Выявление и устранение неполадок в рулевой рейке
Если без ремонта рейки никак не обойтись, значит, произвести надо в тисках регулировку, то есть ее подтяжку. Сам люфт определяется покачиванием рейки. При нахождении значительного угла поворота нужно гайку подкрутить на 15 градусов, а затем сравнить люфт снова. Данную очередность действий стоит повторять, пока не избавитесь от лишнего поворота.
Проверять продуктивность выполненных работ следует во время движения вашего ВАЗ-2110. Преимущественно эксперименты осуществляются на небольшой скорости (примерно 40 км в час), когда удастся лучше всего выявить различные постукивания и закусывание руля.
Опытными автомобилистами доказано, что нет смысла крутить рейку резко на существенный угол. Вначале будет достаточно четверти вращения. Когда это не помогает, тогда понадобится докрутить гайку плавно на незначительную долю окружности, после чего вновь проверить работу мотора. Как только постукивание под капотом прекратится, можно эксплуатировать вашу «десятку» без проблем на протяжении нескольких лет.
Разбираем рейку
Детали рулевого механизма
Конструкция и функция рулевой рейки в управлении
Рейка выглядит как стальной бланк. На одной стороне имеются зубья, что входят в зацепление приводной шестерни. Как раз благодаря последней осуществляется движение рулем посредством вала и его кардана. В «десятке» рейка находится в колонке, зафиксированной на перегородке посреди моторного отсека и салона. В верхней части есть крепеж для 2 тяг. Они с помощью наконечников, а также их пальцев совмещаются с амортизаторными стойками.
Примечание. Во время поворота руля его вал вращается, передавая усилия посредством кардана на приводную шестерню. Последняя вместе с тягами передвигает рейку в необходимую сторону. Таким нехитрым методом управляется авто.
Чтобы была обеспечена нормальная работа рулевой рейки, в механизм включены и другие детали:
- картер колонки;
- 2 подшипника приводной шестерни (игольчатый, шариковый);
- защитная гофра с хомутами;
- фторопластовая опорная втулка;
- заглушки;
- пыльники;
- шайбы и т. д.
Таким образом, поврежденная рулевая рейка имеет следующие признаки:
- постукивание (хруст) в области нахождения колонки (ощущается во время поворота руля в начале движения либо на месте);
- тугое вращение рулем (клинит или закусывает руль);
- вибрирование рулевого вала при движении по неровному покрытию;
- значительный люфт рулевого колеса;
- неровное направление хода передних колес.
Не нужно при поломке рулевого управления в ВАЗ-2110 тут же обращаться на СТО либо приобретать целиком весь узел. Вполне реально при наличии некоторых навыков отрегулировать рейку в своем гараже. Вы приобретете опыт, поднимете свою самооценку и, конечно же, сохраните денежные средства.
Регулировка рулевой рейки без снятия
Если вы не можете решить, как подтянуть рулевую рейку на ВАЗ 2110, рекомендуем ознакомиться со вторым вариантом — без снятия .
Для этого метода вооружитесь специальным гаечным ключом, который выполнен в виде восьмигранника, размером на 17 мм.
Выполнять подтяжку рулевой на «десятки» следует исключительно в тех случаях, когда во время работы рулевого механизма наблюдаются стуки. Просто так выполнять работу без реальной потребности не стоит.
- Заедьте на смотровую яму или поднимите автомобиль на подъемнике.
- Снимите защиту двигателя, возьмите плоскую отвертку и поднесите хорошее освещение под автомобиль.
- Найдите заднюю часть подрамника в задней части рулевой рейки. Там рейка и вал должны пересекаться. В том месте располагается регулировочная гайка. Не перепутайте ее с пробкой регулировочной гайки. Это распространенная ошибка новичков.
- Если ранее рулевой механизм был нетронутым, на гайке будет присутствовать заглушка зеленого цвета. Она выполняет функции стопора и ее монтируют непосредственно на заводе.
- Плоской отверткой удалите заглушку. Наверняка она сломается, но ничего страшного в этом нет.
- Удалив стопор, берите в руки специализированный регулировочный ключ, выполните зажим, двигаясь по часовой стрелке. Не зажимайте до упора. Степень зажатия напрямую зависит от силы стуков при движении.
- Ключ проверните градусов на 10, проверьте рейку на предмет люфта. Если он присутствует, прижмите еще. За раз крутить более чем на 15 градусов не рекомендуется.
- Проверить степень зажатия достаточно легко. Возьмите рейку, поверните ее резко в одну и другую сторону. Если никаких посторонних шумов при этом не наблюдается, рейка затянута хорошо.
- Пытаться установить на место стопор не имеет смысла, даже если вам удалось его сохранить в целостности. Никакой пользы он в себе не несет.
Видео
Мы разобрались, как можно отрегулировать рулевую рейку на ВАЗ 2110 со снятием и без снятия. Какой вариант привлекательнее для вас — решайте сами. Снимая рейку, можно дополнительно выполнить некоторые другие работы, проверить состояние агрегатов, узлов, что-то заменить, подтянуть.
Очевидно, что самостоятельно выполнить регулировку более чем реально. Единственный нюанс — это поиск специализированного ключа регулировки именно под автомобиль ВАЗ 2110. Без него вы ничего сделать не сможете, аналогов среди подручного инструмента не существует. Стоит он не дорого, потому переживать не стоит. Но и пережимать тоже.
Если при движении по разбитой дороге, причем даже на небольшой скорости, вы начали слышать стуки со стороны со стороны подкапотного пространства, то первым делом стоит проверить рулевую рейку. Обычно это напоминает такой дребезжащий звук, стук, особенно проявляющийся при езде по гравию или проезде через трамвайные пути.
В общем, чтобы подтянуть рулевую рейку на ВАЗ 2110-2112 своими руками, вам понадобится всего лишь один ключ для данной процедуры, но его нужно покупать специально, так как он предназначен именно для этой работы. Выглядит он следующим образом:
Рулевая рейка с ГУР на ВАЗ 2110
Вторым, уже более серьезным признаком того, что рейка нуждается во внимании будет закусывание рулевого при резкой смене курса машины или при повороте руля до упора. Сколько раз было такое, что рейка своими стуками сбивала с толку и заставляла пересыпать всю переднюю подвеску. Поэтому в список подозрений на неисправности, кроме стуков, можно записать подтекание смазки, люфт в плоскости вращения руля.
А если же рулевая колонка люфтит, если подергать руль от себя и на себя — регулировка просто необходима. Еще один важный момент, который касается десяток с ГУРом. Такая рейка на ходу никогда не покажет люфт. Для определения величины люфта нужно покачать рулем или из-под капота рулевой тягой при заглушенном двигателе, чтобы исключить влияние гидроусилителя.
Подтягиваем рулевую рейку на ВАЗ-2110 своими руками (+регулировка)
Рулевой механизм десятки в течение всего периода выпуска автомобиля перенес несколько текущих улучшений, но в общем, рулевое управление недалеко ушло по конструкции от схемы ВАЗ 2108-09. Возможно, поэтому практически каждый, кто эксплуатирует десятку, занимаются ремонтом и регулировкой рулевой рейки своими руками. В этом нет ничего сложного и сейчас мы в этом убедимся.
