“Земля”, ау!!!

“земля”, ау!!!

Банальность: электрика – это наука о контактах. Неисправность – это когда контакта нет там, где надо и есть там, где не надо. В данной теме ищем отсутствие контакта.
Неисправности, связанные с отсутствием “массы” очень часто выражаются в том, что при включении одного прибора, включается еще другой, который нам не нужен. При чем оба потребителя энергии работают “неправильно”. Очень распространенный пример, это когда у едущей впереди вас машины при торможении одновременно со стоп-сигналом зажигается, например, поворотник. Обе лампочки горят в полнакала, так как в электрической цепи они в данном случае включаются последовательно.

Порой такие глюки носят комический характер, когда, например, при нажатии на сигнал включаются дворники, но могут быть и опасные ситуации. У меня например такой случай произошел на старой пятерке. При поворачивании ключа зажигания из-под капота повалил дым. Оказалось, что в толстом проводе, который соединяет минусы аккумулятора и двигателя, в наконечнике пропал контакт. И несколько сотен ампер нашли себе довольно странный путь: ток пошел через тросик воздушной заслонки карбюратора, раскалив оплетку как спираль в плитке. Получилось, что проводником послужило то, что никогда и не планировалось работать в этом качестве. Случай вполне мог закончится пожаром.
Как бороться с такими проблемами?

1. Провода должны быть хорошо обжаты в клеммах.
2. Клеммы должны надежно прикручены к кузову.
4. Контакты должны быть не окисленными и чистыми.
5. Если нельзя добиться нормального контакта с кузовом из-за лако-красочного покрытия, применяют так называемые корончатые шайбы, которые “вгрызаются” своими острыми краями в краску, доставая до “голого” металла. Как вариант – зачистить это место до металла. Еще возможно проблемное место – краска на шпильках. Можно погонять туда-сюда гайку, чтобы содрать краску, еще лучше, пройтись по резьбе металлической щеткой.
Примечание: обязательно надо защитить это место от коррозии, чтобы не ржавело и не окислялось.
Фото корончатой шайбы:
"Земля", ау!!!

Важная особенность калиновской проводки: если в старых машинах, например на “вечной” классике, почти каждый прибор подключался через свой минусовой провод на кузов, то сейчас минусовые провода объединены внутри жгута и от этой точки идет один провод на “массу”. Это уменьшило количество проблемных контактов, однако может быть проблема в самом этом месте из-за некачественной обжимки. Хотя, за 2 года чтения калиновского форума, я таких проблем не встречал ни разу.

Новая Лада:  Регулировка сцепления на Ладе Калина – тонкости и разные моменты

Теперь давайте составим каталог точек подключения минусовых проводов к кузову Калины и за какие приборы эта точка отвечает.

Точка N1: так сказать, начало начал – минусовая клемма аккумулятора.
"Земля", ау!!!
Пожалуй, это самая печка, от которой надо плясать. Если клемма окислена или плохо затянута, есть вероятность, что вообще ничего не будет работать. Особенно это касается мощных потребителей: стартера, фар, элементов обогрева и т.д. Поэтому клемму надо зачистить, хорошо затянуть и смазать техническим вазелином или подобной смазкой.
От клеммы идут провода: основной – самый толстый и еще 3 потоньше. Два из них уходят в жгуты проводов, третий:
Точка N2:
На той же фотографией показана красной стрелкой. Это основной контакт батареи с кузовом. От контакта этой точки зависит работа практически всех электропотребителей.

Точка N3: основная “масса” двигателя.
"Земля", ау!!!
Красной стрелкой показан толстый провод от аккумулятора к двигателю. Подсоединен рядом с корпусом термостата. Через этот провод идет большой пусковой ток стартера. Поэтому, если тут будет плохой контакт, стартер не будет крутится и возможен вариант, описанный мною в начале темы, когда ток пошел обходными путями, чуть не сотворив пожар.

Еще одно соединение двигателя с корпусом на следующем фото. Назовем условно Точка N4а и Точка 4б: эти точки дополнительного подключения двигателя к кузову нужны для уменьшения наводок со стороны системы зажигания на цепи датчиков

"Земля", ау!!!

Эти две точки интересны, если “глючат фары”. Например, вместо нормального ближнего света включаются одновременно дальний и ближний вполнакала. Точка N5: и Точка N6: расположены под каждой фарой
"Земля", ау!!!"Земля", ау!!!

Теперь идем в салон: Под торпедой на моторном щите есть 4 точки подключения “массы”.
Две точки у входа жгута из моторного отсека. Это место расположено за торпедой, за полочкой. На собранной машине туда долезть довольно тяжело. Надо лечь на пол, отогнуть коврик, шумоизаляцию… короче, Камасутра еще та. На фото эти точки видны для наглядности при снятой торпеде и шумоизоляции.
"Земля", ау!!!
Точка N7(черный провод): список подключенных потребителей уточняется
Точка N8(коричневый провод): список подключенных потребителей уточняется

С другой стороны моторного щита еще 2 точки:
"Земля", ау!!!
Точка N9 – справа толстый коричневый провод – минус ЭУРа. АВТОВАЗ рассылал в свою сервисную сеть письмо о необходимости обеспечения надежного контакта в этой точке, так как плохая “масса” была источником глюков электроусилителя. Приимем это к сведению. Добраться до нее можно, сняв панель приборов.

Новая Лада:  LADA (ВАЗ) XRAY: технические характеристики, комплектации и цены

Точка N10 – на том же фото показана слева стрелкой. Добраться до точки можно через крышку монтажного блока. На следующем фото виден провод, который идет на эту шпильку.
"Земля", ау!!!
Чтобы добраться до него рукой, надо открутить саморез внизу монтажного блока и вытащить монтажный блок.
список подключенных потребителей уточняется

ТЕМА В РАЗРАБОТКЕ, ПОКА ИНФОРМАЦИЯ НЕПОЛНАЯ

Где находится масса эбу

Масса ЭБУ обычно устроена так. Сам корпус блока управления двигателем прикручен к металлическому кронштейну, который, в свою очередь, прикручен к кузову автомобиля. Также из разъема ЭБУ выведен отдельный провод массы, который подключен к двигателю за болт крепления стартера

Всё просто и надёжно. Но в реальности со временем на данном участке цепи начинает падать напряжение, медленно, но уверенно, нарушая работу системы.

Эта статья является логическим продолжением прошлой статьи, где мы проверяли падение напряжения в цепи массы от двигателя к кузову. Советую ознакомиться сначала с ней, а затем продолжить воплощать в жизнь доработку, приведенную ниже в этой статье.

В общем, в прошлый раз мы обнаружили падение напряжения в цепи массы от двигателя к ЭБУ

И на этой странице мы решим эту проблему путём прокладки дополнительной массы от ЭБУ к двигателю и от генератора к кузову.

Массу от генератора рассмотрим в другой статье совсем скоро (дам тут ссылку), а на этой странице сосредоточимся на дополнительной массе ЭБУ.

Дополнительная масса эбу

Постараемся это сделать с бюджетными затратами. Поэтому сразу хочу Вас отговорить делать дополнительную массу на ЭБУ при помощи специальных проводов для массы и всевозможных медных косичек. И вижу для этого три причины:

  1. Специальный изолированный провод массы стоит довольно не дешево. У нас его можно купить по цене 10 грн. за 10 см. Учитывая, что для нашей задачи необходимо больше метра, а также стоит приобрести ещё и наконечники, то, как для такого мероприятия цена получается не совсем бюджетнойПровод массы Так называемая «косичка» стоит дешевле. 40 см — 25 грн. Но так как нам необходимо больше метра, то цена тоже не совсем сладкая и, плюс ко всему, длину больше метра найти очень сложно Провод массы косичка
  2. Вторая причина заключается в том, что просто нет необходимости делать дополнительную массу таким проводом, так как ток в цепи ЭБУ довольно небольшой.
  3. Ну и третья причина — такими проводами не совсем удобно работать.
Новая Лада:  Lada Largus CrossуниверсалСравнение комплектаций

Поэтому считаю, что идеальный вариант — это обычный провод с сечением примерно 4 кв.мм. Собственно, по этому пути я и пошёл.

На примере автомобиля Шевроле Лачетти с блоком управления Sirius D42 нам понадобится:

  • 1,1 м провода сечением 4 кв.мм Дополнительный провод массы
  • наконечник с внутренним диаметром 8 мм для подключения к болту крепления стартера Наконечник провода массы
  • На втором конце провода необходим наконечник с внутренним диаметром 6 мм для подключения к болту крепления ЭБУ Наконечник провода массы ЭБУ
  • Естественно, необходима термоусадка, чтобы всё было, как в лучших домах Лондона и Парижа :-)
  • Пластиковые хомуты стяжки. К слову, мне пригодилась только одна, так как всё уложилось отлично и не потребовало дополнительной фиксации Пластиковые хомуты стяжки

Всё это дело обошлось в 30 грн.

Поехали.

Отключаем отрицательную клемму АКБ

Теперь необходимо ключом на 12 мм открутить гайку крепления отрицательных проводов к болту стартера

Сделать это не так сложно, как многим кажется. Да — всё необходимо делать на ощупь, но это вполне реально. Я эту гайку откручивал огромное количество раз, поэтому делаю это без проблем за одну минуту.  Поверьте, глаза боятся, а руки делают! Вернее в нашем случае — глаза не видят, а руки делают :-)

Наклоняемся к двигателю со стороны аккумуляторной батареи, протягиваем руку к стартеру, нащупываем гайку под которой находятся провода, ключом послабляем её, а дальше пальчиками откручиваем

Снимаем гайку, затем гравер и вынимаем провода к себе

Очищаем их и добавляем к ним наш дополнительный провод массы

Теперь также на ощупь устанавливаем провода, гравер и закручиваем гайку

Переходим к ЭБУ. Откручиваем ключом на 10 мм любую гайку крепления ЭБУ. Я выбрал самую верхнюю, чтобы в будущем было удобнее её обслуживать

Очищаем. Протягиваем провод к этому месту и закручиваем гайку

Теперь делаем контрольный замер падения напряжения от двигателя к ЭБУ, как в прошлой статье по ссылке выше

Как видим, всё пришло в норму. Цель достигнута, значит все манипуляции были не зря.

На всё про всё у меня ушло 30 грн. и полчаса времени.

Надеюсь информация будет Вам полезна. Высказывайте своё мнение в комментариях.

Всем Мира и ровных дорог! ;-)

По теме:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий