Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Какие детали подлежат ремонту?

Проблем у двигателя ВАЗ 2103 много.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Но стоит рассмотреть самые популярные из них:

Во всех перечисленных случаях нужно менять детали на новые, а от старых избавляться.

Ремонт двигателя ВАЗ-2103 вполне реально сделать своими силами

Конструкция данного силового агрегата достаточно простая. Соответственно, многие автолюбители самостоятельно могут сделать все ремонтные работы, связанные с двигателем. Такой вариант помогает сэкономить определенную сумму в связи с отсутствием необходимости оплачивать работу мастеров. Есть целый ряд признаков, указывающих на необходимость проведения ремонта. Среди них следует выделить:

Описывать все возможные варианты ремонта не имеет смысла. Наверное, более правильно будет рассказать о том, как осуществляется разборка двигателя. Непосредственно перед этим следует снять мотор с автомобиля и тщательно его вымыть. Теперь можно приступать непосредственно к разборке. Снимаем карбюратор, предварительно отсоединив шланги и тягу привода дроссельной заслонки, после этого – трамблер и топливный насос, датчик температуры охлаждающей жидкости. Теперь можно выкрутить свечи. Далее наступает очередь всех шлангов и патрубков системы охлаждения.

Делать это нужно аккуратно, если, конечно, вы не планируете их менять. После этого следует ремень привода помпы и генератора, вслед за которыми демонтируются и сами эти узлы.

Масляный фильтр откручивается с помощью специального приспособления. Оно есть в гараже у многих автолюбителей советской закалки. Поэтому если у вас такого нет, поспрашивайте у знакомых, чтобы не трать лишние деньги на покупку. После того как открутили фильтр, можно снимать датчик давления масла. Следующий этап – демонтаж сапуна вентиляции картера и всего узла. Теперь снимаем фиксатор сливной трубки и снимаем маслоотделитель.

Храповик также откручивается с помощью специального ключа. Теперь фиксируем его от проворачивания и снимаем шкив коленвала. После этого можно приступать к демонтажу крышки привода распредвала и головки цилиндров. Далее нужно будет немного попотеть. Сперва следует отвернуть болты, удерживающие звездочки масляного насоса и распредвала. Далее снимаем натяжитель цепи и башмак. Осталось лишь отвернуть ограничительный палец и снять звездочки. Все – можно вытаскивать цепь.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Теперь приступаем к демонтажу коленвала. Здесь сперва нужно открутить гайки шпилек крепления корпуса подшипников. После этого последние снимаются вместе с коленвалом. Далее нужно отвернуть болты крепления и снять головку цилиндров вместе с коллекторами. Оттуда вынимаем валик привода маслонасоса, предварительно демонтировав упорный фланец. Далее вооружаемся специальным съемником и вынимаем звездочку коленвала. Для того чтобы извлечь поршни и шатуны, предварительно раскручиваем гайки соответствующих болтов. Здесь стоит подчеркнуть один важный момент. Опытные автолюбители советуют обязательно помечать шатуны, вкладыши (равно как и их крышки) а также поршни. Это нужно для того, чтобы при обратной сборке вы ничего не перепутали.

После этого можно откручивать болты крепления маховика и снимать шайбу. Здесь, в принципе, все просто. Далее снимаем уже сам маховик, после чего с помощью съемника вытаскиваем из гнезда в коленвале подшипник первичного вала КПП. Впрочем, последнее действие можно сделать и позже. Это, как говорится, на ваше усмотрение. Теперь нам осталось только лишь снять держатель сальника коленвала, коренные вкладыши (предварительно открутив соответствующие болты), ну и сам коленчатый вал. Вот и все – разборка двигателя закончена.

https://youtube.com/watch?v=b58pSeYAAec%3Ffeature%3Doembed

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров.

Cчет опор ведется от передней части двигателя.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Порядок затягивания болтов головки цилиндров.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного вала.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров.

Метки указаны стрелками.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников

1 – метка на звездочке; 2 – метка на корпусе подшипников.

1. Вымытый и очищенный блок цилиндров установите на стенде и заверните отсутствующие шпильки.

2. Уложите в гнездо среднего подшипника и в его крышку вкладыши без выточки на внутренней поверхности, а в остальные гнезда и соответствующие крышки – вкладыши с выточкой (с 1987 г. нижние вкладыши коренных подшипников устанавливаются без выточки на внутренней поверхности).

Предупреждение! Цилиндры двигателя, а также поршни и сальники, вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала перед установкой смажьте моторным маслом.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

3. Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда задней опоры два упорных полукольца, подобранные по толщине.

4. Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров).

Предупреждение! Крышки коренных подшипников устанавливайте в прежний блок. Для этого блок цилиндров и принадлежащие ему крышки помечены одинаковым условным номером (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров и рис. Маркировка размерной группы цилиндров на блоке и условного номера блока цилиндров). Упорные полукольца устанавливайте выемками к упорным поверхностям коленчатого вала, причем с передней стороны задней опоры ставьте сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

5. Наденьте на фланец коленчатого вала прокладку держателя сальника, а в гнезда держателя вложите болты крепления передней крышки картера сцепления. Наденьте держатель с сальником на оправку 41.7853.4011 и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепите к блоку цилиндров (cтрелками указаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала).

