Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106 как и замена ремня ГРМ на ВАЗ 2110 — ответственная и не легкая процедура, требующая определенных навыков и знаний. Не имея элементарного понятия о том, что это, я бы не советовал браться за такую работу.
Кроме цепи ГРМ мы заменим еще башмак натяжителя, ремень генератора, успокоитель и звездочки. Перед началом работы подготовьте инструментарий, вам потребуется стандартный набор ключей, а также универсальный фиксатор шкивов, спецключ на «36», пустая тара для слива антифриза.
Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106 своими силами
1. Снимите с карбюратора корпус воздушного фильтра.
2. Открутите три гайки ключом на «10» и еще четыре ключом на «8».
3. Будьте аккуратны и постарайтесь ничего не уронить над карбюратором в противном случае его придется снимать, возможно даже вместе с впускным коллектором.
4. Далее снимите крышку трамблера и трубку подачи топлива.
5. Ключом на «10» открутите восемь гаек крепления клапанной крышки затем снимите шайбы с пластинами.
6. Снимите трос подсоса и привод дроссельной заслонки.
7. Снимите клапанную крышку с прокладкой, которую также лучше поменять.
8. Теперь нужно снять защиту снизу и слить антифриз в подготовленную тару.
9. Ослабляете гайку крепления генератора ключом на «19».
10. Отпустите хомуты на патрубках и снимите их.
11. Далее необходимо ослабить хомут нижнего патрубка водяной помпы и снять его.
12. Отключите питание вентилятора и термодатчика на радиаторе.
13. Радиатор вместе с патрубками и термостатом также нужно снять.
14. Отпустите гайку натяжителя генератора, затем используя монтировку, сдвиньте его вперед.
15. Снимите ремень генератора ВАЗ 2106.
16. Используя ключ на «36», поворачивайте коленчатый вал за шкив для совмещения меток на крышке и шкиве, а также на звездочке и литье постели распредвала.
17. Открутите гайку на «36», которой крепится шкив коленвала. Застопорите шкив при помощи спецключа и открутите. В случае отсутствия спецключа включите пятую передачу, нажмите на педаль тормоза, затем используя ключ, открутить ее.
18. Снимите шкив. Ключом на «10» открутите шесть болтов и три гайки, а также три болта снизу крышки привода распределительного вала и снимите крышку.
19. Открутите две гайки крепления натяжителя цепи, затем снимите его.
20. Открутил болт крепления звездочки распредвала и снял ее. Пометьте или попытайтесь запомнить положение для центровки. После этого увидел следующую картину.
21. Ключом на «10» открутите предохранитель, а также крепление натяжителя и болт крепления звездочки привода вспомогательных агрегатов.
22. Снимите звездочки и старую цепь ГРМ. Проверьте совпадают ли метки, шпонка коленвала должна совпадать с литьем на блоке цилиндров.
23. Установите новые звездочки на привод, вспомогательные агрегаты и коленвал. Новую цепь тщательно смажьте и поставьте на место.
24. Подложите какой-нибудь инструмент, чтобы она не упала вниз.
25. Звездочка распредвала ставится в цепь таким образом, чтобы во время установки на распредвал нисходящая ветвь цепи была в натянутом состоянии, совпадали все метки. Проверните распредвал против часовой стрелки и вернитесь назад за коленвал. Таким образом цепь натягивается и есть возможность оценить правильность установки меток. В случае несовпадения меток, перекиньте цепь на зуб и снова повторите процедуру.
26. Поставьте натяжитель цепи на место, затем активируйте его. Затяните все крепежные болты и «законтрите» их. Провернув коленвал на два оборота, убедитесь, что метки совпадают, а клапана не встречаются с поршнями.
27. Смажьте прокладку крышки коленвала герметиком и поставьте на место.
28. Поставьте шкив, еще раз проверьте совпадают ли метки и затяните его.
29. Открутите гайку на «13» трамблера, затем достав его, проверните бегунок таким образом, чтобы он смотрел на контакт четвертого цилиндра.
30. Установите трамблер на место, и не забудьте после завершения процедуры замены цепи ГРМ ВАЗ 2106 — выставить зажигание.
