Моменты затяжки основных резьбовых соединений ваз пп
Моменты затяжки для различных основных резьбовых соединений узлов автомобиля. Данные моменты затяжки могут быть обеспечены только посредством специального оборудования (динамометрический ключ)Деталь Резьба Момент затяжки, Н•м (кгс•м)
ДвигательБолт крепления головки цилиндров М12х1,25 см. примечание 2Гайка шпильки крепления впускной трубы и выпускного коллектора М8 20,87–25,77 (2,13–2,63)Гайка крепления натяжного ролика М10×1,25 33,23–41,16 (3,4–4,2)Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала М8 18,38–22,64 (1,87–2,31)
Болт крепления шкива распределительного вала М10 67,42–83,3 (6,88–8,5)Болт крепления корпуса вспомогательных агрегатов М6 6,66–8,23 (0,68–0,84)Гайка шпильки крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения М8 15,97–22,64 (1,63–2,31)Болт крепления крышек коренных подшипников М10х1,25 68,31–84,38 (6,97–8,61)
Болт крепления масляного картера М6 5,15–8,23 (0,52–0,84)Гайка болта крышки шатуна М9х1 43,32–53,51 (4,42–5,46)Болт крепления маховика М10х1,25 60,96–87,42 (6,22–8,92)Болт крепления насоса охлаждающей жидкости М6 7,64–8,01 (0,78–0,82)
Болт крепления шкива коленчатого вала M12х1,25 97,9–108,78 (9,9–11,1)Болт крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости М6 4,17–5,15 (0,425–0,525)Гайка крепления приемной трубы глушителя М8×1,25 20,87–25,77 (2,13–2,63)Гайка крепления фланца дополнительного глушителя М8×1,25 15,97–22,64 (1,63–2,31)
Гайка крепления троса сцепления к кронштейну двигателя М12х1 14,7–19,6 (1,5–2,0)Болт крепления кронштейна передней опоры подвески двигателя М10х1,25 32,2–51,9 (3,3–5,5)Гайка болта крепления передней опоры подвески двигателя М10 41,65–51,45 (4,25–5,25)
Гайка болта крепления левой опоры подвески силового агрегата М10 41,65–51,45 (4,25–5,25)Гайка крепления кронштейна левой опоры подвески силового агрегата М10 31,85–51,45 (3,25–5,25)Болт крепления задней опоры подвески силового агрегата М10х1,25 27,44–34 (2,8–3,47)
Гайка болта крепления кронштейна задней опоры подвески силового агрегата М12 60,7–98 (6,2–10)Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника М6 8,33–10,29 (0,85–1,05)Болт крепления маслоприемника к насосу М6 6,86–8,23 (0,7–0,84)
Болт крепления масляного насоса М6 8,33–10,29 (0,85–1,05)Болт крепления корпуса масляного насоса М6 7,2–9,2 (0,735–0,94)Пробка редукционного клапана масляного насоса М16х1,5 45,5–73,5 (4,64–7,5)Штуцер масляного фильтра М20×1,5 37,48–87,47 (3,8–8,9)
Датчик контрольной лампы давления масла М14х1,5 24–27 (2,45–2,75)Гайка крепления карбюратора М8 12,8–15,9 (1,3–1,6)Гайка крепления крышки головки цилиндров М6 1,96–4,6 (0,2–0,47)СцеплениеГайка крепления картера сцепления к блоку двигателя М12х1,25 54,2–87,6 (5,53–8,93)
Болт крепления картера сцепления к блоку двигателя М12х1,25 54,2–87,6 (5,53–8,93)Болт крепления фланца направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления М6 3,8–6,2 (0,39–0,63)Болт крепления кожуха сцепления к маховику М8 19,13–30,9 (1,95–3,15)
Коробка передачВинт конический крепления шарнира тяги привода М8 16,3–20,1 (1,66–2,05)Болт крепления механизма выбора передач М6 6,4–10,3 (0,65–1,05)Болт крепления корпуса рычага переключения передач М8 15,7–25,5 (1,6–2,6)Гайка крепления хомута тяги привода и реактивной тяги М8 15,7–25,5 (1,6–2,6)
Гайка заднего конца первичного и вторичного валов М20х1,5 120,8–149,2 (12,3–15,2)Выключатель света заднего хода М14х1,5 28,4–45,3 (2,9–4,6)Болт крепления вилок к штоку М6 11,7–18,6 (1,2–1,9)Болт крепления ведомой шестерни дифференциала М10х1,25 63,5–82,5 (6,5–8,4)
Гайка крепления корпуса привода спидометра М6 4,5–7,2 (0,45–0,73)Болт крепления оси рычага выбора передач М6 11,7–18,6 (1,2–1,9)Гайка крепления задней крышки к картеру коробки передач М8 15,7–25,5 (1,6–2,6)Пробка фиксатора вилки заднего хода М16×1,5 28,4–45,3 (2,89–4,6)
Передняя подвескаГайка крепления верхней опоры к кузовуМ8 19,6–24,2 (2–2,47)Гайка крепления шарового пальца к рычагу М12х1,25 66,6–82,3 (6,8–8,4)Гайка эксцентрикового болта крепления телескопической стойки к поворотному кулаку М12х1,25 77,5–96,1 (7,9–9,8)
Болт крепления телескопической стойки к поворотному кулаку М12х1,25 77,5–96,1 (7,9–9,8)Болт и гайка крепления рычага подвески к кузову М12х1,25 77,5–96,1 (7,9–9,8)Гайка крепления растяжки М16х1,25 160–176,4 (16,3–18)Болт и гайка крепления стойки стабилизатора поперечной устойчивости к рычагу М10х1,25 42,1–52,0 (4,29–5,3)
Гайка крепления штанги стабилизатора к кузову М8 12,9–16,0 (1,32–1,63)Болт крепления кронштейна растяжки к кузову М10х1,25 42,14–51,94 (4,3–5,3)Гайка крепления штока телескопической стойки к верхней опоре М14х1,5 65,86–81,2 (6,72–8,29)Болт крепления шаровой опоры к поворотному кулаку М10х1,25 49–61,74 (5,0–6,3)