6. Установите по двум центрирующим втулкам переднюю крышку 6 картера сцепления.

7. Установите маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, заблокируйте фиксатором А.60330/R маховик и прикрепите его болтами к фланцу коленчатого вала.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

8. С помощью втулки из набора А.60604 вставьте в цилиндры поршни с шатунами. В наборе имеются втулки номинального и ремонтных размеров поршней. Поэтому необходимо подобрать втулку, пригодную для данного размера устанавливаемого поршня. Можно применять также регулируемую втулку 67.7854.9517.

9. Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Соедините шатуны с шейками коленчатого вала, установите крышки и затяните шатунные болты.

10. Установите на коленчатый вал звездочку. Установите валик привода масляного насоса и закрепите упорным фланцем.

11. Установите по двум центрирующим втулкам на блоке головку цилиндров с прокладкой, с выпускным коллектором и впускным трубопроводом.

12. Затяните в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания болтов головки цилиндров) в два приема болты крепления: – предварительно моментом 33,3– 41,16 Н·м (3,4–4,2 кгс·м) болты 1–10; – окончательно моментом 95,94–118,38 Н·м (9,79–12,08 кгс·м) болты 1–10 и моментом 31,36–39,1 Н·м (3,2–3,99 кгс·м) болт 11.

13. Поверните маховик так, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров (cм. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров).

14. Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка 1 на звездочке находилась против метки 2 на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников).

15. Снимите звездочку и, не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку цилиндров и закрепите, затягивая гайки в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного вала).

16. Установите на головке цилиндров успокоитель цепи.

17. Установите цепь привода распределительного вала: – наденьте цепь на звездочку распределительного вала и введите в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка на ней совпала с меткой на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников). Болт звездочки не затягивайте до упора; – установите звездочку на валик привода масляного насоса, также не затягивая окончательно болт крепления; – установите башмак натяжителя цепи и натяжитель, не затягивая колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла прижать башмак; заверните в блок цилиндров ограничительный палец цепи; – поверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, чтобы обеспечить нужное натяжение цепи; проверьте совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров (cм. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров) и на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников); – если метки совпадают, то, заблокировав маховик фиксатором А.60330/R, окончательно затяните болты звездочек, колпачковую гайку натяжителя цепи и отогните стопорные шайбы болтов звездочек; – если метки не совпадают, то повторите операцию по установке цепи.

18. Отрегулируйте зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

19. Установите крышку привода распределительного вала с прокладкой и сальником на блоке цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. Оправкой 41.7853.4010 отцентрируйте положение крышки относительно конца коленчатого вала и затяните окончательно гайки и болты ее крепления (стрелками показаны выступы для центрирования крышки относительно ступицы шкива коленчатого вала).

20. Установите шкив коленчатого вала и заверните храповик.

21. Смажьте маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и установите фильтр, вручную привернув его к штуцеру на блоке цилиндров. Установите маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя.

22. Установите масляный насос и масляный картер с прокладкой. Установите насос охлаждающей жидкости, кронштейн генератора и генератор. Наденьте ремень на шкивы и отрегулируйте его натяжение.

23. Установите на головке цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок. Прикрепите к насосу охлаждающей жидкости и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя.

24. Установите датчики контрольных приборов.

25. Установите шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания. Установите распределитель зажигания и отрегулируйте момент зажигания. Заверните свечи зажигания, установите на них ключ 67.7812.9515 и затяните динамометрическим ключом.

Новая Лада:  Lada Vesta Sport — почему она станет новым шагом в производстве отечественных авто

26. Установите топливный насос.

27. Установите карбюратор, присоедините к нему шланги и закройте его технологической заглушкой.

28. Установите крышку головки цилиндров с прокладкой и кронштейном топливопровода.

Гуренко Александр Владимирович, преподаватель

Инструкция по разборке и сборке однорядного двигателя автомобиля ВАЗ-2103.

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

После того как мы нарезали цековки и закончили подготовительные работы, пора приступать к сборке!Это, пожалуй, самый ответственный этап, не терпящий спешки и невнимательности.Заранее подготовим все детали и инструменты, как в операционной 🙂

Первый этап — коленвал.

При окончательной установке коленвала нам нужно поставить туда упорные полукольца (полумесяцы):— со стороны маховика — обязательно бронзовые полукольца («медные», бронзографит, металлокерамика), а с передней стороны — можно сталеалюминиевые, но лучше тоже бронзовые;— полукольца ребристые, ставим выпуклостями от блока, наружу (а плоской стороной прижимать к блоку);— перед посадкой полуколец, для удобства смазываем их посадочные места маслом (ту сторону, которой они прижимаются к блоку) — тогда они «прилипнут», и будет легче ставить коленвал.

После установки полуколец аккуратно проверяем, садится ли коленвал: если нет (полукольца велики), то «забивать» внатяг его туда нельзя!Осевой люфт коленвала должен быть не менее 4 сотки (иначе заклинит), но не более 15-20 соток (чтобы не уменьшать ресурс). Оптимальный люфт 7-8 соток — проверяем нашим индикатором часового типа.Если полукольцо обычной толщины даёт большой люфт, то нужно ставить утолщённое ремонтное полукольцо (а если и ремонтное ещё не лезет, то можно «по-колхозному» немного шлифануть его мелкой наждачкой с плоской стороны на плоскости).