Далее все собирается в обратной последовательности, заливается антифриз и т. д.
Собственно, все, замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106 своими руками завершена, надеюсь успешно!? Спасибо, что зашли, всего хорошего, до новых встреч на ВАЗ Ремонт своими руками!
В сегодняшней статье рассмотрена самостоятельная замена цепи ГРМ в двигателе ВАЗ 2106 1.6 8v 75 л.с, которым оснащаются разные модели автомобилей Жигули (ВАЗ 2103/2106/2121/21053/2107). В публикации продемонстрирована пошаговая инструкция и приведены дельные советы специалистов, которые помогут вам правильно осуществить обновление цепного привода системы газораспределения в вазовском моторе.
РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ: ДВИГАТЕЛЬ ЛАДА НИВА ТРЕВЕЛ — ВАЗ 2123 1.7 MPI 80 Л.С
Перед тем, как переходить к замене цепи ГРМ, напомним вам о том, что бензиновый силовой агрегат атмосферного типа заводской серии ВАЗ 2106 (“Шестерка”) – это модернизированная в середине 1970 годов вазовскими инженерами версия двигателя с индексом ВАЗ 2101 (“Копейка”). Мотор ВАЗ 2106 1.6 отличается от предшественника серии ВАЗ 2101 увеличенным ходом поршней (80 миллиметров) и диаметром цилиндров (79 миллиметров). Эти изменения повлияли лишь на увеличение рабочего объема цилиндров (1569 см³), а во всех остальных смыслах, этот движок остался прежним.
С характеристиками двс пятидверного хэтчбека Лада Х—Рей, вы можете ознакомиться здесь.
Для справки заметим, что кроме карбюраторной версии силовой установки серии ВАЗ 2106 производилась еще и инжекторная версия данного мотора с собственным индексом ВАЗ 21067, которая имеет аналогичные технические характеристики. Стоит сказать, что замена карбюратора на распределенный впрыск топлива, функционирующий по технологии MPI, позволила подвести бензиновый мотор под достаточно жесткие требования экологического класса Euro 2.
С двигателями новой Лада Веста 2023 модельного года, вы можете ознакомиться здесь.
Раз уж мы занялись такой важной процедурой, как обновление цепи ГРМ в 8-ми клапанном двигателе Жигулей – ВАЗ 2106 объемом 1.6 литра, заодно желательно заменить башмак натяжителя, успокоитель и звездочки. Кроме того, не лишним делом будет замена воздушного фильтра и ремня генератора. Итак, для начала работы нам понадобится специальный ключ на “36” и универсальный фиксатор шкивов.
С реальным расходом топлива движков новой Lada Vesta NG, вы можете ознакомиться здесь.
Процесс замены цепного привода осуществляется одинаково, как в карбюраторных (серия ВАЗ 2106), так и инжекторных (серия ВАЗ 21067) версиях вазовского двигателя.
Инструкцию по установке резинки-уплотнителя багажника Лада Веста, вы найдете здесь.
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАМЕНЕ ЦЕПИ ГРМ В ВАЗОВСКОМ ДВИГАТЕЛЕ
1. Первым делом нужно снять крышку фильтрации воздуха. Затем убираем крепеж корпуса к карбюратору. Для выполнения данного шага необходимо отвинтить 3 гаечки размером на “10”, “4” и “8”. На этом этапе важно, чтобы внутрь не попало ничего лишнего, не стоит усложнять процесс, прибавляя себе лишнюю работу.
2. Теперь нам нужно убрать защиту снизу и слить антифриз из системы охлаждения двигателя.
3. Сейчас нам нужно ослабить гайку на крепи источника, после чего отвинтить и снять все хомутики на патрубках.
5. Теперь переходим к системе отопления: отцепляем провода питания термодатчика и снимаем вентилятор охлаждения. Затем, совместно с патрубками и термостатом, снимаем радиатор.
6. Сейчас нам нужно отвинтить гаечки натяжителя генератора и сместить его вперед. В этом нам поможет лом или что-то подобное. Теперь можно приступить к ремню генератора.
7. Далее, крутим коленчатый вал за ролик с помощью “волшебного” ключа на “36” и делаем так, чтобы метки на шкиве и крышечке совпали. Метки на звезде распределительного вала и отливе должны совпасть точно также.