Гайка подшипников ступиц задних колес М20х1,5 186,3–225,6 (19–23)Гайка подшипников ступиц передних колес М20х1,5 225,6–247,2 (23–25,2)Болт крепления колесаМ12×1,25 65,2–92,6 (6,65–9,45)Задняя подвескаГайка крепления нижнего конца амортизатора М12х1,25 66,6–82,3 (6,8–8,4)
Гайка крепления рычага задней подвески М12х1,25 66,6–82,3 (6,8–8,4)Гайка крепления кронштейнов рычагов подвески М10х1,25 27,4–34 (2,8–3,46)Гайка крепления верхнего конца амортизатора М10х1,25 50–61,7 (5,1–6,3)ТормозаБолт крепления цилиндра тормоза к суппорту М12х1,25 115–150 (11,72–15,3)
Болт крепления направляющего пальца к цилиндру М8 31–38 (3,16–3,88)Болт крепления тормоза к поворотному кулаку М10х1,25 29,1–36 (2,97–3,67)Болт крепления заднего тормоза к оси М10х1,25 34,3–42,63 (3,5–4,35)Гайка крепления кронштейна вакуумного усилителя к усилителю кронштейна М8 9,8–15,7 (1,0–1,6)
Гайка крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю М10 26,5–32,3 (2,7–3,3)Гайка крепления вакуумного усилителя к усилителю кронштейна М10 26,5–32,3 (2,7–3,3)Гайка соединений тормозных трубопроводов М10 14,7–18,16 (1,5–1,9)Наконечник гибкого шланга переднего тормоза М10х1,25 29,4–33,4 (3,0–3,4)
Рулевое управлениеГайка крепления картера рулевого механизма М8 15–18,6 (1,53–1,9)Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления М8 15–18,6 (1,53–1,9)Болт крепления кронштейна вала рулевого управления М6 Завернуть до отрыва головкиБолт крепления вала рулевого управления к шестерне М8 22,5–27,4 (2,3–2,8)
Гайка крепления рулевого колеса М16х1,5 31,4–51 (3,2–5,2)Болт стяжной наконечника рулевой тяги М10 19,1–30,9 (1,95–3,15)Гайка крепления шарового пальца тяги М12х1,25 27,05–33,42 (2,76–3,41)Болт крепления тяги рулевого привода к рейке М10х1 70–86 (7,13–8,6)
Гайка подшипника шестерни рулевого механизма М38х1,5 45–55 (4,6–5,6)ЭлектрооборудованиеСвеча зажигания М14х1,25 30,67–39 (3,13–3,99)Гайка болта крепления генератора М12х1,25 58,3–72 (5,95–7,35)Гайка шпильки крепления генератора М10х1,25 28,08–45,3 (2,86–4,62)Примечания:
1. Приведенные значения моментов можно округлять до десятых долей в пределах допуска.2. Болты крепления головки цилиндров необходимо затягивать в четыре приема: 1 – моментом 20 Н•м (2 кгс); 2 – моментом 69,4–85,7 (7,1–8,7 кгс); 3 – довернуть на 90°; 4 – снова довернуть на 90°.
Динамометрический ключ своими руками
Размер | Класс прочности N.m* | ||||||||
3.6 | 4.6 | 5.6 | 5.8 | 6.8 | 8.8 | 9.8 | 10.9 | 12.9 | |
М1,6 | 0,05 | 0,07 | 0,09 | 0,11 | 0,14 | 0,18 | 0,21 | 0,26 | 0,31 |
М2 | 0,11 | 0,14 | 0,18 | 0,24 | 0,28 | 0,38 | 0,42 | 0,53 | 0,63 |
М2,5 | 0,22 | 0,29 | 0,36 | 0,48 | 0,58 | 0,78 | 0,87 | 1,09 | 1,31 |
М3 | 0,38 | 0,51 | 0,63 | 0,84 | 1,01 | 1,35 | 1,52 | 1,90 | 2,27 |
М4 | 0,71 | 0,95 | 1,19 | 1,59 | 1,91 | 2,54 | 2,86 | 3,57 | 4,29 |
М5 | 1,71 | 2,28 | 2,85 | 3,80 | 4,56 | 6,09 | 6,85 | 8,56 | 10,3 |
М6 | 2,94 | 3,92 | 4,91 | 6,54 | 7,85 | 10,5 | 11,8 | 14,7 | 17,7 |
М8 | 7,11 | 9,48 | 11,9 | 15,8 | 19,0 | 25,3 | 28,4 | 35,5 | 42,7 |
М10 | 14,3 | 19,1 | 23,8 | 31,8 | 38,1 | 50,8 | 57,2 | 71,5 | 85,8 |
М12 | 24,4 | 32,6 | 40,7 | 54,3 | 65,1 | 86,9 | 97,7 | 122 | 147 |
М14 | 39 | 52 | 65 | 86,6 | 104 | 139 | 156 | 195 | 234 |
М16 | 59,9 | 79,9 | 99,8 | 133 | 160 | 213 | 240 | 299 | 359 |
М18 | 82,5 | 110 | 138 | 183 | 220 | 293 | 330 | 413 | 495 |
М20 | 117 | 156 | 195 | 260 | 312 | 416 | 468 | 585 | 702 |
М22 | 158 | 211 | 264 | 352 | 422 | 563 | 634 | 792 | 950 |
М24 | 202 | 270 | 337 | 449 | 539 | 719 | 809 | 1011 | 1213 |
М27 | 298 | 398 | 497 | 663 | 795 | 1060 | 1193 | 1491 | 1789 |
М30 | 405 | 540 | 675 | 900 | 1080 | 1440 | 1620 | 2025 | 2430 |
М33 | 550 | 734 | 917 | 1223 | 1467 | 1956 | 2201 | 2751 | 3301 |
М36 | 708 | 944 | 1180 | 1573 | 1888 | 2517 | 2832 | 3540 | 4248 |
М39 | 919 | 1226 | 1532 | 2043 | 2452 | 3269 | 3678 | 4597 | 5517 |
М42 | 1139 | 1518 | 1898 | 2530 | 3036 | 4049 | 4555 | 5693 | 6832 |
М45 | 1425 | 1900 | 2375 | 3167 | 3800 | 5067 | 5701 | 7126 | 8551 |
М48 | 1716 | 2288 | 2860 | 3313 | 4576 | 6101 | 6864 | 8580 | 10296 |
М52 | 2210 | 2947 | 3684 | 4912 | 5895 | 7859 | 8842 | 11052 | 13263 |
М56 | 2737 | 3650 | 4562 | 6083 | 7300 | 9733 | 10950 | 13687 | 16425 |
М60 | 3404 | 4538 | 5673 | 7564 | 9076 | 12102 | 13614 | 17018 | 20422 |
М64 | 4100 | 5466 | 6833 | 9110 | 10932 | 14576 | 16398 | 20498 | 24597 |
М68 | 4963 | 6617 | 8271 | 11029 | 13234 | 17646 | 19851 | 24814 | 29777 |
*где N.m – крутящий момент. Равен произведению силы на плечо ее применения и измеряется в ньютон-метрах. Таким образом, если к гаечному ключу длиной 1 метр (плечо), приложить силу в 1 Ньютон (перпендикулярно на конце ключа), то мы получим крутящий момент равный 1 Нм.
При ремонте автомобиля практически у каждый автолюбитель сталкивается с проблемой затянуть резьбовое соединение с определенной силой, а динамометрического ключа нет. А стоит такой не малых денег. Вот и столкнулся с такой проблемой, на покупку денег нет, а очень нужен.
- старый ключ-трещотка
- шестигранный ключ на 10 мм.
- две гайки на 8 мм.
- весы с цифровым циферблатом до 40 кг. (покупал здесь)
- кусок полосы 4*40 мм
- сварочный аппарат
- УШМ (болгарка)
- плоскогубцы, молоток, напильник и другой слесарный инструмент.
Разбираю трещотку и убираю из нее механизм фиксации, он мне не понадобится.
Отрезаю ключ шестигранник как показано на фото
Теперь привариваю шестигранник к головке трещотки таким образом чтобы ручка ключа и шестигранник в собранном состоянии были параллельны.
Теперь привариваю крепление к ручке ключа.
К шестиграннику привариваю две гайки. Две потому что шестигранник оказался короткий, таким образом решил удлинить. За гайку будет цепляться крючок весов. Мой ДМК практически готов, можно приступать к сборке.
И покраске
Осталось дождаться пока краска высохнет и крепить весы. Краска высохла. Закрепил весы и вот что получилось.
Весы решил закрепить кабельными стяжками. Данный крепеж позволяет быстро снять и использовать весы по прямому назначению.
Это еще не все, осталось произвести расчет. При каких показаниях весов будет тот или иной момент затяжки. Это и есть главный минус самодельного ДМК.
Из школьного курса физики нам известно: 1 Н (Ньютон) = 0,1019716212978 кг. 1 кг. = 9.806649999999 Н (Ньютонов).
Момент затяжки можно рассчитать по следующей формуле: кгс•м = m / (1 / L) где: кгс•м – килограмм силы на метр (прилагаемое усилие в килограммах) m – показания весов L – длина плеча в метрах (расстояние от центра болта до крепления весов)
Чтобы перевести прилагаемое усилие в Ньютоны нужно: Н•м = кгс•м * 9,81 где: Н•м – Ньютон на метр кгс•м – килограмм на метр силы
Чаще всего момент затяжки пишут в Ньютонах, а наш ДМК показывает усилие в килограммах. Например, мне нужно затянуть гайку с усилием в 20 Н. для того что бы узнать какие показания должны быть на весах воспользуемся формулой
: m = Н * 0,102 * (1 / L) где: m – показания весов Н – момент затяжки с которым нужно затянуть резьбовое соединение L – длина плеча в метрах (расстояние от центра болта до крепления весов).
m = 20 * 0.102 * (1 / 0.114) = 17.89 кг.
Отсюда следует, чтобы затянуть гайку с усилием 20 Н на весах должно быть 17,89 кг.
Многим автомобилистам время от времени приходится сталкиваться с непростой задачей – разболтовкой колесных дисков, что напрямую влияет на безопасность передвижения. Поэтому автолюбителям стоит уделять разболтовке колесных дисков предельное внимание. При несоблюдении параметров правильной установки относительно оси колесный диск недостаточно надежно фиксируется, не достигается оптимальное значение момента затяжки.
Основными критериями, на которые следует ориентироваться при выполнении работы, являются количество болтов и диаметр окружности посадочных мест. Среди водителей популярно сразу несколько способов определения последнего параметра. Однако не все способы можно назвать эффективными.
Наиболее простым и понятным является следующий прием:
- Сначала необходимо установить расстояние между стенками отверстий при помощи штангенциркуля.
- Затем нужно прибавить к определенному значению диаметр отверстия для фиксации.
Полученный размер будет определять расстояние между соседними отверстиями.
Большое количество автомобилистов подгоняет разболтовку под новые диски, диаметр которых немного больше исходного варианта. При монтаже таких изделий в ход идут центровочные кольца.
Основная задача владельца авто – подобрать колесные диски оптимальной массы и прочности. Последний фактор играет определяющую роль, поскольку колеса постоянно воспринимают серьезную нагрузку и удары. Также не стоит пренебрегать балансировкой, которая позволит избежать биения дисков во время движения.
Разболтовка производится при строгом соблюдении трех главных параметров:
- PCD – диаметр окружности;
- ET – вылет диска;
- DIA – диаметр центрального отверстия.
Отечественные авто
Hyundai
Замена свечей зажигания, применяемые свечи лада веста (lada vesta)
Свечи зажигания, применяемые на автомобиле
Изготовитель | Модель свечей | Рекомендуемый зазор, мм |
ОАО «Роберт Бош Саратов» | А17ДВРМ | 1-1,15 |
BOSCH | FR7DCU | 1-1,15 |
BRISK | DR15YC-1 | 1-1,15 |
Если двигатель плохо заводится, глохнет или работает с перебоями, то причиной этих неисправностей могут быть свечи зажигания, даже если они выглядят идеально.