Как легко провести замену рулевой рейки ВАЗ 2110
Рулевые механизмы автомобилей подразделяются на два типа: червячные и реечные. При разном подходе к реализации задача у них одна: обеспечить связь между вращением рулевого колеса и поворотом колёс. Червячные механизмы проще в изготовлении, но не обеспечивают достаточной точности руления, что важно на высокой скорости. Поэтому на большинство современных легковых автомобилей устанавливается рулевая рейка. Этот узел более сложный в изготовлении и ремонте, но связь между углами поворота рулевого колеса и передних колёс автомобиля точнее. Для облегчения вращения руля в помощь водителю устанавливается гидро- или электроусилитель рулевого управления. Это делает вождение менее утомительным, но прибавляет хлопот при ремонте или замене рулевой рейки, в том числе и на ВАЗ 2110.
Как подтянуть рулевую рейку
Если при движении по разбитой дороге, причем даже на небольшой скорости, вы начали слышать стуки со стороны подкапотного пространства, то первым делом стоит проверить рулевую рейку. Обычно это напоминает такой дребезжащий звук, стук, особенно проявляющийся при езде по гравию или проезде через трамвайные пути.
В общем, чтобы подтянуть рулевую рейку на ВАЗ 2110-2112 своими руками, вам понадобится всего лишь один ключ для данной процедуры, но его нужно покупать специально, так как он предназначен именно для этой работы. Выглядит он следующим образом:
Видео обзор по регулировке рулевой рейки на ВАЗ 2110-2112
Сегодня я записал специально для данной статьи видео ролик, где наглядно и вполне понятно объяснен весь процесс работы по подтягиванию рулевой рейки на переднеприводных автомобилях ВАЗ.
Как отрегулировать рулевую рейку на ВАЗ 2110-ВАЗ 2112?
1. В начале поставьте рулевое колесо таким образом, чтобы оба передних колеса смотрели строго вперёд, потом снимите снизу защиту картера (Если работа производиться снизу и если защита мешает) и спец. ключом по вращайте гайку регулировки рулевой рейки против часовой стрелки на 10-15 градусов и сразу же проверьте люфт у рейки, при необходимости произведите процедуру снова и так же на 10-15 градусов, только будьте внимательны и учитывайте всегда то, что руль должен не очень тяжело крутиться.
Примечание!
Во время регулировки самое главное не переборщите, гайку регулировки заворачивайте по чуть-чуть, примерно на 10-15 градусов и после чего проверяйте как рейка отрегулировалась, не в коем случае не делайте полный оборот регулировочной гайки, потому что только проблем себе наживёте, тем что руль толком крутиться не будет, а выкрутить гайку гораздо сложнее, чем её закрутить, поэтому это учитывайте!
2. Во время регулировки могут возникнуть проблемы, а именно невозможность сдвинуть с места регулировочной гайки, бывает что её действительно, что руками, что молотком, толком не стронешь с места, но всё же если руками не получиться, не забывайте про молоток, если будет нужно воспользуйтесь им, а именно вставьте спец. ключ в регулировочную гайку и ударами молотка по кончику ключа, попытайтесь стронуть гайку с места.
Примечание!
На новых рейках, как мы уже говорили ранее с завода ставят заглушку в эту гайку, она подцепается при помощи ножа или же плоской тонкой отвёртки, обратно эту заглушку можете не устанавливать, выбросите её, чтобы понимали другие люди что рейка уже далеко не новая и регулировалась, тем более обратно эту заглушку Вы уже даже наврятли сможете поставить!
Дополнительный видео-ролик:
Ролика будет два, первый (Тот который выше) посвящён в общем автомобилям с передним приводом, только к нему не относятся Калины, Гранты и тому подобные, а второй ролик нацелен именно на автомобили десятого семейства, просмотрев оба ролика (Очень Вам сделать это рекомендуем) Вы получите новые знания и узнаете о том, чего в статье не было указано.
Конструкция и функция рулевой рейки в управлении
Рейка выглядит как стальной бланк. На одной стороне имеются зубья, что входят в зацепление приводной шестерни. Как раз благодаря последней осуществляется движение рулем посредством вала и его кардана. В «десятке» рейка находится в колонке, зафиксированной на перегородке посреди моторного отсека и салона. В верхней части есть крепеж для 2 тяг. Они с помощью наконечников, а также их пальцев совмещаются с амортизаторными стойками.
Примечание. Во время поворота руля его вал вращается, передавая усилия посредством кардана на приводную шестерню. Последняя вместе с тягами передвигает рейку в необходимую сторону. Таким нехитрым методом управляется авто.
Чтобы была обеспечена нормальная работа рулевой рейки, в механизм включены и другие детали:
- картер колонки;
- 2 подшипника приводной шестерни (игольчатый, шариковый);
- защитная гофра с хомутами;
- фторопластовая опорная втулка;
- заглушки;
- пыльники;
- шайбы и т. д.
Таким образом, поврежденная рулевая рейка имеет следующие признаки:
- постукивание (хруст) в области нахождения колонки (ощущается во время поворота руля в начале движения либо на месте);
- тугое вращение рулем (клинит или закусывает руль);
- вибрирование рулевого вала при движении по неровному покрытию;
- значительный люфт рулевого колеса;
- неровное направление хода передних колес.
Не нужно при поломке рулевого управления в ВАЗ-2110 тут же обращаться на СТО либо приобретать целиком весь узел. Вполне реально при наличии некоторых навыков отрегулировать рейку в своем гараже. Вы приобретете опыт, поднимете свою самооценку и, конечно же, сохраните денежные средства.
https://youtube.com/watch?v=1qtQ21gGrYc%3Ffeature%3Doembed
Цена и особенности рулевой рейки ВАЗ 2110
На автомобилях ВАЗ 2110 установлена рейка самых первых образцов с прямыми зубьями, а на последних версиях автомобиля и на первых Калинах устанавливали точно такую же рейку, но с косозубым зацеплением. Простое устройство, простой ремонт. Главное — правильно продиагностировать неисправность. Тогда место поломки будет локализовано и это существенно упростит ремонт рулевого механизма.
Новая рейка на ВАЗ 2110 стоит 4 230 рублей в комплекте с тягами. Это ВАЗовский агрегат. Если такое качество не устраивает, можно добавить 700 рублей и купить рейку на ВАЗ 2110 от Fenox. Откровенно говоря, особенного смысла переплачивать нет, поскольку сама рейка, зубчатая планка, в нормальных условиях ходит довольно долго.
Процесс регулировки рулевой рейки на ВАЗ 2110
Теперь разберемся, как же отрегулировать рулевую рейку на ВАЗ 2110. Для этого вам понадобятся тиски, в которых рулевая рейка зажимается. Сделайте ее максимально неподвижной, подложив бруски из дерева .
- Возьмитесь руками за усы рейки, пошатайте их, чтобы определить, насколько велик люфт.
- Чтобы этот самый люфт убрать, возьмите специализированный ключ. Они продаются почти во всех магазинах запчастей, специализирующихся на ВАЗ.
- Вставьте ключ и поверните его против часовой стрелки примерно на 10 или 15 градусов.
- Еще раз возьмитесь за тяги и подергайте.
- Если люфт после проведенной операции остался, подтяните рейки еще на такое же количество градусов. Делать это нужно до тех пор, пока люфт не пропадет совсем.
Для каждого отдельного автомобиля характерна своя выработка, потому определенного момента затяжки не существует. Старайтесь не перетянуть рейку, поскольку из-за этого существенно усложнится процесс поворота руля.
Выполнив подтяжку нашего сегодняшнего героя, закерните гайку упора, обмяв резьбу картера.
Проверьте зазор между гайкой упора и упором рейки нужно обязательно. Его максимальный показатель может составлять не более 0,2 мм.
