опытный диагност увидит их в логах.
Самостоятельно вы можете проверить, нет ли внешнего подсоса воздуха, заменить воздушный и топливный фильтры, сменить свечи, высоковольтные провода, катушки. Измерьте компрессию во всех цилиндрах. Осмотрите головку двигателя на предмет потеков масла из‐под клапана вентиляции картерных газов — возможно, он забит и его придется мыть или менять. Если вы не уверены в чистоте бака и качестве топлива — слейте его полностью, промыв бак и отстойник топливного насоса.
Провалы газа при разгоне
При разгоне авто, повышается нагрузка на двигатель, которому требуется больше топливно-воздушной смеси, поэтому большинство проблем, вызывающих провал при ускорении, связаны с недостатком горючего или воздуха. Проверяйте состояние топливного насоса, фильтров, давление в рампе, качество искры (в бензиновом двигателе). Изменением настроек — качества смеси и момента зажигания — заведует электроника, поэтому начинать диагностику проблемы лучше с проверки сканером динамических показателей прямо в ходе поездки.
Ходовая часть
Буксует сцепление? Это означает, что энергия от мотора только частично доходит до колес. Тяните до ближайшего сервиса — в лучшем случае обойдетесь регулировкой, в худшем — заменой сцепления.
Спустили шины, сбились углы установки колес, прихватывают тормоза
При пониженном давлении в шинах мотору приходится существенно тяжелее, ведь автомобиль хуже катится. Невидимая сила удерживает автомобиль, если углы установки колес сбились или колесо прихватывают тормозные механизмы. С тормозами шутки плохи, поэтому лучше побыстрее отремонтировать их. Да и расходы на запчасти и работы быстро отобьются — исчезнет надобность то и дело покупать новые колодки и постоянно переплачивать за бензин.
Наиболее часто встречающиеся причины провалов оборотов на холостом ходу двигателя:
Причина “дергания” автомобиля при нажатии на педаль газа
Явных поводов продергивания и повышенной вибрации машины во время езды и разгона несколько. Точный диагноз и стоимость устранения неполадки зависит от конкретного случая и его запущенности.
Дергание автомобиля из-за ДПДЗ
Датчик положения дроссельной заслонки – актуальная проблема современных моторов с большим пробегом. Чувствительная электроника может передавать на ЭБУ неправильные данные, либо вовсе выйти из строя. Дополнительно может засориться заслонка. Устранение неисправности происходит путем чистки ДЗ и диагностики сенсора. Датчик меняется на заведомо исправный.
Дергание автомобиля из-за ДМРВ
Аналогичная проблема возникает при отказе датчика массового расхода воздуха. Устройство расположено за фильтром или перед дросселем. Сенсор отвечает за считывание количества потребляемого воздуха и передачу импульса на электронный блок управления.
Устранить проблему можно просто – поврежденный датчик меняется и сбрасываются ошибки на ЭБУ.
Дергание автомобиля – неисправность в карбюраторной камере и насосе
Актуальная проблема для классических моторов. Устаревшая конструкция карбюраторов чувствительна к низкокачественному топливу. Грязь и мусор, попадающие в систему, могут нарушить работу жиклеров, поплавковой камеры. Чтобы починить агрегат достаточно его промыть чистым топливом и продуть пропускные каналы сжатым воздухом.
В классических двигателях нередка проблема перегрева топливного насоса. В особенности неполадка часто проявляется на моделях ВАЗ 2101-07. Родная помпа может нагреться, что вызывает образование газовых пузырей и мешает нормальному протеканию топлива. Автомобилисты меняют насосы и ставят вместо них конструкции другого типа.
Рывки двигателя вследствие проблем с системой зажигания
Неправильная работа зажигания может заставить машину неправильно работать. В 90% случаев, причиной является отказ свечей подавать искру. Суть в следующем: в камере топливо не сгорает как положено. Падает мощность и появляются проблемы со стабильностью силовой установки. Когда зажигание в машине барахлит, явный симптом троение двигателя. Отказ одного или нескольких цилиндров и заставляет трепетать всю установку.
Убирается проблема просто. Начиная от свечей зажигания, следует проверить линию и найти отказавший элемент.
Неисправность датчиков топливной системы
Датчики расхода топлива, давления внутри магистрали, остатка горючего в бензобаке, положения дроссельной заслонки совместно или по одиночке могут нарушить стабильность работы двигателя.