От выбора правильной и надежной свечи зажигания зависит оптимальная работа двигателя при его эксплуатации. Важным критерием в выборе свечи зажигания при ее покупке является диапазон нагрева, характеризующий количество теплоты, которое свеча зажигания может провести через себя к головке блока цилиндров (калильное число).
При перегреве электродов и изолятора возникает преждевременное (калильное) зажигание. Иными словами, если свеча зажигания слишком «горячая», она не сможет достаточно остыть прежде, чем следующая порция топливовоздушной смеси поступит в цилиндр. Вследствие этого произойдет калильное зажигание – воспламенение смеси не от искры, а от контакта с нагретыми участками свечи. Калильное число выбранной свечи должно строго соответствовать рекомендованному для вашего двигателя. Допускается непродолжительное использование свечей с несколько большим значением калильного числа, но категорически запрещается использовать свечи с меньшим значением, так как это может привести к самым тяжелым последствиям, вплоть до пробоя прокладки головки блока цилиндров, прогорания поршней, клапанов и пр.
Если свеча слишком «холодная», осаждения нагара загрязнят электроды и изолятор свечи зажигания. Эта неисправность станет причиной утечки искры по изолятору, от центрального электрода к юбке изолятора свечи зажигания. Такая неисправность приводит к пропускам искры, т.е. топливовоздушная смесь не воспламеняется и, как следствие, к неровной работе двигателя на холостом ходу, рывкам и провалам при разгоне, проблемам с пуском двигателя зимой и повышенному расходу топлива. Длительная эксплуатация автомобиля с систематическими пропусками искры и, следовательно, не полностью сгораемой топливовоздушной смесью приводит к снижению мощности двигателя, повышенному расходу топлива, отказу каталитического нейтрализатора.
Свечи зажигания следует заменять через 30 тыс. км пробега или 2 года эксплуатации (в зависимости от того, что наступит раньше).
Для работы потребуются: ключ TORX E8…
…свечной ключ «на 16» с воротком длиной не менее 200 мм, специальный щуп круглого сечения.
В качестве круглого щупа удобно использовать цилиндрический хвостовик сверла соответствующего диаметра.
Выворачивайте и вворачивайте свечи только на холодном двигателе. В противном случае возможно повреждение резьбы свечного отверстия.
1. Снимите катушку зажигания с заменяемой свечи. (см. тут)
2. Чтобы избежать попадания грязи в цилиндр двигателя при выворачивании свечи, узкой жесткой кистью вычистите из свечного колодца всю грязь и продуйте колодец сжатым воздухом.
3. Выверните свечу…
4. …и извлеките ее из свечного колодца.
5. Осмотрите свечу, и оцените ее состояние по внешнему виду.
6. Очистите свечу от загрязнений.
7. Проверьте искровой промежуток между электродами свечи круглым щупом.
Рис. 2.28. Проверка искрового промежутка между электродами свечи зажигания: А -правильно (круглый щуп); Б – неправильно (плоский щуп)
ВНИМАНИЕ
Плоским щупом проверять зазор между электродами свечи нельзя, так как при этом не учитывается образующаяся в процессе эксплуатации выемка на боковом электроде.
Искровой промежуток между электродами свечи должен составлять 1-1,15 мм. Слишком большой и слишком маленький искровой промежуток, при котором изменяется мощность искры, приводит к снижению эффективности работы двигателя. Искровой промежуток должен всегда соответствовать техническим требованиям.
8. Если искровой промежуток не соответствует указанному интервалу значений, отрегулируйте его, подгибая боковой электрод.
9. Аналогично выверните и проверьте остальные свечи.
10. При установке свечей зажигания вверните их сначала усилием руки (без воротка) во избежание повреждения резьбы свечного отверстия в головке блока цилиндров. Если свеча «пошла» не по резьбе, будет ощущаться сильное сопротивление вращению. В этом случае полностью выверните свечу и, очистив резьбу, повторно заверните ее. Затем окончательно затяните свечу ключом моментом 31-39 Н-м.
ВНИМАНИЕ
Чрезмерная затяжка свечей зажигания может привести к повреждению резьбы в свечных отверстиях головки блока.
Перед установкой нанесите на внутреннюю поверхность наконечников катушек специальную диэлектрическую высокотемпературную смазку валиком диаметром 2 мм.
Видео
Момент затяжки болтов на колесах легковых автомобилей
Производитель | Модель | Момент затяжки (Нм) |
Alfa Romeo |
|
|
AUDI | A2/A3/S3/A4/A6/100/А8 Quattro | 120 110 |
| ||
CITROEN |
|
|
DAEWOO |
|
|
FIAT |
|
|
FORD |
|
|
HONDA | все модели | 108-110 |
HYUNDAI |
|
|
JAGUAR |
|
|
KIA |
|
|
LADA | Samara/Riva Niva | 70-78 88-91 |
LANCIA | Dedra/Kappa остальные модели | 98 86 |
LAND ROVER |
|
|
LEXUS | все модели | 103 |
MAZDA |
|
|
MERCEDES-BENZ |
|
|
MINI | Mini One/ Mini cooper | 90-110 |
MITSUBISHI |
|
|
NISSAN | Almera (02)/Maxima (00-02)/ Serena (1996-02) Terrano II/ Patrol GR/ Pick-up | 98-118 118-147 |
OPEL |
|
|
PEUGEOT |
|
|
PORSCHE | все модели | 130 |
RENAULT |
|
|
ROVER |
|
|
SAAB | 900(1993-1998) 9000(1989-1997) | 90-110 105-125 |
SEAT |
|
|
SKODA | Fabia/Octavia | 120 |
SUBARU | все модели | 78-98 |
SUZUKI |
|
|
TOYOTA |
|
|
VW |
|
|
VOLVO |
|
|
Не работает мотор стеклоочистителя
Всем привет. Случилось такое несчастье. В один прекрасный момент просто перестали работать «дворники». Первая мысль — предохранитель. Залажу под капот — выгорел соответствующий предохранитель. Ставлю другой — тут же выгорает. Еще один — так же. Отключаю контакт от моторчика, ставлю предохранитель, только подключать контакт — выгорает. Ну ладно.