Подтяжка рейки со снятием
Сразу вооружитесь специализированным под «десятку» ключом для рулевой рейки, а также приготовьтесь к снятию тяг. Из инструментов захватите:
- Пассатижи;
- Монтажную лопатку;
- Накидной ключ на 19;
- Молоток;
- Плоскую отвертку;
- Набор головок — от 10 до 27.
- Отверните внутри салона гайки, снимите крепежные болты нижнего карданного шарнира к валу шестерни рулевой рейки. Для этого потребуется головка на 13. Болт может проворачиваться, потому придерживайте его рожковым ключом.
- В самом моторном отсеке снимите гайку верхнего крепления пыльника рейки.
- Внизу автомобиля снимите еще две гайки, которые крепят пыльник рейки.
- Демонтируйте пыльник.
- Поднимите передок автомобиля, снимите передние колеса.
Если вы собираетесь снимать рулевую, но не демонтировать тяги, следуйте такой инструкции:
- Снимите с крепление тяги стопорную пластину, поддев ее отверткой. Затем выкрутите два болта, которые крепят тяги и рейку;
- Головкой на 13 демонтируйте гайки со скоб рулевого механизма, соединяющие со щитком передка;
- Сдвиньте рейку немного вперед, чтобы вывести от отверстия щитка вал-шестерню;
- Снимите вместе с тягами рейку.
Если хотите выполнить снятие с рулевыми тягами, от поворотного рычага амортизаторных стоек открутите наконечник тяг. Для этого придется выполнить такую работу:
- Снимите шплинт при помощи пассатижей;
- Накидным ключом на 19 открутите гайку крепления шарового пальца, но не до конца;
- Головкой на 17 ослабьте крепеж натяжного болта наконечника тяги;
- Теперь выпрессуйте шаровой палец. Для этого нужно вставить монтажную лопатку между поворотным рычагом и наконечником. Отжимайте наконечник от рычага, а по торцу поворотного рычага нанесите несколько ударов молотком;
- Полностью открутите гайку шарового пальца;
- Из отверстия рычага выведите шаровый палец;
- Отверткой разожмите паз наконечника рулевой тяги;
- Демонтируйте наконечник, придерживая ключом на 27 резьбовую регулировочную втулку. Посчитайте количество оборотов, чтобы во время обратной сборки закрутить на аналогичное число оборотов;
- На рулевой тяге постарайтесь сохранить положение резьбовой втулки. Так угол схождения колес сохранится максимально правильным.
Проверка регулировки
Шестерня должна вращаться без заеданий в полном рабочем диапазоне рулевой рейки.
Примечание: Некоторые водители, считают, что зажав регулировочную шайбу, они избавятся от стуков, но это не так. Проблема стука кроется в выработке втулки, которая расположена в другом конце механизма регулировки.
Процесс регулировки рулевой рейки на ВАЗ 2110
Теперь разберемся, как же отрегулировать рулевую рейку на ВАЗ 2110. Для этого вам понадобятся тиски, в которых рулевая рейка зажимается. Сделайте ее максимально неподвижной, подложив бруски из дерева .
- Возьмитесь руками за усы рейки, пошатайте их, чтобы определить, насколько велик люфт.
- Чтобы этот самый люфт убрать, возьмите специализированный ключ. Они продаются почти во всех магазинах запчастей, специализирующихся на ВАЗ.
- Вставьте ключ и поверните его против часовой стрелки примерно на 10 или 15 градусов.
- Еще раз возьмитесь за тяги и подергайте.
- Если люфт после проведенной операции остался, подтяните рейки еще на такое же количество градусов. Делать это нужно до тех пор, пока люфт не пропадет совсем.
Для каждого отдельного автомобиля характерна своя выработка, потому определенного момента затяжки не существует. Старайтесь не перетянуть рейку, поскольку из-за этого существенно усложнится процесс поворота руля.
Выполнив подтяжку нашего сегодняшнего героя, закерните гайку упора, обмяв резьбу картера.
Проверьте зазор между гайкой упора и упором рейки нужно обязательно. Его максимальный показатель может составлять не более 0,2 мм.
Регулировка рулевой рейки без снятия
Если вы не можете решить, как подтянуть рулевую рейку на ВАЗ 2110, рекомендуем ознакомиться со вторым вариантом — без снятия .
Для этого метода вооружитесь специальным гаечным ключом, который выполнен в виде восьмигранника, размером на 17 мм.
Выполнять подтяжку рулевой на «десятки» следует исключительно в тех случаях, когда во время работы рулевого механизма наблюдаются стуки. Просто так выполнять работу без реальной потребности не стоит.
- Заедьте на смотровую яму или поднимите автомобиль на подъемнике.
- Снимите защиту двигателя, возьмите плоскую отвертку и поднесите хорошее освещение под автомобиль.
- Найдите заднюю часть подрамника в задней части рулевой рейки. Там рейка и вал должны пересекаться. В том месте располагается регулировочная гайка. Не перепутайте ее с пробкой регулировочной гайки. Это распространенная ошибка новичков.
- Если ранее рулевой механизм был нетронутым, на гайке будет присутствовать заглушка зеленого цвета. Она выполняет функции стопора и ее монтируют непосредственно на заводе.
- Плоской отверткой удалите заглушку. Наверняка она сломается, но ничего страшного в этом нет.
- Удалив стопор, берите в руки специализированный регулировочный ключ, выполните зажим, двигаясь по часовой стрелке. Не зажимайте до упора. Степень зажатия напрямую зависит от силы стуков при движении.
- Ключ проверните градусов на 10, проверьте рейку на предмет люфта. Если он присутствует, прижмите еще. За раз крутить более чем на 15 градусов не рекомендуется.
- Проверить степень зажатия достаточно легко. Возьмите рейку, поверните ее резко в одну и другую сторону. Если никаких посторонних шумов при этом не наблюдается, рейка затянута хорошо.
- Пытаться установить на место стопор не имеет смысла, даже если вам удалось его сохранить в целостности. Никакой пользы он в себе не несет.
Видео
Мы разобрались, как можно отрегулировать рулевую рейку на ВАЗ 2110 со снятием и без снятия. Какой вариант привлекательнее для вас — решайте сами. Снимая рейку, можно дополнительно выполнить некоторые другие работы, проверить состояние агрегатов, узлов, что-то заменить, подтянуть.
Очевидно, что самостоятельно выполнить регулировку более чем реально. Единственный нюанс — это поиск специализированного ключа регулировки именно под автомобиль ВАЗ 2110. Без него вы ничего сделать не сможете, аналогов среди подручного инструмента не существует. Стоит он не дорого, потому переживать не стоит. Но и пережимать тоже.
Инструменты и порядок действий
Подтягивание рулевой рейки необходимо производить следующими инструментами:
- накидной (торцевой) ключ на 10 или головка с трещоткой;
- головка ключа на 13 с удлинителем и воротком;
- универсальный ключ, который сможет завернуть все конструкции с необходимым усилием.
В обычном случае стоит использовать старые гаечные ключи для выкручивания аккумуляторной батареи и обеспечения доступа к рулевой рейке.
Чтобы достать до этого элемента механизма автомобиля, нужно снять аккумулятор и убрать его элементы крепления. Последовательность подтяжки рулевой рейки выглядит следующим образом:
- демонтаж аккумулятора. С источника питания автомобиля отбрасываются питающие провода, после чего откручиваются болты или винты крепления прибора и аккумулятор снимается с места установки;
- снятие конструкций крепления аккумулятора. Площадка или кронштейны, на которых ранее держалась батарея, тоже откручиваются и снимаются;
- изъятие заглушки на гайке рулевой рейки. На ощупь несложно найти искомую гайку, которая может быть накрыта резиновой заглушкой. После снятия заглушки стоит приступать к подтягиванию гайки.
