Одна из основных частей любого двигателя – это блок цилиндров. Пробой его головки грозит капитальным ремонтом силового агрегата. Причем признаки пробитой прокладки ГБЦ («Калина» не исключение) могут возникать уже спустя 100 тысяч километров пробега. Ездить с этой неисправностью категорически нельзя. Но как определить данную поломку? Сегодня мы узнаем, что делать, если пробило прокладку ГБЦ, какие признаки и причины данного явления.
Симптомы пробоя
При разрушении прокладки есть типичный признак. Это пропуск зажигания. Стартер крутит коленвал, есть искра, но мотор не заводится. Все дело в том, что стал слабым уровень компрессии. Топливовоздушная смесь не доходит до нужной кондиции, поэтому электрический разряд не может воспламенить горючее. Не хватает давления. Составим список характерных признаков:
Чем больше симптомов проявляется, тем выше вероятность пробоя. Первый признак встречается чаще всего. Мы будем опираться на его «физику» во время диагностики неисправности.
- 1. Что такое прокладка ГБЦ
- 2. Ошибки диагностики
- 3. Симптомы пробоя
- 4. Можно ли игнорировать проблему
- 5. Причины возникновения поломки
- 6. Методы проверки
- 7. Дальнейшие действия
- 8. Выводы
Большинство современных двигателей — четырехтактные. Для работы они используют три вида жидкости: топливо, антифриз и моторное масло. Плюс по каналам движутся выхлопные газы. Эти вещества не должны смешиваться. Если пробило прокладку ГБЦ — головки блока цилиндров, то изоляция нарушается. Происходят серьезные поломки, что затрудняет эксплуатацию машины, а порой делает ее невозможной.
Почему так случается?
Есть несколько наиболее частых причин, по которым возникает данная неисправность. Первая – это перегрев силового агрегата. Часто такое случается из-за некачественного антифриза. Водитель просто не успевает уследить за ростом температуры, как следствие – возникает перегрев. Также нельзя ездить на старом тосоле. Такая охлаждающая жидкость должна меняться раз в 2 года. Со временем она теряет свои свойства, выпадает в осадок и ухудшается теплообмен.
В редких случаях перегрев мотора возникает при мощностном тюнинге. Это может быть установка турбонаддува либо увеличение камеры сгорания путем расточки блока. В результате мотор работает на повышенных нагрузках и нуждается в более качественном теплоотводе. Еще одни признаки пробитой прокладки ГБЦ на ВАЗ-2110 – это некачественный либо низкооктановый бензин. Он вызывает детонацию, которая, помимо перегрева, сильно влияет на ресурс деталей КШМ.
Что такое прокладка ГБЦ
В силовых агрегатах прокладка представляет собой кольцеобразную пластину, которая размещается между головкой и блоком цилиндров. Она служит барьером, препятствующим попаданию моторных жидкостей в камеру сгорания. Вторая важная функция — изоляция каналов систем охлаждения и смазки. Прокладка расположена между горячей и относительно холодной частью мотора. Судите сами: температура ГБЦ достигает значений в 100 °C, а камера сгорания раскаляется до 2500 °C в момент детонации.
Прокладка головки блока цилиндров
Из‐за разности температур материал со временем деградирует. Вот из чего делают прокладки:
- Металл. Комбинация из листовой меди и стали. Долговечные и прочные, но чувствительные к деформации. Достаточно неравномерно зажать болты, и останется область без нужной степени уплотнения.
- Асбест. Он же паронит. Жаростойкий материал. Для надежности окантовку выполняют из металла. Из‐за большого нагрева и вибрации быстро приходит в негодность и разрушается.
- Композит. Прочная структура из смеси полимеров, металлов, углерода и других компонентов, дополнительно усилена армированной сеткой. Высокая степень эластичности и жаростойкости.
Судя по нашему опыту, рано или поздно любые прокладки проседают, покрываются сетью микротрещин и теряют эксплуатационные свойства. Начинается протечка жидкостей и пропуск выхлопных газов.
Причины возникновения поломки
Чаще всего пробой прокладки ГБЦ случается из‐за перегрева. Сначала начинает барахлить система охлаждения. Тепло перестает отводиться от металла. В результате происходит деформация головки блока. Она может развиваться по двум сценариям, в зависимости от материала:
- Дюралюминий. Горизонтальная поверхность, которая должна идеально прилегать к прокладке, смещается. Появляются щели.
- Чугун. Сплав железа и углерода хорошо держит форму в экстремальных условиях, но может дать трещину при термальном «шоке».
Если головка выдержала тепловой удар, то сама прокладка может изогнуться, потерять уплотнительные свойства. Тогда герметичность нарушается, антифриз и выхлопные газы попадают в моторный отсек, камеру сгорания. Такое происходит в основном с асбестовыми прокладками.
По нашим сведениям, на втором месте в списке причин пробоя значится неправильный момент затяжки болтов. Если пережать, то большая нагрузка просто раздавит уплотнитель. В противном случае останутся пустоты, через которые начнет проникать «выхлоп». Идеальный вариант — использовать для закручивания динамометрический ключ. Вот как он выглядит:
Работать с инструментом просто. Достаточно выставить на шкале нужное усилие. Когда оно будет достигнуто, ключ провернется. Нормативный показатель можно найти в документации на автомобиль. Например, для восьмиклапанного Renault Logan с объемом двигателя 1,6 л момент затяжки ГБЦ составляет 20 Нм.
Следующая причина — нарушение последовательности затяжки болтов. Их нельзя закручивать хаотично. Возникнет перекос, который может нарушить герметичность головки и блока цилиндров. Вот типовая схема, которая подходит для большинства машин:
Последовательность затяжки болтов ГБЦ
Кстати. По нашей статистике, до 70 % случаев пробоя прокладки были вызваны нарушением момента и последовательности затяжки болтов.
Порой причина кроется в низком качестве уплотнителя. Нужно покупать запчасти у проверенных поставщиков. Если цена на 50 % ниже средней, стоит задуматься о заказе другого расходника. Недорогая прокладка быстро износится. Это может вызвать серьезные поломки. Составим краткое резюме:
Пробой и прогорание — не одно и то же. В первом случае повреждения приводят к утечке и смешению выхлопа, антифриза и масла. Второй вариант предполагает низкий процент повреждения уплотнителя. В этом случае сложно выявить симптомы.
Методы проверки
На первых порах можно ограничиться простым осмотром. Ярко выраженные симптомы видны невооруженным глазом. Порой признаки себя не проявляют. В этом случае следует использовать более тонкие методы диагностики. Начнем с легких вариантов:
- Посмотрите на цвет газов, выходящих из выхлопной трубы. Белый оттенок говорит о том, что в систему проникает антифриз и при его нагреве образуется пар. В этом случае снижается уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Даже летом в сильную жару.
- Откройте крышку маслозаливной горловины. Если под ней видна эмульсия белого цвета, значит масло смешалось с тосолом. Открутите крышку радиатора. На ней не должно быть маслянистых отложений.
- Запустите мотор и посмотрите, не выходит ли дым в пространство между головкой и блоком цилиндров. Если да, то прокладка гарантированно прогорела. Понадобится срочный ремонт и замена.
Напоследок советуем слить немного антифриза, завести мотор и открыть крышку бачка расширителя. Если в охлаждающей жидкости видны пузырьки воздуха, как при кипении, значит выхлопные газы проникли в тосол. Но зачастую «гейзер» не удается разглядеть. Тогда следует использовать более тонкие методики.
С шариком
Начинать манипуляции нужно на холодном двигателе. Стоит открутить пробку расширительного бачка и плотно натянуть на горловину воздушный шарик. Но проще использовать презерватив. Его диаметр шире, чем у шарика. Да и средство контрацепции всегда под рукой у взрослых людей. Есть другой вариант — медицинская перчатка.
Расширительный бачок с шариком
После установки «детектора» следует запустить мотор и довести обороты до 2–4 в минуту. Пусть силовой агрегат поработает в течение 10–15 минут. За это время выхлопные газы начнут выходить из бачка, надувая наш импровизированный тестер. По скорости наполнения можно судить, насколько сильно пробита прокладка ГБЦ.
С бутылкой
Когда уплотнитель еще выдерживает давление, в систему охлаждения проникает минимум выхлопных газов. Поэтому диагностика с резиновыми изделиями не поможет. Шарик, перчатка или презерватив не раздуются. Поэтому можно использовать обычную бутылку с водой. Емкость не играет роли. Хватит 1 литра.
В некоторых автомобилях на расширительном бачке установлен сапун с пластиковой трубкой. Он предназначен для выравнивания внешнего и внутреннего давления. Но если сапун не предусмотрен конструкцией, можно сделать нехитрый тестер из пробки расширительного бачка:
Диагностика с бутылкой воды
В крышке следует просверлить отверстие, соответствующее диаметру пластиковой трубки. Края для надежности можно промазать герметиком или обработать клеевым пистолетом. Когда «прибор» будет готов, настанет время запускать силовой агрегат.
После прогрева по пластиковой трубке пойдут выхлопные газы. Они будут видны в виде пузырьков. Если такое явление наблюдается, значит с прокладкой точно есть проблема. При этом попадание антифриза в воду не говорит о поломке.