Если причину отыскать не получается, возможно корень поломки находится именно здесь.
Проблемы в системе подачи топлива
На современных машинах отказы, вызванные засорами форсунок, частая проблема. Ввиду низкокачественного горючего или неисправности фильтров, грязь может забить тонкие напорные линии, перепускные клапана. Аналогично проблема возникает и в дизельных моторах.
Неисправность в узле подготовки смеси
Также на стабильность машины влияет правильная работа камеры подготовки смеси. Если устройство откалибровано неправильно обороты двигателя скачут, машина дергается.
Источник проблемы устраняется перенастройкой системы и ее периодической чисткой.
Ищем причину в электрике
Блоки управления способны нарушить стабильность системы зажигания, подачи топлива и воздуха.
Датчик массового расхода воздуха или датчик положения коленвала
Неисправность этих датчиков также может стать причиной неровной работы двигателя. Неправильные данные о количестве поступающего в двигатель воздуха ведут к неправильной продолжительности открытия форсунок и, как следствие, неправильному приготовлению топливной смеси. Также сумятицу может внести и датчик положения коленвала, из-за которого момент открытия форсунок и образования искры в свечах зажигания будет выбран неправильно. Отсюда и неровная работа двигателя с провалами при наборе оборотов. Определить неисправный датчик поможет диагностика. Такой датчик придется заменить.
Нюансы эксплуатации
В салоне — пятеро, крышка багажника еле закрылась, да еще и диван на крыше. Ездить с перегрузом не только некомфортно, но и опасно — автомобиль хуже управляется и тормозит, быстрее изнашиваются детали, не исключена их поломка.
На верхний багажник автопроизводители обычно разрешают класть не более 50 кг — причем это не плюс, а всё в ту же общую копилку.
Кстати, даже если машина не перегружена, любой предмет на верхнем багажнике резко ухудшает аэродинамику. Именно поэтому установка багажников и боксов рекомендуется только для конкретной поездки. Даже современный автомобиль с двигателем слабее 100 л.с. с холодильником на крыше не поедет быстрее 100 км/ч.
Инструкции к автомобилям не советуют в движении открывать окна. Загрязняется салон, становится бесполезным салонный фильтр, на высоких скоростях появляется сильный шум — и опять-таки ухудшается аэродинамика. Исследования показывают, что сопротивление автомобиля с открытыми окнами увеличивает расход топлива (читай: снижает мощность) на 10–15%.
Виды провалов
Подобные неполадки классифицируют по явно выраженным признакам, которые ощутимы при разгоне авто:
Не важно, дизельный у вас двигатель или бензиновый. Засорившиеся или неисправные форсунки могут стать причиной нервной работы мотора. В первом случае, скорее всего, поможет промывка топливной системы. Кстати, при наличии дроссельной заслонки провалы в работе мотора могут быть вызваны и ее загрязненностью. Хуже, если форсунки уже изношены. Для некоторых моделей предусмотрен ремкомплект. Но в большинстве случаев придется их менять.
Что делать
При отсутствии знаний или неуверенности в собственных силах, можно обратиться за помощью на СТО, где мастера проведут диагностический осмотр и починят машину.
Если пользователь решил самостоятельно разобраться делать необходимо следующее.
При наваливании на газ машина дергается и не едет
Вторичный вопрос, каким образом это происходит, ведь в 50% случаев карбюратор или инжектор настроен правильно.
Машина дергается при разгоне и резком нажатии на газ
Когда транспорт тупит на разгоне с последующим резким рывком и дальше динамика стабилизируется. Необходимо проверить такие элементы:
Также в отдельных случаях двигатель начинает троить, а затем разгоняться. Здесь выполняется прозвон ДМРВ, диагностика свечей зажигания, проверка угла зажигания, засоры форсунок.
Дергается машина на ходу при малом нажатии на педаль газа
Более экзотическая неисправность, когда при плавном нажатии гашетки автомобиль начинает подергиваться до выхода на определенные обороты силовой установки. Здесь налицо нехватка горючей смеси в поплавковой камере ДВС – бензин сгорает быстрее, чем успевает поступать. Это побочное действие неисправного бензонасоса, агрегат не успевает накачать новую порцию смеси, что провоцирует толчки мотора.
Дергается авто при нажатии и сбросе газа
В случае если при сбросе оборотов автомобиль начинает клевать носом, а во время разгона снова дергается, источников проблемы может быть две.