Подтяжка рулевого механизма в модели ВАЗ-2110 производится против часовой стрелки в следующей последовательности:
- гайка затягивается против часовой стрелки до упора, после чего ослабляется на пару делений – на 24 градуса, что обеспечивает минимальный люфт (0,12 мм) между гайкой и рейкой;
- производится проверка люфта – между рейкой и гайкой не должно быть заеданий и постукиваний;
- после этого резьба картера кернится или обминается (стоит обратить внимание, что гайку повреждать не стоит), а место фиксации помечается краской, чтобы засечь, в каком положении гайка должна находиться по отношению к картеру.
Правильная регулировка рулевой колонки поможет избавиться от посторонних стуков, а руль после каждого поворота должен самостоятельно становиться в первоначальное состояние. Стоит обратить внимание, что излишнее закручивание гайки рулевой рейки может привести к закусыванию руля в крайних его положениях и необходимости применения некоторых усилий, чтобы продолжить полноценное управление автомобилем.
Как провести регулировку рулевой рейки на ВАЗ-2110
Во время перемещения на отечественном ВАЗ-2110 хозяева нередко сталкиваются с неприятными стуками в рулевом устройстве. Преимущественно подобное звуковое сопровождение имеет место, когда водитель едет по щебневому, грунтовому либо же разбитому дорожному покрытию. Очаг стука обыкновенно расположен под рулем, при этом отчетливо слышится отдача этого действия.
Стоит заметить, что рулевая рейка при перемещении по российским дорогам подвержена существенным вибрационным влияниям. В той ситуации, когда автовладелец замечает характерные щелчки в подкапотном пространстве (дребезжание, грохот), рулевую рейку предстоит немного подтянуть при помощи специальной головки. Чтобы подступиться к необходимой гайке, отнюдь не обязательно фиксировать 2010-ю модель ВАЗ на смотровой канаве/яме, или искать подъемник.
Поиск источника звука
1. Отцепил кардан. Кручу ЭУР. Звука нет. ЭУР отпадает сразу.
2. Беру ключ, начинаю крутить карданчик, что соединен с рулевой рейкой. Ага, с.ка хруст идет точно от рейки! Понимаю, нужно менять рейку. Но моей рулевой рейке всего 5 лет Карл! Не может быть. Люфт в рулевой рейке отсутствует, стук тоже, но этот хруст выносит мозг.
Тут мне брат подарил б/у рейку с приоры. Решил перебрать подаренную мне рулевую рейку и заменить ее.
То что мне досталось в подарок
Осмотр деталей перед сборкой
Не допускается вращение подшипника с заклиниванием. Подшипник на данной шестерне не меняется. Деталь продается в сборе. Я свою шестерню тщательно промыл бензином.
Диаметр поверхности D должен быть не менее – 19,89 мм. Контроль диаметра произвести микрометром.
Рейка рулевого механизма 2110-3401068
Рейка рулевого механизма
Диаметр D рейки на длине L, не менее – 25,93 мм Контроль диаметра произвести микрометром.
Ремонт и проверка рулевой рейки
В том случае, если для нормального функционирования рулевую рейку пришлось ремонтировать, ее подтяжку необходимо производить в тисках. Люфт определяется пошатыванием рейки, а при обнаружении серьезного угла поворота следует провернуть гайку на угол около 15 градусов и проверить люфт снова. Такую последовательность действий повторяют до того, как лишний поворот не исчезнет.
Проверять эффективность ремонтных работ нужно при движении автомобиля. Обычно эксперименты проводятся на незначительной скорости – около 40 км/ч, когда можно четко определить различные биения и закусывание руля. Как советуют опытные автомобилисты, не нужно сразу подкручивать рейку на большой угол – для начала достаточно и четверти оборота. Если же это не помогло, то стоит докручивать гайку постепенно на небольшую часть окружности и снова проверять работу двигателя. После того как стук под капотом исчезнет, автомобиль может эксплуатироваться без проблем в течение нескольких лет.
Фото отчет по натяжению рулевой рейки
Первым делом необходимо подлезть под рейку и вставить ключ снизу, чтобы им попасть вот в это отверстие, которое наглядно показано на фото ниже:
Затем нужно сделать хотя бы 1/4 оборота по часовой стрелки (с учетом того, что гайка находится «вверх-ногами»).
Если при движении машины стук пропал, значит рейка подтянута достаточно.
Время от времени необходимо повторять данную процедуру, если дребезжание и стуки в рулевом управлении будут возникать вновь. Если даже при максимальной затяжке регулировочной гайки стуки рейки не исчезли, то скорее всего необходимо либо менять весь механизм, либо же ремонтировать.
Добро пожаловать!
Рулевая рейка – осуществляет поворот передних колёс, есть же автомобили и на которых задние колёса поворачиваются в зависимости от направления движения, но задние колёса в таком случае выступают как подруливающие, одни задние повернуть на таких автомобилях невозможно, но мы не об этом, по поводу рейки пару слов скажем, сама рейка служит довольно таки долгую жизнь, особенно если на автомобиле ездить постоянно по хорошим дорогам, где нет кочек и тому подобного, то в этом случае рейка даже и через 100 тыс. км. особо не испортится, но из-за Российских дорог, которые кроме рейки и всю ходовую расшатывают, рейка уже даст о себе знать на 40-70 тыс. км., первый раз её подтянуть будет нужно, потом приближаясь к 100-130 тыс. км. она ещё раз о себе напомнит, опять подтяните и можно ездить, но есть большое Но! Если руль начнёт очень туго после регулировки крутиться, то нужно будет уже задумываться о замене рулевой рейки, в противном случае его может просто заклинить и автомобиль потеряет управление (Узнать о том как рейка заменяется, Вы можете в статье, под названием: «Замена рулевой рейки на десятом семействе»).
Примечание!
Регулировка рулевой рейки осуществляется при помощи таких инструментов как: Спец. ключ который нужен именно для регулировки (Его Вы в автомагазине найдёте), а так же плоская отвёртка (Чем тоньше она будет, тем лучше, с помощью неё заглушку убрать будет нужно, которая гайку закрывает, с помощью которой рулевая рейка регулируется на автомобиле), без света не обойтись Вам так же, ну и без подъёмника тяжеловато будет, потому что рейку проще всего с нижней части автомобиля подтягивать, так как с верхней это сделать не удобно, если Вы в первые это делаете и не знаете ещё где регулировочная гайка рулевой рейки располагается!
Где находится регулировочная гайка рулевой рейки?
Снизу легче всего её рассмотреть, если нет такой возможности и всю работу Вы производите из подкапотного пространства автомобиля (Сверху), то либо голову под рейку опускать будет нужно, либо включить камеру, снять всё что внизу находиться и по видео-ролику найти эту гайку, главное её не с чем другим не перепутайте и кстати, если под нижнюю часть рейки давно не лазали, то там всё будет грязно, это тоже учитывайте, потому что когда рейка снизу находится в чистом состоянии, данную гайку будет гораздо легко увидеть, чем в противном случае и ещё, на новых рейках если её ещё не разу не подтягивали, эту гайку будет закрывать пластмассовая заглушка, она убирается (Поддевается плоской отвёрткой или ножом) и при помощи спец. ключа, после чего рейка регулируется.
Замена рейки
Выставил ровно колеса:
1. Открутил в салоне кардан.