В силу очень жесткой необходимости и зная некоторые особенности русского «авось», беру отвертку и стороной рукоятки слегка обстукиваю со всех возможных сторон моторчик. Ставлю предохранитель, подключаю моторчик — тишина. Включаю «дворники» — работают! На том и сказки конец. А кто починил — тот молодец. Хрен там был… Мы не в сказке.
На следующий день та же фигня. А у нас еще назло неделя дождливая такая выдалась. Открываю капот и по отлаженной схеме провожу «ремонт». Хрен. Ладненько… Еду на работу так как есть. А должен сказать вам, в дождь да без дворников — удовольствие специфическое…
Вечером решаюсь на замену моторчика ибо так дальше жить нельзя. Но, узнав цену в 3000 рублей
, неделю ожидания и заглянув в семейный бюджет, понимаю, чтоэтот моторчик еще не так уж и плох ))) Зачем раньше времени хоронить? )))
Предпринимаю попытку самостоятельного ремонта №1.
Хотя ремонтник из меня как из гопника ревматолог. Чтоб вы понимали — моторчик стеклоочистителя я рассматривал в первый раз в жизни. Нет, я не блондинка. Просто не люблю копаться в машинах и делаю это крайне редко и только в самых критических ситуациях.
Внимание. Этот трюк исполняется мною впервые. Возможно есть более легкие способы снятия, но я о них не знал.
Перед тем как приступать к ремонту — прочтите статью до конца!
Снятие:1.Снимаем оба дворника.2.Снимаем пластиковые детали, которые окружают дворники. Для этого, поддевая плоской отверткой, снимаем резиновый уплотнитель, который идет через обе пластиковые детали и крепится на пистоны.
Через пространство между открытым капотом и лобовым стеклом с водительской стороны видим механизм крепления поводка моторчика с трапецией (металлические детали, приводящие в движение дворники) . Аккуратно рукой снимаем с поводка конец трапеции (это ведь трапецией называется, да? )))).
Рукой, с усилием в ту или иную сторону, проворачиваем поводок моторчика (металлическая деталь крепящаяся на гайку) в положение вертикально вверх.5.С другой стороны, из моторного отсека, откручиваем сам моторчик. Там четыре болта.
На снятом моторчике:
Разбираем все что разбирается. Смотрим всё и везде. И ставим обратно. Проверка — работает! Но не долго. Сутки примерно. Почему? Хрен знает…
Сдаюсь.
Еду сдавать моторчик в диагностику в тот же сервис, который недавно ставил мне новый генератор. Вердикт — моторчик на замену. Сам электромотор исправен, но на пластиковой шестеренке образовалась дырочка, в которую западает один из контактов и клинит движение моторчика.
Еще раз пересмотрев свой бюджет понимаю, что терять мне сейчас нечего
, а надежда на светлое будущее у меня еще есть.
«Чё я не русский что ли?»
Предпринимаю еще одну попытку ремонта моторчика.
Ибо на данный момент мне уже известны все особенности поломки.
Как уже опытный мастер за 5 минут снимаю моторчик и несу домой.
Дома при детальном осмотре до меня начинают доходить слова мастера в сервисе. Действительно, под пластиковым кожухом в области металлического контактного кольца, на внутреннем круге в одном месте образовался «кариес». Небольшая дырочка, в которую и западал контакт. Когда разберете — сами все поймете.
Ну чтож, раз есть кариес — значит надо ставить пломбу.
Пластиковую пломбу. Выхода все равно нет.
Надеюсь каждый хоть раз в жизни плавил какую-нибудь пластмасску и капал ею на асфальт, ноги товарищей и другие предметы? )))
Было решено тупо закапать «кариес» расплавленным пластиком
и зачистить место наждачкой.
Готовим чистящий набор состоящий из стопки с водкой, женских ватных дисков, ватных палочек, различных инструментов в виде тонких отверток.
Снимаем металлическое контактное кольцо.2.Смело снимаем старую смазку ватными дисками, салфетками.
Очень тщательно оттираем «кариес» ватными палочками смоченными в водке. Ибо если на масленую деталь накапать пластик, то он к детали не пристанет.
Постепенно аккуратно накапываем пластик. В качестве материала я использовал белые пластиковые стяжки. Пластик в них достаточно прочный и плавкий.
Наждачкой стачиваем лишний наплыв пластика до того состояния, чтоб образовалась ровная поверхность и контакт смог бы скользить беспрепятственно.
Раз уж мы разобрали моторчик, грех его не смазать свеженьким литолом (ну или типа того). У меня литола не было. Я просто съездил в ближайший сервис и попросил мужиков намазать его мне в пластиковый стаканчик. Согласитесь, глупо покупать целый тюбик, если нужно грамм 10-20? Первый же сервис и литолом я обеспечен.
7. ВНИМАНИЕ!
На этом этапе запоминаем положение поводка относительно металлического контактного кольца с другой стороны. Иначе, сняв поводок, потом, при постановке моторчика будете долго его калибровать. Если не справились, читайте ниже подсказку. Снимаем поводок.8.
Вытаскиваем всякие хитрые шайбочки и вынимаем пластиковую шестеренку с валом.9.Все детали чистим, обильно смазываем, особенно вал с шестеренкой (у меня вал был аж слегка проржавевшим), и собираем моторчик в обратной последовательности.
10.
Идем ставить моторчик. Ну и раз уж мы добрались до трапеции, можно смазать её узлы маслом. Подойдет любое машинное. Я использую масло для швейных машинок.11.Ставим моторчик на место и радуемся его легкой и четкой работе!12.
Накидываем пластик.13.Накидываем дворники. Кстати, сейчас, левый (водительский) дворник, при установке, можно слегка подрегулировать, чтоб он при проходе не оставлял слишком широкую вертикальную полосу у левого края стекла.
Стойки и так широкие, а когда еще и грязью стекло закидает, так и вообще пешехода можно не заметить. Я отрегулировал таким образом, что дворник чистит почти до края стекла. Правда в таком положении, когда дворник опущен, его видно слегка на стекле снизу. Зато мертвая зона стала меньше.