8. Теперь над надо открутить гайку на “36”, держащую ролик коленчатого вала. Чтобы это сделать, застопорите шкив ключом и крутите гайку. В случае отсутствия у вас подобного инструмента, перейдите на 5-ую передачу и попросите напарника надавить на педаль тормоза, а затем раскрутите ее с помощью обычного ключа.
9. Сейчас настала очередь шкива, приступаем к его снятию. Итак, откручиваем 6 болтиков и 3 гайки размером на “10” по бокам, после чего раскручиваем 3 болта внизу привода распределительного вала.
10. Теперь раскручиваем 2 гаечки, держащие натяжитель цепи. Стягиваем натяжитель. Заметим тот факт, что на некоторых моделях Жигулей натяжитель может быть автоматизированным. Отвинчиваем крепеж звезды распределительного вала. Затем запомните место, либо поставьте метку для дальнейшей центровки.
11. Под клапанной крышкой мы можем видеть следующую картинку: защелка, которая мешает цепи перескакивать; крепеж башмака натяжителя цепи ГРМ; звезда коленвала. Теперь при помощи ключа размером на “10”, откручиваем защелку и крепеж натяжителя, а заодно болтик, который держит звезду привода вспомогательных агрегатов (его еще называют “поросенком”).
12. Сейчас настало время для снятия всех звезды и демонтажа старой приводной цепи (они нам больше не нужны). Обязательно проверьте, соответствуют ли метки. Отлив на блоке цилиндров должен находиться напротив шпонки коленчатого вала. После этого можно поставить купленные звезды на коленвал и не забудьте про “поросенка” (звезду привода вспомогательных агрегатов).
13. Теперь достаем нашу новенькую цепь ГРМ из упаковки, обязательно смазываем ее моторным маслом и монтируем в нужное место.
14. Чтобы цепь не падала вниз, положите под нее монтировку либо ключ. Теперь надо поставить звезду распредвала в цепь. Это должно быть сделано таким образом, чтобы при работе на распредвал нисходящая ветвь цепи была туго натянута, при этом метки должны соответствовать друг другу.
15. Теперь прокручиваем распредвал против часовой стрелки на маленький угол. Одновременно за коленвал тянем ее назад. Газораспределительная цепь должна натянуться, и мы можем посмотреть, правильно ли установлены метки. Если они не совпадают, то перебросьте цепь на один зуб и проделайте это же действие еще раз.
16. Сейчас нужно активировать натяжитель цепи, перед тем как мы его поставим на свое место. Закручиваем и контрим все болты крепления звезд. Теперь прокручиваем коленвал на два оборота. Клапаны и поршни не встречаются? Все метки становятся на свое место? Если ответ на эти вопросы “да”, то все сделано верно. Наиболее сложная задача выполнена.
17. Теперь можно поставить прокладку крышки коленвала, правда перед тем как это сделать ее нужно смазать герметиком.
18. Теперь можно поставить шкив и затянуть его. Далее советуем проверить все метки, прокрутив коленвал. Лишний раз перестраховаться сейчас будет дешевле по деньгам и времени, нежели искать номер телефона мастера потом.
По завершению процедуры остается отрегулировать клапана щупом или с помощью специальной регулировочной планки (схема регулировки клапанов: 6-8, 4-7, 1-3, 2-5, все как указано в технической методичке). Затем настраиваем зажигание (лучше всего устанавливать по второму цилиндру при помощи пробки) и регулируем угол опережения на прогретом моторе с выстраиванием холостых оборотов в диапазоне 850-900 об/мин.
Видео инструкция по замене цепи ГРМ в двигателе ВАЗ 2106 1.6 75 л.с
В заключении отметим, что после установки новой приводной цепи ГРМ, все метки должны совпадать предельно четко, ведь клапана у двигателя серии ВАЗ 2106 при перескоке цепного привода гнутся наглухо поршнями. Как советуют специалисты, натяжитель лучше всего устанавливать механического типа, он считается более надежным и долговечным. По отзывам многих автовладельцев, после обновления цепи ГРМ, работа силового агрегата ВАЗ 2106 1.6 (ВАЗ 21067 1.6) становится более тихой и ровной.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!
Основная причина замены двухрядной цепи газораспределительного механизма – чрезмерное растяжение. Дистанционно критическое удлинение распознается по шуму – цепка брякает и трется о смежные детали. На деле предельный износ приводит к потере мощности, приемистости и нестабильной работе двигателя ввиду взаимного смещения распределительного и коленчатого валов. Визуально на это укажет смещенный шкив привода вспомогательных агрегатов.
Наладка или как выставить метки узлов ГРМ на ВАЗ 2106 самостоятельно
Согласование углов взаиморасположения распредвала (РВ) и коленвала (КВ) производится путем совмещения отметок на звездочках с отливами на корпусах двигателя. Последних – два: один расположен на передней алюминиевой крышке (длинная черточка), второй – на постели РВ. Однозначность относительного расположения «маяков» важна на протяжении всей операции смены цепочки.
Без предварительного базирования поршней и клапанов установка цепи грм на ВАЗ 2106 по меткам невозможна. Стало быть, значимость отметок вовсе не условно-декоративная. Знаки дают понимание о положении деталей внутри мотора:
К сведению. Нумерация «горшков» начинается со стороны радиатора.
При совпадающих отметках бегунок распределителя зажигания обращен в сторону 4 цилиндра, а клапана последнего закрыты. По аналогии с настройкой сцепления на «классике», однозначность взаимного расположения коленчатого и распределительного валов служит базой для проведения регулировки зазоров в клапанном механизме, процедуры выставления зажигания.
Как восстановить совпадение меток
При вытянутой цепи пометки «уйдут». Основная сложность заключается в том, чтобы вернуть их в положение обоюдного совпадения. Эта работа совмещается с демонтажем старой цепки. Однако спешить ее снимать не стоит – рассогласование всех заводских маркеров чревато.
Базой служит положение коленвала, при котором отметка шкива совпадает с длинной чертой на передней крышке. При этом засверловка звезды распредвала должна находиться ближе к приливу. Этого нужно добиться в первую очередь. Стоит помнить, что передача выполнена с соотношением 2:1 – двум оборотам коленчатого вала соответствует один оборот распределительного.
После выполнения базового требования можно приступать к демонтажу шкива КВ, передней крышки, отпускать и удалять натяжитель, снимать успокоитель. Далее следует процедура корректировки пометок на РВ. Методика, как выставить метки ГРМ на ВАЗ 2106, заключается в выполнении таких пунктов:
Излишние опасения при демонтаже звездочки РВ не уместны. В конструкции вала предусмотрен штифт. Кроме передачи крутящего момента он выполняет роль фиксатора определенного положения.
Как одеть цепь
Монтаж новой цепочки начинается с ее насадки на новую звезду коленвала. Далее монтируются успокоитель, башмак натяжителя, ограничитель. Цепка пропускается через шестерню приводного вала с попутным его закреплением. После она насаживается на звездочку распределительного вала, и выполняется корректировка ее положения по циклу:
Завершающая процедура – натяжка цепки, в ходе которой натяжитель закручивается до упора хорошим усилием. После вращения КВ ключом производится окончательный контроль совпадения знаков.
Нюансы в установке цепи ГРМ по заводским меткам на ВАЗ 2106
Идеального совмещения двух пар пометок добиться сложно. Основная причина – использование компонентов с выдержанными по предельной границе размерами. К слову, регулировка карбюратора ВАЗ 2106 своими руками также никогда не происходит по идеальному сценарию – практически всегда используются дополнительные рекомендации опытных мастеров.
Допустимые сдвиги отметок
Одна из неписанных норм допускает расхождение засверловки звезды и прилива корпуса подшипников распределительного вала в пределах ползуба в ту или иную сторону. Если поконкретнее, то установка цепи ГРМ двигателя ВАЗ 2106 по меткам считается оконченной, когда звездочка распредвала стоит точно, а отметка шкива коленвала уходит чуть вперед. Это гарантия устойчивой тяги во всем скоростном диапазоне.
Если звезда «распреда» стоит по метке, а шкив «колена» не доходит до знака ВМТ – мотор устойчиво функционирует только до скорости 100 км/ч. После преодоления границы наблюдается потеря тяги и повышенный расход топлива.
Расхождение между метками постели и звезды распределительного вала в один зуб недопустимо. Обычно это доказательство критического растяжения цепочки. Когда же она новая стоит осмотреть посадочное место под шпонку на коленвале – возможно оно разбито, отсюда – чрезмерный люфт.
Двигатели с существенным пробегом нередко склонны к произвольному изменению расположения пометки звезды РВ в процессе вращения КВ. К этому приводят:
К сведению. Использование разрезной звезды помогает добиться идеального расположения меток. Она устанавливается взамен штатной зубчатой шестерни распределительного вала.
Коротко о главном
Технология, как выставить метки ГРМ на моторе ВАЗ 2106, выполняется при снятой цепи. Установленная на распредвале звезда без цепки фиксируется отверткой и затягивается ключом. После вращения распределительного вала в нужную сторону и совмещения засверловки с приливом на постели снова зубчатая шестерня обездвиживается подходящим предметом и демонтируется. Далее производится монтаж новой цепочки.
Идеального совпадения пометок можно добиться только при использовании разрезной шестерни. Впрочем, это вовсе не обязательно соблюдать. Вполне допустима ситуация, когда метки «распреда» совпадают, а шкив коленвала уходит немного вперед.
Проверяем цепь на пригодность
Каждый элемент автомобиля подвергается износу. Для того чтобы не случилось неприятностей в дороге, особенно при поездках на дальние расстояния, рекомендуется регулярно проверять детали автомобиля на износ. Это же касается и цепи ГРМ. Как узнать, износилась цепь или нет? Изношенную и растянутую цепочку ГРМ внешне крайне сложно отличить от новой цепи. Цепь может быть не повреждена механически, но иметь изношенные штифты – это определить при визуальном осмотре практически невозможно.
Для проверки износа цепи впору воспользоваться проверенным методом. Для этого необходимо взять 20 см цепи – одну сторону расположить параллельно горизонту, дальше провернуть в руке так, чтобы штифт оказался перпендикулярно поверхности. Далее оцените угол свисания цепи. На неизношенной цепи угол наклона к горизонтальной поверхности составит не более 20 градусов, на старой изношенной цепи угол будет более 45 градусов. Это говорит о том, что цепи ГРМ нужна замена.
Также для определения степени износа цепи можно воспользоваться еще одним методом. Для этого необходимо взять штангенциркуль. Отсчитайте 8 звеньев и определите расстояние между крайними штифтами – должно быть в пределах 122,6 мм. Так, необходимо измерить минимум три произвольных участка цепи, если хоть на каком-то участке расстояние превысит максимально допустимое значение, цепь ГРМ нуждается в срочной замене.
Примечание! В моем случае на автомобиле стоял автоматический натяжитель.
Как понять, что цепь плохо отрегулирована
Если речь идет о плохо отрегулированной цепи, скорее всего, имеет место растяжение цепи. Когда цепь перетянута, внешне понять крайне сложно, но сразу же после начала движения такая цепь рвется. Если цепь ГРМ ослабла, вы узнаете об этом по следующим признакам:
Когда вами был замечен какой-то из упомянутых выше признаков, значит, с уверенностью можно сказать о том, что цепь следует демонтировать и определить степень ее износа. Если цепь не сильно изношена, ее необходимо подтянуть, а в случае сильного износа – поменять на новую цепь.
Замена цепи грм ваз 2106 видео
Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106 своими руками.
Хотя цепь газораспределительного механизма ВАЗ 2106 имеет большой ресурс, со временем она изнашивается. При значительном износе ее нужно срочно менять. Процедура замены трудоемкая, но, если знать устройство узла и следовать пошаговой инструкции, ее можно выполнить собственноручно в домашних условиях.
Для чего нужна цепь ГРМ и ее характеристики
Старые модели ВАЗ 2106 оснащались механическим плунжеромнатяжного устройства, в котором шток выдвигает пружина. В новых модификацияхустанавливаются плунжера гидравлического типа, они работают за счет давлениямасла. Цепь должна быть всегда натянута для корректной работы двигателя.
Натяжка осуществляется с помощью полукруглого башмака,который подпирает элемент слева. К цепи также примыкает пластина успокоителя.От соскакивания цепи с нижней звездочки в случае значительной растяжкиуберегает металлический ограничитель, находящийся на блоке цилиндров. Когдавращаются элементы привода, на цепь с разных сторон давит башмак и успокоитель.
Цепной привод ГРМ в силовом агрегате ВАЗ 2106 выполняетследующие функции:
Количество звеньев зависит от типа установленного двигателя.На шестые модели устанавливались силовые агрегаты объемом 1,3, 1,4 и 1,6. Длинахода поршня для моторов 1-го вида равна 66 мм, для двух других – 80 мм. Взависимости от объема силового агрегата берется цепь определенного размера:
При покупке цепи легко проверить количество звеньев, не занимаясь их пересчетом. Расправить изделие в длину так, чтобы половинки плотно прилегали друг к другу. Если концы легли одинаково, то количество звеньев 116, у короткой цепи крайнее звено будет повернуто под некоторым углом.
Определяем необходимость замены цепи
Эксплуатационный срок цепи ГРМ достаточно большой исоставляет около 100 тысяч километров пробега. С течением времени приэксплуатации машины цепь постепенно растягивается. При этом металлическиезвенья не деформируются, стираются их шарниры, появляется люфт, образуютсязазоры. Для небольшого участка эта выработка незаметна, но, если взять в целомпо цепному приводу, длина детали значительно увеличится.
Степень изношенности цепного привода определяется по такимсимптомам:
Если есть смещение хотя бы на 1 см, этоговорит о растяжении цепи.
Цепь, которая растянулась на более чем 10 мм, можетперескакивать через несколько звеньев по шестерням. Перепрыгивание через однусекцию чревато нарушением фазы газораспределения. В этом случае двигательвибрирует при любом режиме работы, часто глохнет, значительно падает егомощность. Признаки проявляются в виде выстрелов в выхлопную трубу иликарбюратор. Не помогает убрать вибрацию регулировка зажигания и подачи топлива.
При перескакивании на 2-4 зуба мотор глохнет и больше незапускается. Самая неприятная ситуация, когда поршни встречаются с клапанамииз-за нарушения фаз газораспределения. Это грозит капитальным ремонтомдвигателя.
Материалы, инструменты и разборка
При долгой эксплуатации силового агрегата изнашивается не только цепной привод, но и некоторые, связанные с ним элементы:
Процесс разборки несложный, но очень трудоемкий: приходитсяоткручивать большое количество гаек и болтов, демонтировать несколько узлов идеталей. Поэтому целесообразно менять все изношенные элементы, в том числешестеренки. Специалисты рекомендуют менять комплект ГРМ на «шестерку» инесколько дополнительных элементов, набор состоит из следующих деталей:
Понадобится высокотемпературный герметик. Шпонка шкива часто теряется при ремонте, а без нее сборка невозможна. Поэтому имеет смысл купить запасную, стоимость ее небольшая.
Из инструментов нужно подготовить:
Удобнее работы проводить на подъемном приспособлении, номожно обойтись без него, сняв капот у машины или лежа на земле.
На подготовительном этапе обеспечиваем доступ к приводу ГРМи передней стенке блока цилиндров. Для этого ждем, когда остынет двигатель,устанавливаем авто на ручной тормоз, выполняем следующие действия:
Демонтаж и установка нового цепного привода
При замене цепного привода ГРМ нужно строго придерживатьсяпошаговой инструкции:
Монтаж цепи и запасных деталей выполняем по следующемуалгоритму:
Чем больше опыта, тем быстрее проходит процедура. У квалифицированного специалиста процедура замены на «шестерке» займет не более трех часов, у малоопытного автолюбителя, конечно, больше. Поэтому для ремонта нужно выделить день, чтобы все выполнить, не спеша и качественно. Обязательно нужно перед запуском двигателя проверить метки.
https://youtube.com/watch?v=vS9M1hStIpk%3Ffeature%3Doembed
Как заменить цепной привод ГРМ на ВАЗе.