2. Снять защитный кожух выхлопного коллектора (3 гайки, ключ на 10)
3. Открутил болты крепления поводков правого и левого (головка на 15 и вороток)
4. Снял скобы фиксации рейки к кузову, для этого открутил 4 гайки под ключ на 13. Важно! Необходимо заранее на резьбу шпильки нанести смазку WD40.
5. Рейку вынимаем через правую сторону.
6. На перебранную рейку одел новые резинки (все БРТ) и поставил обратно.
Хруст пропал но! На щетке (11) что стоит вокруг рейки, я обнаружил замятия. Такое впечатление, что старая рейка терлась об этот щиток и издавала этот противный звук (хруст).
Готовая рулевая рейки
Подтяжка рейки со снятием
Сразу вооружитесь специализированным под «десятку» ключом для рулевой рейки , а также приготовьтесь к снятию тяг. Из инструментов захватите :
- Пассатижи;
- Монтажную лопатку;
- Накидной ключ на 19;
- Молоток;
- Плоскую отвертку;
- Набор головок — от 10 до 27.
Приступайте к работе:
- Отверните внутри салона гайки, снимите крепежные болты нижнего карданного шарнира к валу шестерни рулевой рейки. Для этого потребуется головка на 13. Болт может проворачиваться, потому придерживайте его рожковым ключом.
- В самом моторном отсеке снимите гайку верхнего крепления пыльника рейки.
- Внизу автомобиля снимите еще две гайки, которые крепят пыльник рейки.
- Демонтируйте пыльник.
- Поднимите передок автомобиля, снимите передние колеса.
Если вы собираетесь снимать рулевую, но не демонтировать тяги, следуйте такой инструкции:
- Снимите с крепление тяги стопорную пластину, поддев ее отверткой. Затем выкрутите два болта, которые крепят тяги и рейку;
- Головкой на 13 демонтируйте гайки со скоб рулевого механизма, соединяющие со щитком передка;
- Сдвиньте рейку немного вперед, чтобы вывести от отверстия щитка вал-шестерню;
- Снимите вместе с тягами рейку.
Если хотите выполнить снятие с рулевыми тягами, от поворотного рычага амортизаторных стоек открутите наконечник тяг. Для этого придется выполнить такую работу:
- Снимите шплинт при помощи пассатижей;
- Накидным ключом на 19 открутите гайку крепления шарового пальца, но не до конца;
- Головкой на 17 ослабьте крепеж натяжного болта наконечника тяги;
- Теперь выпрессуйте шаровой палец. Для этого нужно вставить монтажную лопатку между поворотным рычагом и наконечником. Отжимайте наконечник от рычага, а по торцу поворотного рычага нанесите несколько ударов молотком;
- Полностью открутите гайку шарового пальца;
- Из отверстия рычага выведите шаровый палец;
- Отверткой разожмите паз наконечника рулевой тяги;
- Демонтируйте наконечник, придерживая ключом на 27 резьбовую регулировочную втулку. Посчитайте количество оборотов, чтобы во время обратной сборки закрутить на аналогичное число оборотов;
- На рулевой тяге постарайтесь сохранить положение резьбовой втулки. Так угол схождения колес сохранится максимально правильным.
Подтяжка рейки со снятием
Сразу вооружитесь специализированным под «десятку» ключом для рулевой рейки , а также приготовьтесь к снятию тяг. Из инструментов захватите :
- Пассатижи;
- Монтажную лопатку;
- Накидной ключ на 19;
- Молоток;
- Плоскую отвертку;
- Набор головок — от 10 до 27.
Приступайте к работе:
- Отверните внутри салона гайки, снимите крепежные болты нижнего карданного шарнира к валу шестерни рулевой рейки. Для этого потребуется головка на 13. Болт может проворачиваться, потому придерживайте его рожковым ключом.
- В самом моторном отсеке снимите гайку верхнего крепления пыльника рейки.
- Внизу автомобиля снимите еще две гайки, которые крепят пыльник рейки.
- Демонтируйте пыльник.
- Поднимите передок автомобиля, снимите передние колеса.
Если вы собираетесь снимать рулевую, но не демонтировать тяги, следуйте такой инструкции:
- Снимите с крепление тяги стопорную пластину, поддев ее отверткой. Затем выкрутите два болта, которые крепят тяги и рейку;
- Головкой на 13 демонтируйте гайки со скоб рулевого механизма, соединяющие со щитком передка;
- Сдвиньте рейку немного вперед, чтобы вывести от отверстия щитка вал-шестерню;
- Снимите вместе с тягами рейку.
Если хотите выполнить снятие с рулевыми тягами, от поворотного рычага амортизаторных стоек открутите наконечник тяг. Для этого придется выполнить такую работу:
- Снимите шплинт при помощи пассатижей;
- Накидным ключом на 19 открутите гайку крепления шарового пальца, но не до конца;
- Головкой на 17 ослабьте крепеж натяжного болта наконечника тяги;
- Теперь выпрессуйте шаровой палец. Для этого нужно вставить монтажную лопатку между поворотным рычагом и наконечником. Отжимайте наконечник от рычага, а по торцу поворотного рычага нанесите несколько ударов молотком;
- Полностью открутите гайку шарового пальца;
- Из отверстия рычага выведите шаровый палец;
- Отверткой разожмите паз наконечника рулевой тяги;
- Демонтируйте наконечник, придерживая ключом на 27 резьбовую регулировочную втулку. Посчитайте количество оборотов, чтобы во время обратной сборки закрутить на аналогичное число оборотов;
- На рулевой тяге постарайтесь сохранить положение резьбовой втулки. Так угол схождения колес сохранится максимально правильным.
Видео обзор по регулировке рулевой рейки на ВАЗ 2110-2112
Сегодня я записал специально для данной статьи видео ролик, где наглядно и вполне понятно объяснен весь процесс работы по подтягиванию рулевой рейки на переднеприводных автомобилях ВАЗ.
Регулировка рулевой рейки без снятия
Если вы не можете решить, как подтянуть рулевую рейку на ВАЗ 2110, рекомендуем ознакомиться со вторым вариантом — без снятия .
Для этого метода вооружитесь специальным гаечным ключом, который выполнен в виде восьмигранника, размером на 17 мм.
Выполнять подтяжку рулевой на «десятки» следует исключительно в тех случаях, когда во время работы рулевого механизма наблюдаются стуки. Просто так выполнять работу без реальной потребности не стоит.
- Заедьте на смотровую яму или поднимите автомобиль на подъемнике.
- Снимите защиту двигателя, возьмите плоскую отвертку и поднесите хорошее освещение под автомобиль.
- Найдите заднюю часть подрамника в задней части рулевой рейки. Там рейка и вал должны пересекаться. В том месте располагается регулировочная гайка. Не перепутайте ее с пробкой регулировочной гайки. Это распространенная ошибка новичков.
- Если ранее рулевой механизм был нетронутым, на гайке будет присутствовать заглушка зеленого цвета. Она выполняет функции стопора и ее монтируют непосредственно на заводе.
- Плоской отверткой удалите заглушку. Наверняка она сломается, но ничего страшного в этом нет.
- Удалив стопор, берите в руки специализированный регулировочный ключ, выполните зажим, двигаясь по часовой стрелке. Не зажимайте до упора. Степень зажатия напрямую зависит от силы стуков при движении.
- Ключ проверните градусов на 10, проверьте рейку на предмет люфта. Если он присутствует, прижмите еще. За раз крутить более чем на 15 градусов не рекомендуется.
- Проверить степень зажатия достаточно легко. Возьмите рейку, поверните ее резко в одну и другую сторону. Если никаких посторонних шумов при этом не наблюдается, рейка затянута хорошо.
- Пытаться установить на место стопор не имеет смысла, даже если вам удалось его сохранить в целостности. Никакой пользы он в себе не несет.
Видео
Мы разобрались, как можно отрегулировать рулевую рейку на ВАЗ 2110 со снятием и без снятия. Какой вариант привлекательнее для вас — решайте сами. Снимая рейку, можно дополнительно выполнить некоторые другие работы, проверить состояние агрегатов, узлов, что-то заменить, подтянуть.
Очевидно, что самостоятельно выполнить регулировку более чем реально. Единственный нюанс — это поиск специализированного ключа регулировки именно под автомобиль ВАЗ 2110. Без него вы ничего сделать не сможете, аналогов среди подручного инструмента не существует. Стоит он не дорого, потому переживать не стоит. Но и пережимать тоже.
Как провести регулировку рулевой рейки на ВАЗ-2110
Во время перемещения на отечественном ВАЗ-2110 хозяева нередко сталкиваются с неприятными стуками в рулевом устройстве. Преимущественно подобное звуковое сопровождение имеет место, когда водитель едет по щебневому, грунтовому либо же разбитому дорожному покрытию. Очаг стука обыкновенно расположен под рулем, при этом отчетливо слышится отдача этого действия.
Стоит заметить, что рулевая рейка при перемещении по российским дорогам подвержена существенным вибрационным влияниям. В той ситуации, когда автовладелец замечает характерные щелчки в подкапотном пространстве (дребезжание, грохот), рулевую рейку предстоит немного подтянуть при помощи специальной головки. Чтобы подступиться к необходимой гайке, отнюдь не обязательно фиксировать 2010-ю модель ВАЗ на смотровой канаве/яме, или искать подъемник.
Конструкция рулевой рейки на ВАЗ-2110
Для начала определимся, что мы будем регулировать. Конструкция рейки предельно проста. Гидроусилитель на предусмотрен, поэтому даже с демонтажом (который делать совсем необязательно), вся работа займёт от силы час — полтора.
Рулевой механизм ВАЗ-2110 представляет собой реечный редуктор, преобразующий вращение рулевого вала 27 в перемещение самой рейки 16. К рейке болтами 6 крепятся рулевые тяги 5 и 7, которые поворачивают стойки с поворотным кулаком. Более всего подвержено нагрузке и, соответственно, износу, место контакта приводной шестерни 21 и зубчатой рейки 16.
Когда необходима регулировка
Между этими деталями со временем образуется зазор, который и приводит к появлению симптомов , говорящих о необходимости проводить настройку:
- стук в рулевой рейке при проезде неровностей;
- увеличенный люфт рулевого колеса;
- слишком тугой руль, колеса не выравниваются после поворота;
- рейку «закусывает» периодически, это говорит о критическом износе зубчатой рейки или приводной шестерни 21.
Зазоры и регулировка
В этих случаях есть смысл попытаться отрегулировать зазор между рейкой и шестерней, чтобы оттянуть капитальный ремонт всего механизма. А зазор будем регулировать, прижимая регулировочной гайкой 33 через пружину 32 и упор рейки 31, рейку к шестерне.
Для этого нам будет необходим специальный восьмигранный ключ на 17, который продаётся в любом автомагазине. Также понадобится несколько отвёрток и стандартный набор инструментов, если рейку мы снимать с машины не будем. Приступаем к регулировке.
Ключ для подтягивания рулевой рейки на автомобиле ВАЗ-2110.
Признаки неисправности
При отсутствии должного ухода, такого, как смазка подшипников и проверка люфтов, рулевая рейка может быстро выйти из строя. Признаки неисправности, которые сигнализирует, что механизм уже должен меняться:
- Ощутимый стук при проезде неровностей, который передаётся на рулевое колесо. Если стук слышен при повороте руля — ездить на таком авто небезопасно, необходимо срочно диагностировать механизм.
- Сильный люфт рулевого колеса свидетельствует об ослаблении крепёжных элементов или износе сочленения «шестерня-рейка».
- Увеличилось усилие при повороте колёс.
- Слышен шум в работе гидроусилителя (при его наличии).
- Причиной стука может быть недостаточно смазанный подшипник или износ пары «шестерня-рейка». Если при покачивании рулевого вала в месте соединения с рейкой есть ощутимый люфт, необходим ремонт. Если нет — достаточно проверить и подтянуть места сочленения втулки и шестерни рулевого вала.
Для крепления рейки используют мощные тиски
Регулировка
Снять стопор с рейки и переместить рейку шесть раз по всему диапазону хода, вращая шестерню. Зафиксировать рейку в среднем положении используя стопор, притянуть рейку 2 болтами.
Установить на картер, рулевого механизма держатель индикатора и зафиксировать в нем индикатор часового типа. Выставляем стрелку индикатора на отметку 0.
Определить зазор в зацеплении «рейка – шестерня» прикладывая к шестерне крутящий момент ± 15 Н*м (±1,5 кгс*м). Для этого на шестерню (шлицевую часть) мы одеваем головку — переходник. На головку переходник одеваем вороток длиной 40 см. На конец воротка одеваем весы – безмен. Тянем за весы что бы создать вес 3,75 кг (1,5 кгс*м/0,4 м=3,75 кг). Смотрим на показания индикатора часового типа.
Величина зазора Т должна быть не более 0,05 мм. При необходимости уменьшить зазор, регулировочную гайку закручивают и наоборот, для увеличения зазора откручивают.
После регулировки снять с индикатор часового типа и держатель индикатора.
Гайку упора рейки керним, для того что бы она не открутилась.
Установить в отверстие гайки упора рейки заглушку.
Как подтянуть рулевую рейку на ВАЗ 2110 своими руками?
Многие автовладельцы почему-то считают, что самостоятельно выполнить регулировку рулевой рейки на ВАЗ 2110 является невозможной и невыполнимой задачей. Это мнение ошибочное, поскольку своими руками провести подобную работу не так сложно. Не обязательно быть профессионалом.
Если на «десятки» были замечены характерные постукивания рулевой рейки, ее рекомендуется подтянуть. Сегодня мы расскажем вам про два эффективных способа. Какой из них выбрать — решайте уже сами.
Регулировка рулевой рейки своими силами
Для того чтобы процесс был выполнен четко и правильно, сразу подготовьте инструмент:
- головка на 13 мм (с воротком и удлинителем);
- торцевой, он же накидной, ключ на 10 мм либо головка-трещотка;
- универсальный ключ.
Можно воспользоваться для откручивания аккумулятора и создания подступа к рейке гаечными старыми ключами. Чтобы попасть к этой детали, необходимо извлечь аккумуляторную батарею, убрав его фиксирующие элементы.
Фото отчет по натяжению рулевой рейки
Первым делом необходимо подлезть под рейку и вставить ключ снизу, чтобы им попасть вот в это отверстие, которое наглядно показано на фото ниже:
Затем нужно сделать хотя бы 1/4 оборота по часовой стрелки (с учетом того, что гайка находится «вверх-ногами»).
Если при движении машины стук пропал, значит рейка подтянута достаточно.
Не стоит затягивать регулировочную гайку слишком сильно, делая 1 или более оборотов. Это может привести к тугому вращению руля, а также возможны заклинивания при повороте руля в крайние положения.