Проверяем индикатором и биение крепления маховика (шейка заднего сальника коленвала): считается, что более 4 соток там уже многовато.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Теперь займёмся шатунно-поршневой группой. Пришло время поставить поршневые кольца:

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Вначале ставим маслосъёмные, они стальные и не так боятся изгиба. Наши кольца наборные, поэтому особо внимательно ставим пружину, чтобы она не легла с перекрытием, а была стык в стык.Проверяем — кольца должны прокручиваться.Затем компрессионные кольца:— ставим надписью («top» или «sm» или «ваз») вверх, а фаской — вниз, по рисуночку на упаковке;— вначале аккуратно накидываем на поршень концы, затем, расжимая кольцо, середину;

Теперь шатун: проверяем направление поршня — должно соответствовать замку шатуна (если смотреть на букву «П» поршня, то замок справа), чтобы правильно установить поршень в блок.Проверяем также, чтобы стояли оба стопорных кольца.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Всё должно вращаться от руки. Нужно убедиться, что противовесы нашего длинноходного коленвала 2130 НЕ ЗАДЕВАЮТ поршневую. Также убеждаемся, что коленвал не задевает и поддон (картер) — можно временно поставить поддон без прокладки и покрутить.Наконец, небольшая проверка поршневых колец: намазываем масло на стенки цилиндра, под вершину, и поршень должен «слизать» это масло насухо!

Ставим заднюю крышку:

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Перед тем как затягивать болты, нужно обязательно повращать коленвал и отцентрировать крышку по сальнику.Сальник в новой крышке был какой-то сомнительный, дубовый, поэтому заменили его на новый сальник Elring (хотя отзывы противоречивые).Крышку садим на герметик.

Ставим маховик и защитный кожух:

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Болты маховика надо затягивать на совесть, динамометрическим ключом. Не забываем поставить маховик по белым меткам с динамической балансировки!Также обязательно тщательно протереть установочную поверхность маховика и коленвала, чтобы не перекосило.

Теперь займёмся вспомогательными агрегатами блока цилиндров. Начнём с «кабанчика», т.е. промвала.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Это было очень кстати, т.к. замена втулок — дело хлопотное (нужна спец. развёртка, которой у нас нет).Что ж, значит будем ставить наш новый кабанчик на старые втулки! Косвенное подтверждение правильности этого выбора мы также получили, когда позже увидели бодрые показания давления масла.Но перед установкой нужно проверить маслоканалы на кабанчике: дунуть в торец — из 2-х отверстий должен выходить воздух.Также, к кабанчику покупаем более длинный грибок 21213.

Продолжаем ставить детали ГРМ. Покупаем шестерёнчатый башмак в amag’е:

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Теперь можно ставить звёздочки и цепь:

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Ограничитель цепи оставили старый — в продаже были только ограничители нового образца с тонкой шпилькой.Вначале ставим ограничитель, а затем — звёздочку коленвала, но сразу с надетой цепью (иначе потом палец не даст её надеть). Следим, чтобы попасть звёздочкой на шпонку и чтобы та не задралась.Звёздочку промвала фиксируем стопорной шайбой (бОльшее отверстие садится на штифт вала, меньшее — на стопор).

Теперь можно поставить переднюю крышку и шкив коленвала:

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Крышка и шкив — инжекторные, под датчик положения коленвала (ДПКВ). Сальник в передней крышке тоже поменяли на Elring, и посадили крышку на герметик.

Тут нужно не упустить один важный момент: пока мы не поставили ГБЦ, мы можем ещё разок точно выставить ВМТ коленвала по индикатору и нанести, наконец, метку ВМТ на наш шкив!Метку лучше поставить прямо на венце шкива напротив якоря датчика ДПКВ, чтобы можно было впоследствии поточнее настроить перекрытие:

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Да и при последующей настройке зажигания не нужно будет надеяться, что ВМТ будет ровно напротив 20-го зуба шкива — мы сможем потом сделать коррекцию нулевого угла в прошивке на эти пару градусов.

Продолжаем, осталось не так много! 🙂

Ставим остальной «обвес» блока цилиндров.Вначале маслонасос и маслоуловитель:

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Теперь — закручиваем тройник масла, датчики масла и детонации, а также краник слива антифриза:

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Датчик в тройник, на всякий случай, закручиваем по метке, чтобы гарантированно совместить внутренние каналы.

Затем ставим масляный фильтр, крышку сапуна и заглушку бензонасоса:

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Заглушка нужна, поскольку мы будем ставить электробензонасос (ЭБН).

Наконец, ставим поддон двигателя. Для этого нам понадобится качественная пробковая прокладка:

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

А также поставим правильные шайбы:

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Важно ставить их все одной стороной: там, где насечки — к шляпке болта. Эти шайбы имеют небольшой продольный изгиб, который лучше распределяет нажим на поддон, а насечка не даст головке болта раскрутиться.Главное — сильно не перетягивать болты:

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Установив поддон, мы закончили сборку блока цилиндров. И в заключительной части поставим головку блока нашего «Рыжика»!