Карбюраторный автомобиль дергается при нажатии на газ
Обычно засоряется канал именно первой камеры. Если во время набора оборотов двигатель дергается, а после выхода на 2500-3000 об/мин разгон идет ровно – неприятность именно здесь.
Устранение дефекта происходит посредством продувки агрегата сжатым воздухом с предварительной чисткой жиклеров (на всякий случай).
Также необходимо проверить основной насос (болячка всей классики), и момент зажигания.
При нажатии на газ машина с инжекторным двигателем дергается
Если дергается Ваз 2110 инжекторный, поиск проблемы стоит начинать от датчиков МРВ, ПДЗ, ЭБУ. При этом неисправные сенсоры могут подавать на блок управления ложный сигнал, что и есть первоисточник неприятности.
Следующей причиной является засор форсунок. Обычно симптомы проявляются спустя 15-20 км после заправки некачественного горючего в пустой бак.
Последний момент – отказ, перебои зажигания. Диагностируются свечи, бронепровода.
При нажатии на газ дизельная машина дергается
Касательно дизеля, решение проблемы предельно простое – заедание подвижных лопастей основного насоса. Причиной данного явления считается длительный простой транспорта в сыром месте. Именно влага окисляет металлические поверхности, что приводит к заклиниванию конструкции.
Устранение поломки выполняется заменой поврежденной детали.
Высоковольтные провода и катушки зажигания
Если же дело не в свечах, причиной могут быть неисправные катушки или пробои в высоковольтных проводах. Разумеется, никакой ремонт тут уже не поможет, только замена. Также может быть неисправен модульный блок, отвечающий за зажигание. Выяснить причину его неисправности поможет только диагностика, да и то не во всех случаях.
Что в итоге
Как видно, двигатель может дергаться при разгоне по целому ряду причин. Если замена «расходников» (свечи зажигания, бронепровода, фильтры), а также стандартные плановые процедуры (чистка инжектора, настройка карбюратора, выставление УОЗ и т.п.) не дают результатов, тогда также следует проверить ремень ГРМ или цепь, то есть установку фаз газораспределения.
Также частым случаем является такая ситуация, когда ревет двигатель при разгоне, при этом автомобиль не ускоряется, ощущаются толчки, рывки или удары. Как правило, неисправности подобного рода связаны не с ДВС и его системами, а с трансмиссией. Зачастую так проявляются неполадки коробок «автомат» (АКПП), однако не стоит исключать и проблемное сцепление на обычной «механике».
В подобной ситуации необходима срочная диагностика коробки передач. С механической трансмиссией разобраться проще, заменив диск сцепления, корзину или весь комплект в сборе. На машинах с классической гидротрансформаторной АКПП или РКПП (роботизированная коробка переключения передач) при появлении рывков необходимо прекратить эксплуатацию ТС.
Затем нужно произвести проверку уровня масла в коробке автомат и его состояние. Далее потребуется диагностика электронных компонентов, исполнительных механизмов и т.д. Также нужно быть готовым к тому, что коробку (как правило, это касается АКПП) во многих случаях нужно будет разбирать для дефектовки и последующего дорого ремонта.
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что если двигатель дергается при разгоне, далеко не всегда удается быстро определить проблему. Виновником неполадок могут оказаться как элементарные вещи (загрязнены форсунки, вышли из строя свечи или свечные провода, залит плохой бензин, забиты фильтры топлива/воздуха), так и более серьезные неполадки.
Например, сбиты фазы ГРМ, некорректно работают датчики ДПДЗ или ДМРВ, имеются проблемы с бензонасосом, произошла разгерметизация системы питания или подачи воздуха на впуске и т.д. Так или иначе, важно перед началом диагностики определить, когда возникают основные симптомы (на холодном или горячем моторе, при каких режимах и нагрузках, какова продолжительность рывков, как в целом работает двигатель и т.п.).
Дополнительные данные и наблюдения самого владельца позволяют быстрее локализовать и затем качественно устранить проблему как при обращении к опытным специалистам, так и в рамках самостоятельного ремонта.
Выводы
Независимо от указанных первоисточников, главной проблемой поломки является человеческий фактор. Для профилактики проблем с автомобилем, необходимо своевременно проходить сервисные процедуры, осмотры и использовать только качественные расходники.
Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.
Жмешь на газ и. ничего. Иногда в этом виноват даже напольный коврик, который сполз под педальный узел и мешает нажимать на акселератор.