Время от времени необходимо повторять данную процедуру, если дребезжание и стуки в рулевом управлении будут вновь возникать. Если даже при максимальной затяжке регулировочной гайки(что не рекомендуется) стуки рейки не исчезли, то скорее всего необходимо либо менять весь механизм, либо же ремонтировать.
Ремкомплект для рейки 2110
Вся загвоздка в ремкомплектах. Здесь нужно держать ухо в остро, поскольку ремкомплект может быть или неполным, или некачественным. Стоит-то он недорого, но сам факт покупки некачественной запчасти, на которую рассчитываешь, неприятен. Малый ремкомплект включает в себя:
- втулка рейки;
- упор;
- уплотнительное кольцо, три штуки;
- упорная гайка.
Стоит такой набор около 300 рублей. Но лучше всего доплатить еще 250 и взять полный комплект, в который входят пыльники и гофры. Неважно, в каком состоянии старые, лучше их заменить, и вот почему.
Дело в том, что в среднем, на 120-й тысяче, в зависимости от условий эксплуатации, могут появиться малозаметные трещины и прорывы на чулках и гофрах. Заметить их довольно сложно, а через них неминуемо попадает вода. Из корпуса рейки она уже никуда не денется и будет делать свое мокрое дело — ржавчины не избежать. Любой очаг коррозии на рейке — это минус к ресурсу как самой рейки, так и уплотнителе. Цепная реакция приводит к тому, что рейка в конце концов изнашивается слишком сильно, а восстановление может быть невозможно. Не скупитесь на хороший ремкомплект.
Признаки неисправности рулевого 2110
Регулировка рулевой рейки ВАЗ 2110 светит уже при первых признаках неисправности. А признаки эти довольно обманчивы. Очень часто стуки внутри рейки приписывают шаровым опорам или подшипникам, но стоит правильно продиагностировать рулевое, и все станет на свои места. Сделать это совсем несложно.
На ходу можно услышать резкие колотящие звуки, которые исходят не от подвески на самом деле. Опоры, когда находятся под нагрузкой, так стучать не будут. Не будут стучать также и сайлент-блоки, поэтому такой расслабленный стук характерен только для самой рейки. Это первые признаки того, что рейке нужна как минимум регулировка. Максимум — демонтаж и ремонт. Но об этом говорить пока рано.
Подтягиваем рейку сами
Работу будем проводить из-под автомобиля, поэтому желательно использовать смотровую яму или эстакаду. Можно подтянуть гайку и из-под капота, но это крайне неудобно и займёт больше времени, проверено.
Устанавливаем автомобиль и фиксируем его ручником, на всякий случай подставим под задние колеса противооткаты. Дальше поступаем так:
Протягиваем переноску, чтобы было лучше видно.
Так выглядит пластиковая заглушка.
Придется немного постараться, чтобы попасть ключом в гайку.
Демонтаж, диагностика и установка рулевой рейки
Вне зависимости от того, будет производиться ремонт или замена рейки, её необходимо правильно снять и установить на место.
Список инструментов для работы своими руками
Для демонтажа и ремонта понадобятся следующие инструменты:
- плоские отвёртки разных размеров;
- монтировка или монтажная лопатка;
- небольшой молоток;
- плоскогубцы;
- динамометрический ключ;
- набор торцевых и накидных ключей размером от 10 до 27;
- рожковые ключи на 10, 13, 15;
- спецключ для регулировки рулевой рейки. Такой ключ приобретается в автомагазине или изготавливается самостоятельно.
Пример ключа для подтяжки рулевой рейки
Как снять деталь с авто для проверки
Нужно знать расположение деталей в рейке, чтобы провести диагностику тщательно и скрупулёзно
Последовательность снятия рейки:
- Откручиваем в салоне крепление рулевого кардана к валу рулевой рейки.
Демонтируйте все болты крепления
- Откручиваем крепление и снимаем пыльник рулевого механизма.
- Поднимаем переднюю часть автомобиля, устанавливаем на опоры.
- Снимаем передние колёса и левый подкрылок.
- Рулевую рейку можно демонтировать с тягами или без них.
- Для снятия рейки без тяг надо открутить стопорную пластину и болты крепления тяг к рейке. Затем отводим тяги в сторону.
- Если механизм демонтируется с тягами, их предварительно отсоединяют от поворотных рычагов.
- При выпрессовке шаровых пальцев используется съёмник.
- При выкручивании рулевого наконечника из тяги необходимо зафиксировать количество витков регулировочного болта. Это облегчит установку схождения колёс при обратной сборке.
- При помощи монтировки подаём весь механизм вперёд, до полного выхода вала рулевой рейки из отверстия в моторном щите.
- Весь механизм извлекается через колёсную арку.
Снимаем демонтированную деталь
Необходимость замены рулевой рейки: диагностика
Для восстановления работоспособности рулевой рейки не всегда требуется её замена, часто проблему можно решить, проведя техническое обслуживание с заменой наконечников, чехла и втулок. Обслуживать рулевую своими силами новичкам не стоит. B конструкции этого механизма имеется множество пружинок и прессовочных шайб, и разобрать мехнизм, перебрать детали и правильно заменить их на новые сможет не каждый. Непрофессиональная установка этих деталей приведёт к некорректному функционированию механизма. То же самое касается, если требуется ослабить механизм или сделать его подтяжку. Также необходимо помнить, что выполнение работ по ремонту вполне может оказаться дороже замены, посему выбор порой очевиден.
Для автомобилей ВАЗ 2110 выпускаются разные по составу ремкомплекты рулевой рейки. Они также различаются по году выпуска и наличию усилителя.
Опытные автовладельцы восстанавливают рейки самостоятельно, но не всегда существует такая возможность
Поменять деталь необходимо в следующих случаях:
- трещина в корпусе рейки или сорвана резьба крепления наконечников;
- очень сильные стуки в рейке, увеличенный люфт рулевого механизма;
- коррозия внутренних деталей рулевой рейки, вызванная разрывом резинового чехла;
- рейка деформировалась после аварии.
В вышеперечисленных случаях восстанавливать снятую деталь не имеет смысла. Восстановление у профессиональных мастеров будет стоить немалых денег. Поэтому целесообразней будет менять рейку целиком, на что потребуется меньше времени и финансовых затрат. Намного проще будет приобрести в магазине новую и поставить её в сборе на место старой, обеспечив отличную работу рулевого механизма на несколько лет вперёд.
Установка новой
После проведения диагностики и ремонта рейки устанавливаем её на место:
- Выставляем рейку в среднее положение. Для этого выкручиваем вал в любую сторону до упора и возвращаем его на 2,5 оборота. Лыска вала должна быть справа и располагается вертикально.
- Аккуратно заводим механизм через арку и закрепляем его в обратной последовательности демонтажу. затянуть болты надо динамометрическим ключом.
Не следует при неисправности рулевого управления сразу звонить в СТО или покупать весь узел целиком. При наличии элементарных слесарных навыков можно починить и отрегулировать рулевую рейку в собственном гараже. При этом вы будете уверены в том, что не потратили лишних денег и работы выполнены качественно.
Процесс регулировки рулевой рейки на ВАЗ 2110
Теперь разберемся, как же отрегулировать рулевую рейку на ВАЗ 2110. Для этого вам понадобятся тиски, в которых рулевая рейка зажимается. Сделайте ее максимально неподвижной, подложив бруски из дерева.
- Возьмитесь руками за усы рейки, пошатайте их, чтобы определить, насколько велик люфт.
- Чтобы этот самый люфт убрать, возьмите специализированный ключ. Они продаются почти во всех магазинах запчастей, специализирующихся на ВАЗ.