Самостоятельный ремонт двигателя ВАЗ-2103

ВАЗ-2103, до сих пор колесящий по российским просторам, сегодня находится в достаточно преклонном, по автомобильным меркам, возрасте. Соответственно, их владельцам приходится все чаще сталкиваться с необходимостью проведения ремонта, в том числе и двигателя. Согласно рекомендации завода-изготовителя, ресурс данного мотора составляет 125 тысяч километров. На практике силовые агрегаты «тройки» выхаживали гораздо больше, конечно, при условии бережного отношения, а также грамотного и своевременного обслуживания.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Неисправности, приводящие к ремонту двигателя ВАЗ 2103

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Как правило, необходимость производить ремонт двигателя Ваз 2103 появляется с течением времени, благодаря износу механического, абразивного, коррозийного или усталостного вида. Выполняется процедура чаще всего после 50, 100 или 200 тысяч километров пробега. Это зависит от средней нагрузки и срока эксплуатации.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Очевидными признаками надвигающегося ремонта становятся изменение звуков работающего мотора, появляется некоторое постукивание. Необходимость проведения работ можно также определить и визуально, проводя осмотр машины, и соотносясь со сроками эксплуатации.

К проблемам, требующим вмешательства мастера можно отнести

Отечественные машины хороши тем, что при достаточном бюджете удастся воплотить практически любой задуманный проект. Даже при стыковке мотора с коробкой передач не возникает особых сложностей. Таким образом, на ВАЗ 2103 подойдёт практически любой силовой агрегат. Главное — он должен подходить по размерам.

Роторный двигатель

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Дизельный мотор

Дизель стыкуют со штатной КПП ВАЗ 2103 с помощью переходной плиты, хотя передаточные числа моторов совсем не подходят.

Моторы от иномарок

Вообще, двигатели зарубежного производства ставились и ставятся на ВАЗ 2103 часто. Правда, избежать дополнительных модификаций в этом случае не получается.

Длительная эксплуатация

Для автомобиля ВАЗ модели 2103 очень важен уход. Своевременная замена масла, свечей, топлива и деталей значительно продлевает рабочий срок двигателя, поэтому серьезный ремонт в таких условиях практически не нужен.

Много внимания следует уделить подбору масла. Поскольку именно механический износ большинства деталей является главной проблемой, сулящей скорую поломку двигателя, нужно выбрать хорошую техническую жидкость с оптимальным набором присадок. При замене масла желательно заменить и масляный фильтр. Количество жидкости при замене должно составлять 3,5 л из 3,75 л. Помимо механического износа, при использовании качественного масла получится избежать еще и коррозийных повреждений деталей.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Не стоит забывать менять также воздушный фильтр. Замена и проверка состояния обоих фильтров должна проводиться регулярно.

Если частый ремонт двигателя ВАЗ не входит в ваши планы, обратите свое внимание на состояние других элементов. Замена датчиков, ремня ГРМ и свечей позволяет поддерживать хорошее состояние всего узла.

В случаях когда двигатель начинает глохнуть, попробуйте изменить марку бензина.

Автомобиль ВАЗ-2103 является малолитражным автомобилем «Жигули». Его отличают хорошие динамические качества и комфортность. Основное отличие автомобилей заключается в моторах с разными рабочими объемами цилиндров. Но как правило, ремонт двигателя ваз 2103 не отличаются.

Расположение узлов и двигателей на ВАЗ-2103 классическая, т.е. силовой агрегат расположен спереди вдоль осевой линии автомобиля, задний ведущий привод. Крутящий момент от двигателя передается на заднею ось через узлы трансмиссии: сцепление, МКПП, карданная и полуоси заднего моста. Двигатель ВАЗ-2103 закреплен в трех точках на резиновых опорах.

В конструкции ВАЗ-2103 соблюдены требования активной и пассивной безопасности, которым на Волжском автозаводе уделили большое внимание. ВАЗ-2103 отвечает всем требованиям по безопасности Европейской Экономической комиссии ООН.

На ваз 2103 устанавливаются унифицированные моторы с различной мощностью в зависимости от модели и модификации.

Моторы — четырехтактные, с карбюратором, рядные, с верхним распределительным валом. Система смазки мотора обладает полнопоточным масляным фильтром и нуждается в применении специальных масел с комплексом присадок, для придания маслу высоких смазочные свойства, стойкости от окисления и позволяющих работать двигателю на повышенных оборотах.

Новая Лада:  Калина дергается на малых оборотах причина: едет рывками

Система вентиляции картера имеет закрытый тип, которая обеспечивает отсос газов из картера во впускной трубопровод и увеличивает срок использования двигателя. Жидкостная система охлаждения имеет закрытый тип.