Обозначение элементов на общей схеме электрооборудования
Все элементы на схеме имеют одинаковую пиктограмму, независимо от марки. Электрическая проводка обозначается в одном или двух цветах. В отдельном пучке соединены провода одного цвета, провод черного цвета применяется для присоединения на массу.
1 — узел правой блок-фары; 2 — датчик запирающего устройства капота; 3 — звуковой гудок; 4 — стартер; 5 — АКБ; 6 — генератор; 7 — электродвигатель «дворников»; 8 — блок контактов левой блок-фары; 9 — стеклоэлектроподъемник передней правой двери пассажира; 10 — моторедуктор подъемника стекла правой двери; 11 — подсоединения к динамику водительской двери; 12 — блокировка левой водительской двери ; 13 — электропривод бачка омывателя лобового стекла; 14 — сенсор температуры наружного воздуха; 15 — колодка подсоединения к «косичке» проводов» ЭСУД; 16 — электропривод блокировки двери пассажира; 17 — датчик уровня тормозной жидкости в расширительном бачке; 18 — присоединения к динамику правой двери; 19 — переключатель подъемника стекла двери пассажира, который находится на водительской двери; 20 — переключатель устройства опускания и подъема стекла левой двери; 21 — блокировка запирающего устройства дверей; 22 — электропитание редуктора подъемника передней двери пассажира; 23 — ввод монтажного блока; 24 — блок управления иммобилайзером; 25 — аналогично для охранной сигнализации; 26 — цоколевка комбинации приборов; 27 — правый указатель поворота; 28 — освещение «бардачка»; 29 — прерыватель светильника освещения перчаточного ящика; 30 — выключатель клавиши стоп-сигнала; 31 — выключатель зажигания противоугонной системы; 32 — модуль управления наружной оптикой; 33 — питание подрулевого рычага; 34 — переключатель левого индикатора поворота; 35 — колодка подключения правого заднего динамика; 36 — замок задней правой двери; 37 — блок подогрева заднего стекла; 38 — прерыватель обратного хода; 39 — выключатель заднего хода; 40 — переключатель вентилятора отопителя; 41 — дополнительный резистор отопителя; 42 — электродвигатель печки; 43 — колодка подключения к левому заднему громкоговорителю; 44 — электропривод блокировки левой задней двери; 45 — питание бензонасоса и поплавка; 46 — выключатель светильника заднего хода; 47 — клавиша включения стоп-сигналов; 48 — электропитание прикуривателя; 49 — питание блокировки обратного хода; 50 — колодки присоединения к устройству звуковоспроизведения; 51 — осветитель блока управления вентиляцией отопителя; 52 — питание блока управления электроусилителем руля; 53 — питание блока освещения салона авто; 54 — правый задний плафон; 55 — блокировка запирающего устройства крышки грузового отсека; 56 — привод подсветки багажного отделения; 57 — подсветка госномера; 58 — дополнительная лампа торможения; 59 — питание подогрева заднего стекла; 60 — лампа освещения грузового отделения; 61 — задняя левая фара.
Система питания лада калина / lada kalina (ваз 1118, 117, 1119) – new lada
Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания
Топливо (по гост 51105-97) | Бензин «Премиум-95» |
Емкость топливного бака, л | 50 |
Давление, развиваемое топливным насосом, не менее, кПа (бар) | 320 (3,2) |
Топливный модуль | 1118-1139008-10 |
Топливная рампа | 1119-1144010, 1119-1144010-01 |
Рабочее давление топлива в топливной рампе, кПа (бар) | 378-390 (3,8-3,9) |
Топливные форсунки | SIEMENS VAZ 20735 |
Адсорбер | 1118-1164010 |
Фильтрующий элемент воздушного фильтра | 2112-1109080 |
Впускной модуль | 2111-1008600 |
Дроссельный узел | 2112-1148010 |
Моменты затяжки резьбовых соединений
Наименование узлов и деталей | Момент затяжки, Н-м (кгс-м) |
Гайки крепления топливного модуля | 1,0-1,5 (0,1-0,2) |
Гайка наконечника трубки топливопровода | 20,0-34,0 (2,0-3,4) |
Болты крепления топливной рампы | 9,0-13,0 (0,9-1,3) |
Гайки крепления дроссельного узла | 14,3-23,1 (1,5-2,3) |
Гайки крепления впускного модуля | 20,0-24,0 (2,0-2,4) |
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Дроссельный узел: 1 — сектор привода дроссельной заслонки; 2, 4 — штуцеры для соединения с системой охлаждения двигателя; 3 — штуцер подвода картерных газов; 5 — датчик положения дроссельной заслонки; б регулятор холостого хода; 7 — штуцер для соединения с адсорбером; 8 — дроссельная заслонка; 9 — патрубок корпуса дроссельной заслонки
Система питания состоит из топливного бака, топливного модуля, топливного фильтра, топливной рампы с форсунками, воздушного фильтра, топливопроводов, воздуховодов, дроссельного узла, впускного модуля, а также системы улавливания паров бензина.
Воздух, поступающий в цилиндры двигателя, очищается от пыли воздушным фильтром. Воздушный фильтр установлен в моторном отсеке на трех резиновых опорах. Фильтрующий элемент фильтра — сменный, выполнен из специальной бумаги. Чтобы исключить подсос загрязненного воздуха во впускной тракт, вверху элемента имеется уплотнительная окантовка. Для замены фильтрующего элемента, крышка фильтра выполнена съемной. Очищенный воздух через датчик массового расхода воздуха по воздуховоду проходит к дроссельной заслонке.
Дроссельная заслонка регулирует количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Привод заслонки от педали «газа» — тросовый. Заслонка вращается на оси в корпусе (патрубке). Корпус дроссельной заслонки закреплен на фланце впускного модуля на шпильках. В корпусе выполнен канал для охлаждающей жидкости. Резиновыми шлангами канал связан с системой охлаждения. Циркуляция охлаждающей жидкости через корпус дроссельной заслонки предотвращает обмерзание внутренних воздушных полостей корпуса зимой. В корпусе установлены штуцеры для соединения с адсорбером и системой вентиляции картера двигателя.
Корпус дроссельной заслонки с установленными на него датчиком положения дроссельной заслонки и регулятором холостого хода, образуют дроссельный узел.