- Вставьте ключ и поверните его против часовой стрелки примерно на 10 или 15 градусов.
- Еще раз возьмитесь за тяги и подергайте.
- Если люфт после проведенной операции остался, подтяните рейки еще на такое же количество градусов. Делать это нужно до тех пор, пока люфт не пропадет совсем.
Для каждого отдельного автомобиля характерна своя выработка, потому определенного момента затяжки не существует. Старайтесь не перетянуть рейку, поскольку из-за этого существенно усложнится процесс поворота руля.
Выполнив подтяжку нашего сегодняшнего героя, закерните гайку упора, обмяв резьбу картера.
Проверьте зазор между гайкой упора и упором рейки нужно обязательно. Его максимальный показатель может составлять не более 0,2 мм.
https://youtube.com/watch?v=1qtQ21gGrYc%3Frel%3D1%26wmode%3Dtransparent
Для чего подтягивают рейку
Во время движения автомобиля подвеска и рулевое управление испытывают сильные нагрузки, связанные с проездом различных неровностей дороги. Когда такая нагрузка направлена на приближение штока к валу, то металл обеих деталей легко переносит ее. Воздействию, направленному в обратную сторону, противостоят с правой (пассажирской стороны) опорная втулка, образующая подшипник скольжения, а с левой (водительской) стороны прижимное устройство, плавно гасящее даже сильные удары.
Но эффективное гашение колебаний происходит лишь тогда, когда рашпиль прижат к червяку с определенным усилием. При меньшем усилии появляется стук, при большем резко возникает износ штока в месте прилегания упорного башмака прижимной системы. Силу, с которой башмак прижимает шток, можно отрегулировать с помощью подтягивания рейки.
Когда прижимное усилие, воздействующее на рейку, снижается, в редукторе образуется люфт, из-за чего сокращается площадь взаимодействия зубцов штока и вала. Обе детали изготавливают из мягкой стали, закаливая и цементируя лишь тонкий слой металла на поверхности. Когда из-за люфта сокращается площадь пятна контакта при сохранении усилия, этот укрепленный слой быстро стирается, после чего износ зубцов ускоряется многократно.
Поэтому люфт рейки, вызванный плохим прижимом штока к валу, далеко не безобидное постукивание, а серьезный дефект, который становится причиной еще более серьезных поломок. Вплоть до изменения формы рашпиля и «тугого руля» при небольшом отклонении от нулевой точки.
Люфт рашпиля во втулке
В устройствах без гидроусилителя (ГУР) или электроусилителя (ЭУР) это означает менее комфортное управление, из-за чего руль приходится крутить обеими руками даже в движении. В рейках с усилителями это означает быстрый выход из строя последних, а значит, гораздо более дорогой ремонт.
Признаки неисправностей, при которых может помочь подтяжка рейки
Несмотря на то что подтяжка рейки устраняет стук, вызванный износом зубчатого штока или ослаблением прижимной пружины, это действие не является панацеей, поэтому выполнять его нужно с осторожностью, предварительно проведя диагностику рулевого управления. Это применимо не только к «ВАЗ-2114», но и остальным переднеприводным моделям Волжского автозавода. Если люфт вызван ослаблением пружины, то подтяжка поможет его устранить и избавиться от надоевшего стука, если же причина в износе рашпиля, то она лишь усугубит проблему.
Чтобы проверить состояние рейки:
- вывесьте переднюю подвеску;
- подтяните гайку до исчезновения люфта;
- поворачивайте руль до упора влево и вправо.
Если в процессе вращения сопротивление руля не меняется, зубчатый шток исправен, возрастающее сопротивление говорит о его сильном износе. В такой ситуации подтяжка бессмысленна, она устранит стук на некоторое время, но ухудшит управляемость автомобиля, а также, ухудшит состояние рашпиля.
При обнаружении серьезной неисправности не затягивайте с ремонтом, помните, эксплуатация машины с изношенным зубчатым штоком – большой риск, при движении по трассе любое отклонение от нормальной работы рулевого управления может привести к вылету автомобиля с дороги.
Как устроена рулевая рейка этих машин
Основу механизма составляет редуктор, образованный зубчатым штоком (рашпилем) и ведущим валом (червяком, но это название некорректно, потому что червячная передача работает на принципе архимедова винта). Все это спрятано в прочном алюминиевом корпусе. Сверху к ведущему валу подходит промежуточный рулевой вал, сбоку в этом же месте рашпиль подпирает прижимное устройство, обеспечивающее оптимальное зацепление обоих элементов редуктора.
По мере износа штока или из-за ослабления пружины прижимного механизма, давление на рашпиль ослабевает, из-за чего он слабее прилегает к зубцам вала. А значит рейка начинает стучать, ускоряется износ тонкого слоя закаленного металла на поверхности зубцов.
Посередине корпуса расположена длинная горизонтальная прорезь, предназначенная для крепления рулевых тяг, которых из-за их формы нередко называют «усами». Надетый на корпус пыльник защищает редуктор от попадания внутрь пыли и грязи.
Схема рулевого механизма ВАЗ
Рулевая рейка такой конструкции установлена на всех переднеприводных автомобилях «ВАЗ», начиная от древней «Восьмерки», то есть модели 2108, заканчивая флагманом всей линейки, современной «Вестой».
Инструкция по регулировке рейки
- Заехать на эстакаду/яму либо использовать подъемник.
- Извлечь защиту двигателя, затем взять плоскую отвертку. Не забудьте машине обеспечить хорошее освещение.
- Найти заднюю составляющую подрамника, что расположена сзади рулевой рейки. В этом месте вал с рейкой должны перемежевываться. Там же находится регулировочная гайка. Последняя похожа на пробку регулировочной гайки, потому важно не перепутать. Среди новичков это частая ошибка.
- Если рулевое устройство ранее было нетронутым, гайка будет иметь зеленую заглушку. Она осуществляет функцию стопора, и она монтируется еще на заводе.
- Удалить плоской отверткой заглушку. Возможно, она сломается, однако страшного здесь ничего нет.
- Взять регулировочный ключ, предварительно удалив стопор, и выполнить зажим, направляясь по ходу часовой стрелки. До упора зажимать нельзя. Степень зажатия непосредственно влияет на силу стуков во время движения.
- Провернуть ключом на 10 градусов и проверить рейку на наличие люфта. Стоит прижать еще раз, если тот присутствует. Крутить больше чем на 15 градусов за один раз не рекомендуется.
- Проверить уровень зажатия. Нужно взять рейку, повернув ее резким движением в одну, а затем другую сторону. Рейка затянута качественно, если не наблюдается посторонних шумов.
- Устанавливать стопор на место нет смысла. Если вы сохранили его в сохранности, он в себе пользы не несет.
Во время снятия рейки вашего автомобиля ВАЗ-2110 можно произвести и другие работы, к примеру, исследовать состояние агрегатов и узлов. Возможно, что-то понадобится подтянуть либо заменить.
Как подтянуть рулевую рейку на ВАЗ 2110 своими руками?
Многие автовладельцы почему-то считают, что самостоятельно выполнить регулировку рулевой рейки на ВАЗ 2110 является невозможной и невыполнимой задачей. Это мнение ошибочное, поскольку своими руками провести подобную работу не так сложно. Не обязательно быть профессионалом.
Если на «десятки» были замечены характерные постукивания рулевой рейки, ее рекомендуется подтянуть. Сегодня мы расскажем вам про два эффективных способа. Какой из них выбрать — решайте уже сами.