Некоторые технические особенности ВАЗ 2103

Главное отличие заключается в величине и объёмах цилиндров. Устройство и нахождение узлов и двигателей считается классическим. По нему долгое время составляли учебники и пособия по отечественным авто. Силовой пункт направлен вдоль осевой линии спереди, ведущий привод – сзади. Благодаря сцеплению, МКПП, карданной полуоси и полуоси заднего моста, крутящий момент двигателя передаётся на заднюю ось. Двигатель закреплён на прорезиненых опорах в трёх местах. Моторы автомобиля являются четырёхтактными, рядными, обладающими верхним распределительным валом и карбюратором. Система смазки предполагает применение специальных масел с комплексом присадок. Система вентиляции закрытого типа обеспечивает отсос газов из картера во впускной трубопровод и увеличивает срок использования двигателя.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Наиболее простой вид ремонта двигателя – это замена расходников. В принципе, данные работы можно даже отнести к обслуживанию. Если вы хотите, чтобы мотор вашей «тройки» служил долго, следует своевременно менять свечи, фильтра, масло. Каждые 10 тысяч километров нужно обязательно регулировать клапаны.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Вам осталось лишь определить, какие из деталей нуждаются в замене, купить новые, и осуществить сборку в обратном порядке. Как видим, ничего особо сложного здесь действительно нет. Конечно, придется потратить определенное время, да и место для проведения такой работы есть не у каждого автолюбителя. Тем не менее многие владельцы «троек» предпочитают ремонтировать свои автомобили собственными руками.

https://youtube.com/watch?v=b58pSeYAAec%3Ffeature%3Doembed

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

По настоящее время ВАЗ 2103 соответствует требованиям безопасности, Европейского уровня на уровне стандартов Евро 2 и Евро 3.

Lada 2101 Экспериментальная › Logbook › КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ СВОИМИ РУКАМИ

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Два года откладывал ремонт двигателя, и все это время он все больше и больше расходовал масло. Вариантов решения проблемы было три:а) купить на разборке двигатель б/у в более-менее рабочем состоянии;б) отдать двигатель на ремонт мотористу;в) ремонтировать двигатель самостоятельно.Вариант «а» меня не устраивал хотя бы потому, что это покупка кота в мешке. Даже если двигатель запустят, и датчик давления масла с компрессометром показывают внушительные показания, это совсем не значит что при полном прогреве двигателя и после двадцати тысяч километров пробега не начнутся с ним проблемы. Особенно опасно, когда в этот двигатель лазили кривые руки продавца с целью предпродажной подготовки. Ремонтировать двигатель решился самостоятельно, поскольку появился отпуск в три недели, обладаю необходимым инструментом и литературой, а также встречаюсь с девушкой, у которой отец не раз делал капитальный ремонт двигателя своей машины)). Так как он живет в полусотни километров от города, пришлось на две недели с машиной переехать туда. Кстати, заранее скажу, весь процесс легче и удобнее делать с помощником, и большим ассортиментом инструмента, обязательными и незаменимыми из которых являются: изогнутый ключ на 17-19, ключ на 13 с откидной головкой, втулка для центрирования сцепления, динамометрический ключ, втулка для одевания сальников клапанов, рассухариватель клапанов. Два последних необходимы только если вы решили заняться ремонтом ГБЦ самостоятельно.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Настоятельно рекомендую руководствоваться книгой «Ремонт двигателя “Жигулей”» издательства «За рулем».

День первый: снятие и разборка двигателя

Все началось субботним утром. Для снятия двигателя не обязательно иметь смотровую яму. Первым делом снимаем капот и все навесное оборудование, кроме стартера. Теперь надеваем ключ на гайку коленчатого вала, и, подложив дощечку как упор между ключом и кузовом, срываем гайку стартером. Далее снимаем стартер, и крышку клапанов. Снимаем звездочку с распределительного вала, срываем гайки его корпуса, — сначала крайние, потом те, которые ближе к центру, и т.д. Таким же способом срываем болты ГБЦ и снимаем вместе с коллекторами в сборе. Появляется доступ к двум верхним болтам крепления блока цилиндров к коробке скоростей – снимаем их изогнутым ключом. Далее необходимо поднять автомобиль, сантиметров на 15 минимум, — я поставил под колеса деревянные бруски.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Под автомобилем снимаем рабочий цилиндр сцепления, четыре болта крепящих вертикальный лист картера сцепления и два нижних болта крепления блока цилиндров. Теперь необходимо открутить гайки крепления двигателя к подушкам, и поставив домкрат под картер сцепления, снять двигатель с опор, приподнимая его домкратом. Теперь остается его снять, многие делают это, обхватывая его цепью снизу или за лапы, но я советую это делать, вкрутив болты от ГБЦ и проставив в них прочную «железяку» с двумя отверстиями, делая тем самым ручку, и продев прочный ремень через длинную трубу избавляемся от риска опрокинуть двигатель.Снимая двигатель с направляющих втулок, нельзя допустить, чтобы двигатель даже частично опирался на входной вал коробки передач.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Далее приступаем к разборке двигателя. К моему удивлению сцепление на автомобиле в идеальном состоянии, еще заводское(!), и после пробега 436 000 км изношено всего наполовину! А все потому что делалось на экспорт. Важно помнить что крышки шатунов, как и крышки постели блока цилиндров не взаимозаменяемы, и имеют перед и зад.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Цепь, натяжитель, успокоитель, башмак, были заменены год назад, и были в идеальном состоянии. Была разобрана ГБЦ и осмотр показал, что люфт в клапанах небольшой и устранить его можно только заменой самих клапанов (рокера были помечены для установки в том же месте). В общем, составляю список необходимых запчастей.