В сложных случаях даже этот тест не дает результата. Количество посторонних газов настолько мало, что его не видно. Даже в формате миниатюрных пузырьков. Но у нас есть дополнительный способ диагностики.
С реагентом CO2
В автомобильном выхлопе содержится до 16 % углекислого газа. При пробое прокладки он попадает в систему охлаждения. Тут его можно вычислить даже в предельно низких концентрациях. Есть заводской набор, предназначенный для этих целей:
Набор для тестирования утечки газов «Мастак 103-40105C»
Диагностику выполняют последовательно. Заливают в вертикальные камеры смешения индикаторную жидкость. Соединяют тестировочный комплекс через адаптер с горловиной расширительного бачка или радиатора. Потом запускают двигатель, ручным насосом прокачивают воздух через вертикальные камеры. При наличии CO2 реагент окрашивается в другой цвет. У набора есть один минус — относительно высокая цена. Не слишком выгодное приобретение, если нужно проверить пробой один раз.
Поэтому предлагаем собрать кустарный тестер. На помощь придет диагностический метод, которым пользуются владельцы аквариумов с рыбками. Все компоненты можно заказать в интернет‐магазине:
- Индикатор «НИЛПА» для теста CO2.
- Гидрозатвор S‐образный для брожения.
- Насос для перекачки жидкостей «груша».
Чтобы соединить элементы между собой, понадобится герметик или клеевой пистолет со стержнем. Вот принципиальная схема прибора:
Набор для тестирования утечки газов
В пробке расширителя нужно проделать отверстие и вставить туда гидрозатвор. Потом следует заполнить его камеры индикаторной жидкостью и присоединить пластиковую трубку с грушей. Тест стоит проводить сразу после запуска двигателя. Понадобится прокачивать воздух через затвор и смотреть за цветовой индикацией жидкости. Если она осталась зеленой, значит лишнего углекислого газа в системе нет. Желтый оттенок указывает на чрезмерное содержание CO2.
У тестера есть недостаток. Жидкость рассчитана на долгий срок диагностики. Производитель рекомендует ждать не менее часа. Но если пробой значительный, изменение цвета можно разглядеть уже через 30 минут.
Какие прокладки подвержены пробою?
На данный момент существует несколько типов прокладок:
- Асбестовые.
- Паронитовые.
Как показывает практика, пробою подвержены обе разновидности элементов. Часто данный материал при перегреве прогорает. Снижается прочность прокладки. Она теряет герметичность. Причем не всегда поломка возникает при явных трещинах, когда прокладку рвет пополам. Случается, что поломка происходит из-за небольших отверстий, которые образовались в материале изделия. Чтобы не попасть на капитальный ремонт, нужно знать признаки пробитой прокладки ГБЦ. ВАЗ-2109 это или иномарка – не имеет значения. Ездить с такой неисправностью не стоит. Ниже мы рассмотрим, как определить пробой в прокладке головки блока цилиндров.
Ошибки диагностики
Причиной пробоя может выступать все что угодно: от излишнего давления в системе охлаждения до высокой температуры в камере сгорания. Есть симптомы, которые порой указывают на совсем другие проблемы. Их сложно идентифицировать.
Пробой прокладки ГБЦ
Приведем несколько примеров:
- Перегрев двигателя иногда возникает из‐за забитого радиатора. Засор мешает антифризу остыть, и со временем ситуация усугубляется.
- Тосол может попасть в масло «благодаря» неисправной прокладке впускного коллектора. Разницу заметить не так просто.
- Трещина или деформация ГБЦ. При этом прокладка никак не связана с поломкой. Причина — усталость металла.
- Коррозия на прокладке. Утечка происходит не из‐за пробоя. Всему виной ржавчина, образовавшаяся на поверхности.
Диагностика в этих случаях сводится к тому, что владельцу автомобиля приходится снимать головку блока и осматривать прокладку на предмет повреждений.
Только квалифицированный специалист может с первого взгляда точно определить неисправность. Все дело в богатом опыте. Дилетант разберет половину машины, но не докопается до причин.
Место крепления прокладки
В некоторых случаях в месте соединения головки с блоком вырываются газы из камеры сгорания наружу. Также отсюда течет масло. Но это уже из-за неправильной затяжки болтов. Если ранее этот узел ремонтировался, спросите у мастеров, с каким моментом они затягивали болты. Для каждого автомобиля есть своя норма. Если они затягивали «на глаз», вскоре будет пробита прокладка ГБЦ. Признаки (ВАЗ-2114 в том числе) – сильная течь масла в месте соединения обеих узлов двигателя. Затягиваются болты на блоке при помощи динамометрического ключа. В конце статьи мы расскажем, с каким моментом нужно закручивать головку блока.
Пена на щупе
Проверьте уровень остатка масла в двигателе. Если на щупе имеются характерные пузырьки, как на фото, это свидетельствует о неисправности в двигателе.
Также она может быть под маслозаливной крышкой. Почему так случается? Поскольку у нас пробой в прокладке, тосол начинает проникать по масляной «рубашке» двигателя, смешиваясь с другими жидкостями. Случается так, что обе составляющие смешиваются из-за трещины в блоке (говорят «повело ГБЦ»). При этом сама прокладка целая.
Такое возникает при попытках резко охладить мотор. Если на него вылить воду, это может спровоцировать деформацию блока.
О стоимости
Цена новой прокладки составляет от 500 до 3 тысяч рублей в зависимости от страны происхождения автомобиля. Разумеется, для отечественного авто она будет ниже. Купить данную прокладку можно в любом автомобильном магазине городе. Но не стоит экономить и приобретать самую дешевую. Сейчас на рынке много подделок. Внимательно смотрите на качество изделия. Если имеются сомнения, выберите другого производителя. Часто некачественные прокладки прогорают уже через месяц после эксплуатации.
Масло в расширительном бачке
Поскольку при такой неисправности смешиваются обе жидкости, не исключено, что масло попадет в расширительный бачок. Сам по себе тосол – маслянистый. Но если внутри бачка есть характерные пятна машинного масла, это признаки пробитой прокладки ГБЦ. Иногда эта жижа пузырится, если двигатель заведен. Это значит, что в расширительный бак попало не только масло, но и выхлопные газы. Нужно срочно искать место, откуда произошло смешивание.
Выхлоп
Как еще определить, что пробита прокладка ГБЦ ВАЗ-2115? Признаки неисправности – наличие белого дыма из глушителя при работающем двигателе. По мере прогревания мотора он не пропадает. Это свидетельствует о наличии конденсата в газах.
А поскольку тосол содержит некоторый процент дистиллированной воды, она выходит через выхлопную систему наружу. Если наблюдаются такие признаки пробитой прокладки ГБЦ (ВАЗ-2107 – не исключение), нужно произвести срочный разбор «головы» двигателя и осмотреть состояние уплотнительного элемента.
Дальнейшие действия
Если проверка дала положительный результат, не рекомендуем ездить на машине. Единственно верные маршруты — в гараж или в автосервис. Первым делом нужно попытаться устранить причины, которые вызвали поломку. С перегревом можно справиться своими силами, если восстановить работу системы охлаждения.
Без замены прокладки обойтись не получится. Нужно снять ГБЦ, осмотреть поверхность. При прогаре могут появиться зазоры и деформации. Если они глубже, чем 0,5 мм, понадобится шлифовка. Следует аккуратно удалить остатки уплотнителя, осмотреть головку и блок.
Критических повреждений нет? Значит можно аккуратно поставить новую прокладку и затянуть болты с учетом наших рекомендаций, касающихся момента и последовательности зажима.
Можно ли игнорировать проблему
Если симптомы выражены не слишком ярко, некоторые водители откладывают ремонт до лучших времен. Автомобиль едет? Значит пока все нормально. Но халатность способна привести к печальным последствиям. Прогоревшая прокладка ГБЦ может попортить немало крови.
Иногда сомнения приводят к непредсказуемым последствиям
Банальная утечка тосола вызывает следующие проблемы:
- Повреждение катализатора выхлопных газов.
- Снижение смазывающих свойств масла.
- Перегрев двигателя из‐за большой силы трения.
В такой ситуации возникают задиры на коленчатом и распределительном валах. Появляются повреждения на внутренних стенках гильз цилиндров. Смесь масла и тосола вызывает развитие коррозии в радиаторе охлаждения и отопителя. Нарушается проходимость антифриза. Проблемы идут по нарастающей.
Момент затяжки
После установки детали необходимо закрутить болты при помощи динамометрического ключа. Затяжка производится от центра. Сначала идет нижний, а затем верхний центральный болт. Затяжка делается в четыре приема. Сперва болты закручиваются с усилием в 2 килограмма на сантиметр (для автомобилей ВАЗ-2108-21099). Дальше затягиваются по второму кругу с усилием 8 кгс*м (так же, от центра). После это каждый болт докручивают на 90 градусов. Далее они затягиваются повторно, тоже на 90 градусов.
Компрессометр в помощь
Явные признаки пробитой прокладки ГБЦ – снижение компрессии в одном или нескольких цилиндрах. Если в первом цилиндре данный показатель составляет 10 (на дизельных моторах эта цифра в 2-2,5 раза выше), а на втором – всего 6, значит имеется пробой внутри. При этом масло не будет вытекать наружу через зазоры.
Пробой произошел между самими цилиндрами. Такую поломку определить сложнее всего. Но явные признаки пробитой прокладки ГБЦ в данном случае – это увеличенный расход топлива и заметное падение тяги. При таких симптомах рекомендуется проверить уровень компрессии. Выполняется он при помощи устройства, показанного на фото ниже.
Данный элемент называется компрессометром. Как им пользоваться? Устройство вкручивается заместо одной из свечей зажигания. Проверку начинают по порядку – с первого по четвертый цилиндр. Как мы уже сказали ранее, нормальный показатель не должен быть ниже 10. Проверив уровень компрессии в одном цилиндре, переходим ко второму. В предыдущий обратно закручиваем свечу и надеваем высоковольтный провод, идущий от катушки зажигания. Сильного разбега в значениях быть не должно. Кстати, если это старый мотор, не исключены задиры в камере сгорания. Из-за этого неплотно прилегают компрессионные и маслосъёмные кольца. Решить эту проблему можно хонингованием стенок цилиндров.
Заодно меняются кольца. Но делать это нужно у профессиональных мастеров. Стоит данная услуга порядка пяти тысяч рублей. В результате уровень компрессии на бензиновом автомобиле можно увеличить до 12-13 кг/см2. И это без капитального ремонта двигателя.
Косвенные признаки
Первое, на что следует обратить внимание, – это поведение машины на ходу. Если она стала менее динамичной или повысился расход топлива, знайте, это признаки пробитой прокладки ГБЦ. При данной неисправности охлаждающая жидкость начинает попадать в камеру сгорания. Самого тосола в расширительном бачке становится меньше. Посмотрите его остаток.
Замена
Если признаки поломки подтвердились после снятия «головы», выполняется замена пробитого элемента. Блок цилиндров – одна из важнейших частей двигателя. Поэтому при покупке прокладки специалисты советуют приобрести комплект новых крепежных болтов. Старые при выкручивании уже не будут соответствовать тем требованиям. Новые болты стоят не более тысячи рублей. Если у вас 16-клапанный мотор и длина элементов не менее 95 миллиметров, можно ограничиться лишь покупкой прокладки. Также для замены понадобится динамометрический ключ. Перед установкой новой прокладки необходимо убедиться в целостности блока цилиндров. Если ему нужна дополнительная шлифовка, приобретается деталь увеличенной толщины. Она должна компенсировать слой снятого металла при шлифовке.
Важно очистить сопрягаемую поверхность блока и головки от масляных пятен и грязи. Их наличие может вызывать повторный пробой. При замене необходимо слить все технические жидкости.
Выводы
Пробой может принести автовладельцу немало проблем. Важно точно выявить симптомы и устранить причину их появления. С этой задачей способен справиться человек с техническими навыками. Дилетант только усложнит ситуацию.
Приведем типичный пример. У вас нет динамометрического ключа. Поэтому закрутили болты на глаз. В результате пережима уплотнитель сплющился. Появился зазор. Придется повторно снимать головку и менять прокладку на новую.
У сотрудников автосервиса есть все необходимое оборудование. Они выполнят профессиональную диагностику, заменят уплотнитель и сделают это качественно. Эта проблема не будет беспокоить вас несколько лет.
Заключение
Итак, мы выяснили, как своими руками определить пробой прокладки ГБЦ. Данный элемент рассчитан на весь ресурс мотора и не является расходным материалом. Поэтому если не нарушать температурный режим и не заливать низкооктановый бензин, риск попасть на такой ремонт близится к нулю. Кстати, на дизельных грузовых автомобилях устанавливается стальное уплотнительное кольцо (пример – российский «КамАЗ»). Это довольно надежное решение, так как металл соприкасается с металлом. Крепится это кольцо на четырех зажимных болтах. Поэтому пробой прокладки ГБЦ на автомобиле КамАЗ исключён на 99 процентов, чего не сказать про обычные легковые машины, коих на дорогах нашей родины миллионы.
Результаты замены
После установки новой прокладки необходимо залить все слитые жидкости и проверить исправность работы двигателя. Автомобиль должен работать плавно и устойчиво, без белого дыма из выхлопной. Динамика разгона возобновляется, уменьшается расход топлива. Через некоторое время проверьте щуп и тосол в расширительном бачке. Здесь не должно быть пузырьков и отложений. Если все сделано правильно, деталь служит несколько сотен тысяч километров.