Запас топлива хранится в баке емкостью 50 л. Топливный бак — стальной, сварен из двух штампованных частей. Бак подвешен к днищу автомобиля на двух стальных хомутах. Заливная горловина топливного бака выведена на правый борт автомобиля и закрыта пробкой. Топливо из бака подается электрическим топливным насосом погружного типа.
Насос установлен в топливный бак. Для доступа к насосу в днище автомобиля под подушками заднего сиденья выполнен люк с крышкой.
На входном патрубке топливного насоса установлен сетчатый фильтр, задерживающий небольшие твердые частички мусора, попавшие в топливный бак вместе с бензином. Па насос подается напряжение по команде ЭБУ при включении зажигания. Если при этом не будет сделана попытка запуска двигателя, то через 2—3 с ЭБУ выключит топливный насос.
От насоса по гофрированной трубке топливного модуля (см. ниже) бензин поступает в топливопровод и далее в топливный фильтр, где топливо подвергается более тщательной очистке.
Топливный насос: 1 — выступ для крепления сетчатого фильтра; 2 – топливозаборный патрубок для подсоединения сетчатого фильтра; 3 — корпус; 4 — колодка электрического разъема; 5 — выходной (нагнетающий) патрубок для соединения с крышкой топливного модуля гофрированной трубкой
Топливный фильтр — бумажный, установлен в металлическом неразборном корпусе.
Топливный фильтр: 1 — входной патрубок; 2 — корпус; 3 — стрелка направления потока топлива (нарисована краской на корпусе фильтра); 4 — выходной патрубок
Очищенное топливо поступает по топливопроводу в топливную рампу.
Топливная рампа удерживает четыре форсунки и подводит к ним топливо. Соединение рампы с форсунками уплотнено резиновыми кольцами. Рампа закреплена на головке блока цилиндров болтами.
Регулятор давления топлива — перепускной клапан, который поддерживает в системе (топливопровод) рабочее давление 378—390 кПа, необходимое для правильной работы системы впрыска.
Адсорбер: 1 — трубка соединения адсорбера с сепаратором; 2 корпус адсорбера; 3 — патрубок для связи внутренней полости адсорбера с атмосферой; 4 — трубка для соединения адсорбера с клапаном продувки адсорбера
В соответствии с действующими экологическими требованиями, автомобиль оборудован системой улавливания паров топлива, надтопливное пространство бака связано с атмосферой не напрямую, а через элементы этой системы. Система состоит из сепаратора, адсорбера, клапана продувки адсорбера, соединительных трубок и шлангов. Сепаратор закреплен под левым задним крылом автомобиля. В сепараторе пары бензина частично конденсируются и через заливную трубу возвращаются обратно в топливный бак.
Из сепаратора несконденсировавшие пары бензина по трубкам и соединительным шлангам поступают в адсорбер, который не дает парам попасть в атмосферу. Адсорбер — это емкость, где пары бензина поглощаются активированным углем. При работе двигателя с высокой частотой вращения коленчатого вала ЭБУ подает сигнал на открытие клапана продувки адсорбера, и пары бензина всасываются в ресивер впускного модуля.
Адсорбер закреплен на топливном баке слева и закрыт защитным экраном.
Расположение элементов системы питания двигателя в моторном отсеке:
1 — впускной модуль; 2 — дроссельный узел; 3 — шланг подвода воздуха к дроссельной заслонке; 4 — воздушный фильтр; 5 — воздухозаборник; 6 — топливная рампа; 7 — трос привода дроссельной заслонки; 8 — диагностический штуцер топливной рампы
Примечание. Двигатель со снятой декоративной накладкой.
Схема системы питания двигателя: 1 — дроссельный узел; 2 — клапан продувки адсорбера; 3 — топливный фильтр; 4 — сепаратор; 5 — заливная труба; б — адсорбер; 7 — форсунки; 8 — диагностический штуцер топливной рампы; 9 — топливная рампа; 10 — топливный бак; 11 — топливный модуль
Воздух к впускным клапанам цилиндров двигателя подводится через впускной модуль.
Впускной модуль двигателя выполнен из специальной пластмассы и представляет собой неразборный элемент.
Топливный модуль двигателя: 1 – входной патрубок (для подвода топлива к регулятору давления); 2 – выходной (нагнетающий) патрубок; 3 – крышка модуля; 4 – датчик указателя уровня топлива; 5 – заборная камера; 6 – направляющая крышки модуля
Пробка заливной горловины имеет два клапана: один для аварийного сброса давления паров топлива из бака (что возможно при повышении температуры окружающего воздуха), а другой — для поступления воздуха из атмосферы при расходовании топлива из бака (это исключает возникновение сильногоразрежения в баке).
Топливный насос объединен с датчиком указателя уровня топлива и регулятором давления топлива в единый узел — топливный модуль (часто называемый — электробензонасос).
Регулятор давления топлива двигателя: 1 — отверстие для сброса избыточного топлива; 2,4 – уплотнительные кольца; 3 — отверстия для подвода топлива в регулятор; 5 — корпус; 6 — вывод для соединения регулятора с «массой»
Топливо из насоса (через выходной патрубок топливного модуля) поступаетвтопливный фильтр. Очищенный бензин вновь по топливопроводу и через тройник подводится к входному патрубку топливного модуля и далее подается в топливную рампу. Избыточное количество топлива стравливается через регулятор давления в бак. Регулятор давления топлива установлен в крышке топливного модуля.
Топливная рампа двигателя в сборе с форсунками: 1 – диагностический штуцер (для проверки рабочего давления, закрыт резьбовым колпачком); 2 топливная рампа; 3 – штуцер для соединения с топливопроводом; 4, 5, 6 и 7 форсунки
Статья «усилие затяжки болтов колес» — инструменталлика
Очень важно что бы после посещения Вашего шиномонтажа, автосервиса или СТО, через несколько километров пробега, Ваш клиент не обнаружил, что болты на колесе не не затянуты или наоборот «сорваны». Чтобы избежать проблем с колесными болтами, не плохо было бы обзавестись динамометрическим ключом и знать усилие затяжки крепежей автомобиля.
Таблица1 Момент затяжки болтов на колесах легковых автомобилей
УСИЛИЕ ЗАТЯЖКИ ДЛЯ БОЛТОВ КОЛЕС ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ | ||
Производитель | Модель | Момент затяжки (Нм) |
ALFA ROMEO | Alfa 33 | 88-108 |
Alfa 145/146/147/Spider/GTV | 83-103 | |
Alfa155(V6) | 73-90 | |
Alfa 156 | 98 | |
Alfa 164 | 95-105 | |
Alfa 166 | 86 | |
AUDI | A2/A3/S3/A4/A6/100/А8/58ЯТ | 120 |
Audi Quattro | 110 | |
BMW | 3 Series/5 Series | 90-110 |
M5 | 100 | |
Z3 | 100-110 | |
X5 | 140 | |
CITROEN | AX10/AX11/AX14/AXGT/AX GTI/AC Sport | 90 |
Saxo/Xsara | 85 | |
Xantia/XM | 90 | |
C5 | 80-100 | |
C15E | 70 | |
Berlingo | 85 | |
Dispatch | 100 | |
C25 | 180 | |
DAEWOO | Matiz | 90-110 |
Nexia/ Lanos/ Espero/ Nubira | 90 | |
Leganza | 100 | |
Tacuma | 108 | |
Musso/ Korando | 80-120 | |
Cuore/ Applause/YRV/ Move/ Grand Move/Terios | 88-118 | |
Charade/ Sirion/ Hi-Jet | 89-118 | |
FIAT | Stillo/Croma/ Coupe | 98 |
Ukysee/Scudo | 100 | |
Ducato/Talento | 160 | |
Ducato MAXI | 180 | |
all other models | 86 | |
FORD | Ka/Mondeo (1996-2000) | 85 |
Fiesta (1990-1993) | 70-100 | |
Escorte/ Estate (1995-2000) / Sierra | 100 | |
Probe | 88-117 | |
Cougar | 128 | |
Explorer | 135 | |
HONDA | all models | 108-110 |
HYUNDAI | Pony/Stellar | 70-80 |
S Coupe (1990-1992) | 88-108 | |
H1/H200 | 120-140 | |
all other models | 90-110 | |
JAGUAR | X-Type (2001-2002) | 68-92 |
S-Type | 128 | |
XJ6 | 65-85 | |
XJR/XJ12 | 88-102 | |
XJ8/XJ-S | 66-82 | |
KIA | Pride/ Mentor/ Sephia/ Clarus/ Carenes | 88-118 |
Sedona/Sportage | 88-108 | |
Besta | 90-120 | |
LADA | Samara/Riva | 70-78 |
Niva | 88-91 | |
LANCIA | Dedra/Kappa | 98 |
all other models | 86 | |
LAND ROVER | Freelander | 115 |
Defender | 100-120 | |
Range Rover | 108 | |
LEXUS | all models | 103 |
MAZDA | 121 | 85 |
323 | 90-117 | |
626 | 80-115 | |
Xedos 6 | 89-117 | |
Xedos 9 | 88-127 | |
MX-5 | 90-117 | |
Demio | 87-117 | |
Premacy | 80-117 | |
Tribute | 133 | |
MERCEDES-BENZ | S-Class (1998-2002)/M-Class | 150 |
CL (1999-2002) | 150 | |
V-Class(1995-2002)/Vito | 175 | |
200GE/ 230GE | 190 | |
Sprinter (1995-2002) | 180 | |
MB100D | 140 | |
508D/510 | 160-180 | |
MINI | Mini One/ Mini cooper | 90-110 |
MITSUBISHI | Colt/ Lancer (1996-2002) | 98 |
Carisma | 98-117 | |
Eclipse | 117-137 | |
Space Star | 98-117 | |
Space Runner (1998-2002) | 98 | |
Space Wagon (1998-2002) | 98 | |
Shogun Pinin | 98 | |
Shogun Pajero | 100-120 | |
Micrad 992-2002)/ X-Trial | 98-117 | |
NISSAN | Almera (2002)/Maxima (2000-2002)/ Serena (1996-2002) | 98-118 |
Terrano II/ Patrol GR/ Pick-up | 118-147 | |
OPEL | Agila | 85 |
Frontera-B | 120 | |
all other models | 110 | |
PEUGEOT | 106/206/Estate | 85 |
306 | 80 | |
307/406/605/607 | 90 | |
806/ Expert | 100 | |
Boxer | 160-180 | |
PORSCHE | all models | 130 |
RENAULT | Twingo/ Clio/ Megane/ Safrane/ Kangoo | 90 |
R5 | 80 | |
Laguna/Espace | 100 | |
Trafic (2000-2002) | 142 | |
Master | 155 | |
ROVER | Mini Cooper | 57 |
25/45/MG | 110 | |
75 Tourer/ MG ZT-T | 125 | |
SAAB | 900(1993-1998) | 90-110 |
9000(1989-1997) | 105-125 | |
SEAT | Arosa/lnca | 110 |
Ibiza/Cordobar | 110 | |
Toledo/ Leon | 120 | |
Alhambra | 140 | |
SKODA | Fabia/Octavia | 120 |
SUBARU | all models | 78-98 |
SUZUKI | Alto | 70-100 |
Swift | 80 | |
Liana/Ignis/Baleono/Wagon R/ Super Carry (1999-2002) | 85 | |
Jimny/GrankVitara | 95 | |
Vitara | 80-100 | |
TOYOTA | Yaris, Corolla, Carina, Avensis, Camry, Paseo, Celica, Supra, Picnic, Previa, RAV4,4 Runner | 103 |
Landcruiser Colorado/ Prado (1996-2002) | 110 | |
Landcruiser Amazon (1998-2002) | 209 | |
Hi-Ace Power Van (1996-2002) | 102 | |
VW | Lupo, Caddy | 110 |
Passat (1996-2002), Beetle | 120 | |
Sharan (2001-2002) | 170 | |
VOLVO | S40/V40 (1998-2002), S70/V70 (1997-2000), C70 | 110 |
S60 (2002), V70 (2000-2002), S80 | 140 |