День второй: выходной

В воскресенье принято отдыхать, потому вся работа заключалась в чистке блока цилиндров от грязи снаружи и нагара внутри. В руки нож, тряпку, литр бензина, зубную щетку, и вперед. Пару часов работы и блок чистый и «блестит».

День третий: расточка

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

День четвертый: забираем детали

Вторник у меня последний рабочий день перед отпуском, забрал детали и сразу на работу. Поршни в сборе с шатунами взял с собой, так как тут имеются весы с точностью до грамма. Оказалось поршень с пальцем, с шатуном, крышкой и болтами с гайками весят 1168 г каждый. Даже подгонять по весу не пришлось. Кстати про вес, блок цилиндров намного легче, чем может показаться, всего около 50 килограмм).

День пятый: покупка запчастей

В среду поехал на авторынок «ЛОСК». По совету мастера из шлифовального цеха, нашел контейнер с номером 3 ряд 74 место и 4 ряд 75 место, — один магазин с выходом на две стороны. Тот посоветовал вкладыши покупать «Заволжские», так и сделал, стоят 180 грн. за комплект шатунных и коренных. Магазин внушает доверие, потому решил купить тут же кольца «SM» (Германия), 450 грн. Полумесяцы, два номинального размера, два ремонтного, по 20 грн.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

А также:— сальники коленвала (передний + задний) «Victor Reinz» (Германия), 85 грн;— прокладка ГБЦ, 65 грн;— прокладка выпускного коллектора к приемной трубе, 10 грн.;— прокладка крышки клапанов, 15 грн.;— сальники клапанов «GOETZE» (Германия), 75 грн.В других магазинах автомобильного рынка я покупал остальные запчасти. Масляный фильтр взял украинской фирмы «WIX», недорогой и качественный, 45 грн. Моторное масло взял «Motor Lux» 10w40, пусть там написано что это Германия, но на самом деле его выпускает Харьковский завод «GROM-EX», на немецком оборудовании с немецкой лицензией, 170 грн. В магазине оригинальных запчастей Lada купил комплект впускных и выпускных клапанов фирмы «СТК», 430 грн. За обжимкой поршневых колец пришлось оббежать весь рынок, где они есть, — стоят 90-110 грн., нашел в 5 ряду за 75 грн. фирмы «INTERTOOL».

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Пасту для притирки клапанов брал самую дешевую, фирмы «ЭФФЕКТ», так как для меня они все одинаковые, 25 грн. Как оказалось, в коробке два флакончика для черновой и чистовой обработки. Также на рынке было куплено:— комплект прокладок на ДВС 2101, 10 грн.;— комплект патрубков ОЖ, 180 грн.;— топливный патрубок длиной 1 м, 45 грн;— хомуты для топливных патрубков и патрубков ОЖ, 70 грн;— топливный фильтр, 20 грн;— прокладка под карбюратор, 15 грн;— подшипник первичного вала КПП (тот что в коленчатом вале), 85 грн.Прокладка картера и подушка под двигатель у меня были, потому покупать не пришлось. Вечером я с двигателем и остальными деталями уехал обратно за город.

День шестой: дачные работы

В четверг мы семейной бригадой занимались укладкой плитки на ступени дачного домика. В этот же день папа девушки предложил покрасить блок цилиндров самолетной ацетоновой краской голубого цвета, которая хранилась у него еще с советских времен. Как оказалось, сохнет быстро, и что самое главное, она водо-, бензо-, масло-, термостойкая! Покрасил в два слоя.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

День седьмой: сборка блока цилиндров

Пятничным утром мы начали сборку двигателя. Первым делом необходимо установить вкладыши в постель блока цилиндров и в крышки. В книге дано описание как их отличить. Смазываем все шейки коленчатого вала. Далее подбираем полумесяцы, выемками в сторону коленчатого вала, смазываем, и проверяем люфт вала в осевом направлении, его быть не должно, но и коленчатый вал должен легко вращаться. В моем случае необходимо было поставить один номинального размера, другой ремонтного.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

В литературе сказано, что допускается подгонка полумесяца по не рабочей стороне на плоском камешке для заточки ножей. На каждой крышке указано метками ее номер. Устанавливаются замками с одной стороны. Смазываем, затем затягиваем болты третьей крышки с моментом 7.0-8.6 кгс*м (1 кгс*м можно считать 10 Н*м), проверяем, чтоб вал свободно вращался и не закусывал, и далее аналогично затягиваем крышки в последовательности 2-4-1-5. После пары оборотов вал должен легко вращаться от руки за противовесы.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Если появляется закусывание, необходимо аккуратно лезвием для бритвы прошабрить место закусывания, или пастой ГОИ. Ни в коем случае не подкладывайте под вкладыши фольгу для обеспечения минимальных зазоров в системе вал – вкладыш, это колхоз! В книге подробно описано, чем чреваты малые зазоры.

Новая Лада:  Обшивка салона ваз 2105 своими руками

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Далее устанавливаем кольца на поршни, и вкладыши в шатуны (все шатунные вкладыши взаимозаменяемы), и все смазываем. Замки колец должны устанавливаться строго в определенных положениях, а буква «П» на поршне и отверстие в нижней головке шатуна должны быть обращены к передней части двигателя.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

При помощи стяжки поршневых колец, устанавливаем поршни в блок, и забиваем деревянной стороной молотка. Крышки к шатунам подписаны по номерам с шатунами и устанавливаются, чтоб номера были с одной стороны. Усилия затяжки шатунных болтов 4.4 – 5.5 кгс*м. Аналогично проверяем, чтоб все плавно вращалось без особых усилий.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Устанавливаем вал вспомогательных перемещений, «грибок» (обязательно ставьте Нивовский, он длиннее), масляный насос центруем по шлицам грибка, сливную трубку сапуна, звездочки с цепью, башмак. Крышки с одетыми в них новыми сальниками и прокладками центрируем по сальникам, — сзади одев на коленчатый вал, а спереди одев шкив, после этого затягиваем болты.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Устанавливаем поддон картера, наживив все болты и затягивая крест- накрест.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Далее устанавливаем задний лист сцепления, и маховик, таким образом, чтоб метка на маховике была напротив шатуна четвертого цилиндра. Затяжка болтов 7.2 – 8.9 кгс*м. Корзину с диском сцепления устанавливаем, надев центрирующую оправку (иначе двигатель не получится состыковать с валом коробки скоростей). Вечером этого дня двигатель готов к установке на автомобиль.

День восьмой: установка двигателя на автомобиль

Установку двигателя проводим аналогично снятию, но отпускать держать двигатель можно только после того как вкручен хотя бы один болт крепления блока к коробке.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Далее устанавливаем навесное оборудование в обратном порядке.

День девятый: ремонт головки блока цилиндров

Воскресным утром принялись за ремонт ГБЦ, который сводился к замене клапанов, их притирке и замене сальников. Рассухариваем клапана, снимаем пружины, снимаем плоскогубцами сальники клапанов (те, что не поддаются, — отверткой и молотком аккуратно раскерниваем, чтоб не повредить направляющую втулку). Смазываем ножки новых клапанов и подбираем по люфту для замены. Три клапана оставили старые. Далее, устанавливаем в дрель сверло с победитовым наконечником диаметром 10 мм, на него надеваем отрезок топливного патрубка длиной около 10 см, на тарелку клапана намазываем пасту для притирки, вставляем, надеваем топливный шланг и вперед! Один человек держит дрель и заставляет крутится патрон с малой скоростью то в одном то в реверсном направлении, другой — торцом молотка придавливает то отпускает тарелку к головке.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Две – три минуты и клапан притертый. Тряпочкой в бензине убираем остатки пасты.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Сборка проводится в обратной последовательности с исходным расположением рокеров.Устанавливаем прокладки на блок цилиндров и на выпускной коллектор, устанавливаем ГБЦ, корпус распредвала, крышку клапанов. Двигатель собран без карбюратора и свечей зажигания. Заливаем масло, и в таком виде делаем пять пусков стартером, чтоб без нагрузки двигатель прокачал его по всем каналам. Дело шло к вечеру, пуск двигателя отложили на следующий день.

День десятый: пуск двигателя

Понедельник. Утро. Ничто не предвещало беды, потому ее и не было). Машина завелась со стартера с первого раза с полуоборота. Двигателю давали прогреться до рабочей температуры и выключали. Дело в том, что большая часть тепла от поршня идет к блоку цилиндров через кольца, так как они не притерты и теплопередача у них низкая, то при нормальных показаниях датчика температуры, температура поршней намного выше, чем у обкатанного двигателя. На одометре отметка 36712 км, буду аккуратно его обкатывать)

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Теперь самая важная часть темы, — экономическая. Полный капитальный ремонт двигателя мне обошелся ровно в 4200 грн. Не дешево, но (!), покупал я запчасти самые лучшие, и если бюджет был бы очень ограничен, то вот где можно было бы сэкономить:— расточить блок цилиндров на 79 мм, пусть стенки получаться тонкие, и ресурс чуть меньше, но все же (-550 грн.);— не покупать патрубки системы охлаждения, старые можно заменить когда потекут (-180 грн.);— не покупать хомуты (-70 грн.);— не покупать топливный шланг (-45 грн.);— не покупать топливный фильтр (-20 грн.);— не покупать стяжку поршневых колец, а сделать ее самому, из куска листового металла и хомута (-75 грн.);— не снимать карбюратор и соответственно не покупать под него прокладку (-15 грн.).Все эти запчасти можно было бы купить и поменять в другое время, и в сумме сэкономить 955 грн., а полный ремонт вышел бы в таком случае 3245 грн., и это не учитывая замены запчастей на более дешевые или поиска мест, где они дешевле!Так стоит ли покупать двигатель б/у за 3500 грн?))

Наиболее простым способом ремонта силовой установки является замена расходников. Однако настоящее восстановление работы ДВС подразумевает его снятие, разборку и последующую установку.

Перед тем, как начать операцию, важно подготовить правильные инструменты.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Как снять двигатель

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Теперь надо будет подготовить защиту для кузова — установить деревянный брусок между мотором и кузовом. Он подстрахует на случай возможного повреждения.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Замена вкладышей

Они представляют собой тонкие полукруглые пластинки из стали, и являются обоймами для подшипников.

Вкладыши невозможно ремонтировать, так как они имеют чёткий размер. Менять детали приходится из-за физического износа, так как со временем поверхности истираются, появляется люфт, который важно своевременно устранить. Ещё одной причиной замены является проворачивание вкладышей.

Замена поршневых колец

Вся процедура по замене поршневых колец сводится к трём действиям:

При наличии съёмника снятие старых колец с поршня не вызовет никаких сложностей. Если инструмента нет, то можно попробовать тонкой отвёрткой разжать кольцо и вынуть. В первую очередь снимается маслосъёмное кольцо, затем компрессионное.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Вставлять новые кольца надо с помощью специальной оправки или обжимки. Сегодня они продаются в любом автомагазине.

Ремонт маслонасоса

Масляный насос — важнейший узел системы смазки двигателя ВАЗ 2103. С его помощью осуществляется перекачка смазки с картера по всем каналам. Первым признаком неисправности насоса становится снижение давления, а причиной — забитый маслоприёмник и засорённый картер.

Ремонт маслонасоса сводится к сливу масла, снятию поддона и промыванию маслоприёмника. Среди других причин неисправности узла выделяют поломку корпуса насоса. Для восстановления детали используются специальные инструменты, такие как ударная отвёртка, паяльник, набор гаечных ключей и отвёртка.

Про ремонт двигателя ВАЗ 2103

https://youtube.com/watch?v=-5ksDUVix7E%3Ffeature%3Doembed

Двигатель ВАЗ 2103 и его модификации считаются одними из лучших в классе. Однако и они со временем требуют проведения ремонта и замены составляющих.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 1

Двигатель ВАЗ-2103 отличается от двигателя ВАЗ-2106 уменьшенным на 3 мм диаметром цилиндров и меньшим по высоте блоком цилиндров, поэтому у него собственные блок и шатунно-поршневая группа. Инжекторный двигатель ВАЗ-2104, разработанный на базе карбюраторного двигателя ВАЗ-2103, принципиально отличается от него лишь конструкцией элементов системы питания и головкой блока цилиндров.

Особенности ремонта этих систем подробно описаны в соответствующих подразделах. Разборка, сборка и ремонт двигателя ВАЗ-2103 аналогична разборке, сборке и ремонту двигателя ВАЗ-2106. Существуют некоторые различия в ремонте блока цилиндров (другие размеры цилиндров) и в подборе деталей шатунно-поршневой группы. В данном подразделе описаны приемы ремонта кривошипно-шатунного механизма и блока цилиндров двигателя ВАЗ-2106.

Шаг 2

Аналогично тому, как это выполняли на двигателе, установленном на автомобиль (за исключением операций по отсоединению проводов, трубопроводов и навесных агрегатов), выполните следующие работы:

Шаг 3

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 4

1. Выверните три болта крепления корпуса насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров и снимите насос в сборе со шкивом.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 5

4. Выверните три болта крепления масляного картера к крышке привода распределительного вала и снимите шайбы.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 6

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 7

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 8

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 9

8. Выверните болт крепления звездочки привода вспомогательных агрегатов, снимите звездочку с цепью и снимите цепь со звездочки.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 10

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 11

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 12

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 13

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 14

17. Выверните два болта крепления упорного фланца валика привода вспомогательных агрегатов, сдвиньте валик вперед и снимите его.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 15

18. Подденьте отверткой шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания, затем снимите ее.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 16

19. Навинтите две гайки на шпильку крепления маслоотделителя, взаимно затяните их и вывинтите шпильку.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 17

20. Выверните болт крепления кронштейна сливной трубки маслоотделителя и снимите кронштейн, сдвинув его по трубке до конца.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 18

Перед разборкой кривошипно-шатунного механизма и поршневой группы пометьте поршни, шатуны, вкладыши коренных и шатунных подшипников, чтобы при сборке, если детали работоспособны, установить их на прежние места.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 19

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 20

На шатуне и шатунной крышке выбиты номера цилиндра, в который их устанавливают. Крышки шатунов невзаимозаменяемы (шатун обрабатывают вместе с крышкой). При сборке цифры (номера цилиндра) на шатуне и крышке должны находиться с одной стороны.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 21

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 22

26. Аналогично снимите поршни и шатуны остальных цилиндров, проворачивая коленчатый вал для доступа к гайкам крышек шатунов.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 23

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 24

28. Отделите крышку от посадочного места легкими ударами молотка и снимите крышку с нижним вкладышем.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 25

Крышки коренных подшипников предназначены только для одного конкретного блока цилиндров (крышки обработаны вместе с блоком). Между собой крышки невзаимозаменяемы. На крышках нанесены метки, соответствующие порядку их установки, считая от передней части двигателя.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 26

30. Снимите заднее упорное полукольцо (металлокерамическое, желтого цвета) задней опоры коленчатого вала.

Капремонт двигателя ваз 2103 своими руками

Шаг 27

32. Выньте все верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала, вкладыши из всех крышек шатунов, нижние вкладыши из всех крышек коренных подшипников коленчатого вала и вкладыши из всех шатунов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий