Расчет зазора
Для того чтобы узнать размеры шайб существует формула регулировки:
H – толщина новой шайбы;
B – толщина шайбы, которую сняли;
A – существующий зазор;
C – номинальный зазор (0,2 или 0,35)
Зазоры проверяем щупом. Желательно их иметь несколько с шагом 0,02 – 0,03 мм.
Правильная регулировка клапанов дает залог продолжительной жизни мотора.
Для чего регулируются клапана
Слишком малый зазор между кулачками и толкателем клапана не позволяет ему полностью закрыть полость цилиндра — это приводит к снижению компрессии и может вызвать прогар клапана. Зазор больше номинального затрудняет наполнение полости цилиндра топливной смесью и удаление выхлопных газов, что приводит к потере мощности двигателя.
Для правильной регулировки клапанов замер и регулировку следует производить на остывшем двигателе (температура ниже +20 градусов).
Особенности инжекторных и карбюраторных двигателей
Наиболее распространенной является версия машины именно с карбюратором. Однако на дорогах встречается большое количество моделей и с инжекторным двигателем. Владельцам таковых следует внимательно отнестись к следующему моменту, который называется тепловым расширением. Во время эксплуатации мотора все металлические компоненты имеют свойство увеличиваться в размерах. Таким образом все зазоры уменьшаются.
Какие приспособления для регулировки лучше выбрать
Обычный инструмент не подходит для точной и быстрой регулировки. Используются специальные приспособления, с помощью которых можно зафиксировать толкатель и провести другие работы. Сегодня в продаже есть специальные наборы для регулировки, их стоимость небольшая. Приобрести такой комплект будет выгоднее, чем пытаться сделать устройства из подручных средств. Не все смогут найти подходящие материалы и правильно сделать щуп или фиксатор, а в случае некачественного ремонта работа двигателя может стать ещё хуже.
Подготовительный этап
Перед тем, как регулировать клапана на ВАЗ-2109 (инжектор или карбюратор), нужно дать мотору остыть до температуры 20-25 градусов.
Прежде чем начинать регулировку, нужно проверить величину всех зазоров.
Методика регулировки клапанов
После того как вы провели подготовительные работы, можно приступать к регулированию. Если вы уже занимались ремонтными работами в автомобиле, то порядок регулировки вам не покажется сложным.
Проводить регулирование необходимо по порядку цилиндров. Следует помнить, что клапаны 2, 3, 6, 7 – это впускные, а остальные номера выпускные.
Чтобы облегчить работу, можно разметить шкив распределительного вала специальными метками по кругу с расстоянием в 90 градусов. Когда осуществляется поворот распредвала на 90 градусов, оборот коленвала будет составлять 180 градусов.
Совместите отметки на шкиве и на панели кожуха ремня, после этого сделайте поворот по часовой стрелке еще на 2 зубца. Эта схема позволит отодвинуть кулачки.
Замеряйте зазор при помощи щупа. Если он двигается между толкателями и кулачками с небольшим усилием, все верно.
В случае когда зазоры не будут совпадать с номинальными, требует сделать следующее:
Для удобства подбора новой шайбы, вам пригодится специальная формула, по которой можно рассчитать толщину: Н = А + (В – С).
Таблица для расшифровки:
Когда вы вычислите необходимую толщину шайбы и установите ее, необходимо снова сделать замер зазора. Повторяйте это действие, пока не получите нужный размер. Для остальных цилиндров проводите регулировку в том же порядке.
Подготовительные работы
Из инструмента для регулировки потребуется:
Перед началом ремонта устанавливаем машину на ручной тормоз и включаем любую передачу. Одно из передних колёс должно быть на весу, чтобы коленвал мог легко проворачиваться.
Порядок действий следующий:
Совет: Для наблюдения за текущим положением поршня нужно воспользоваться смотровым окошком.
Регулировка клапанов ВАЗ 2109
Ознакомившись с особенностями регулировки моторов ВАЗ можно выполнять некоторые виды работ самостоятельно. Регулировка клапанов ВАЗ 2109 своими руками одна из самых простых процедур.
Порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2109.
Инструменты для ремонта
Для ремонта двигателя автомобиля требуется определенный набор оборудования. В представленном случае с клапанами понадобятся следующие:
Приспособления для проведения регулировки
Примечательно, что сама регулировка проводится только с применением указанного щупа и ключей на 13 и 17. Остальное необходимо, чтобы добраться до блока цилиндров и специальной подготовки. Кроме этого, понадобится еще и крышка для газораспределительного механизма, поскольку она требует замены при каждом ее извлечении.
Технология и порядок регулировки клапанов
Для автолюбителя, уже сталкивавшегося с ремонтом отечественных автомобилей, методика регулировки не покажется слишком сложной.
Впускные клапана – №2,3,6,7 по ходу от ремня привода распредвала, выпускные – №1,4,5,8 .
Регулировка зазоров клапанов производится по порядку работы цилиндров.
Для удобства работы размечаем шкив распредвала дополнительными метками через 90 градусов по кругу. При повороте распредвала на 90 градусов коленвал делает оборот на 180 градусов. Следующий поршень по порядку работы выходит в верхнюю мертвую точку такта сжатия.
Номинальный размер зазоров клапанов.
Если зазоры не соответствуют номинальным размерам, произвести следующие действия.
Для подбора толщины новой устанавливаемой регулировочной шайбы использовать следующую формулу расчёта регулировки клапанов:
Н = А + (В – С), гдеН – толщина устанавливаемой шайбы, А – толщина демонтированной шайбы, В – результат замера зазора, С – требуемый зазор.
Новую шайбу выбранной толщины установить на место замаркированной стороной вниз, извлечь фиксатор и снова измерить зазор. Операцию повторять до получения зазора требуемого размера.
Тот же порядок регулировки клапанов соблюдается и для остальных цилиндров по порядку их работы.
Проверка и наладка зазоров в клапанном механизме Лада Самара
поршень Необходимость наличия теплового зазора между распределительным валом и толкателем клапана вызвана последствиями расширения клапана в процессе прогрева двигателя. На рабочей температуре кулачки и толкатели плотно контактируют друг с другом, способствуя эффективной и тихой работе силовой установки.
Неотрегулированные зазоры клапанов на ВАЗ 2108 способны доставить массу неприятностей. Маленький зазор ведет к:
При увеличенном зазоре отчетливо прослушивается шелест клапанов и резко снижается ресурс распредвала. Инструкция по эксплуатации предусматривает проведение регулировки через каждые 20-30 тыс. км. Опытные владельцы рекомендуют подналаживать узел через 15-20 тыс. км, особенно если мотор работает преимущественно на газу.
Перед началом работ по регулировке клапанов на Девятке своими руками необходимо приготовить все необходимые инструменты. При этом не получится обойтись без:
Подготовительные работы перед регулировкой клапанов.
Автомобиль необходимо установить на ручной тормоз. Для возможности проворачивать коленвал вывесить с помощью домкрата одно из передних колёс и включить передачу ( 4-ю , 3-ю , но лучше всего 5-ю ).
Контроль правильности установки поршня в нужное положение осуществляется через смотровое окошко картера сцепления.
Что нужно для регулировки
Как уже было подмечено выше, отрегулировать тепловые зазоры клапанов на вазе можно своим руками. Для этого нужны набор шайб, некоторые приспособления и инструменты. Рейку можно сделать самодельную, но рентабельнее купить вилочку для установки зазоров на авторынке готовую.
Пяточки для регулировки понадобятся в диапазоне от 3,40 до 4,05 мм если в ГБЦ не менялись направляющие. Если же все-таки производился ремонт, или автомобиль на газу придется приобрести шайбы в диапазоне от 2,50 мм для выпускных клапанов. Впускные клапана как правило остается на прежнем зазоре, на них седла не топятся.
Таким образом, в данной статье рассмотрели вкратце порядок регулировки клапанов на автомобилях марки ВАЗ с передним приводом. Также затронули последствия несвоевременной настройки, и езды на газу.
Регулировка зазоров клапанов на двигателе ВАЗ 2108
блок Определенное заводом-изготовителем номинальное значение «теплового компенсатора» на холодном двигателе для впускных клапанов составляет 0,2 мм, выпускных – 0,35 мм. Оговорены и допускаемые отклонения от номинала – по 0,05 мм в обе стороны. Наглядный пример: при регулировке впускного клапана щуп 0,15 входит беспрепятственно, 0,2 – с небольшим натягом, а 0,25 – вовсе не входит.
Проверка и подналадка клапанного механизма производится попарно в 4 подхода. Каждый подход выполняется при различном положении распредвала. Перед первым подходом следует совместить метки на шкиве распределительного вала и кожухе ремня ГРМ, провернув шкив накидным гаечным ключом по часовой стрелке.
Процедура проверки действительного зазора на примере первого подхода выглядит следующим образом:
Этапы проверки зазоров в оставшихся парах клапанов ВАЗ 2108 производятся при повороте распредвала с интервалом 180 градусов:
Процесс регулировки клапанов производится при наличии недопустимых отклонений от нормы. Последовательность действий такова:
Подбор новой шайбы производится из таких соображений:
Регулировка клапанов ВАЗ-2108, 2109, 2110.
Регулировка клапанов на автомобиле не представляет особых трудностей, если соблюдать все технические условия для этого.
Двигатель ВАЗ-2108 имеет восемь клапанов. Четыре впускных имеющих тепловой зазор 0, 15-0, 25мм, и четыре выпускных 0, 30-0, 40мм. Тепловые зазоры регулируются с помощью набора регулировочных шайб, имеющих разные толщины от 3,0мм до 4,5мм c минимальным различием в 0, 05мм.
Рабочий зазор между кулачком и регулировочной шайбой измеряется специальным измерительным щупом. В комплекте имеется 20 размеров щупов от 0, 05мм до 1, 00мм.
Для подготовки к работе делаем следующее:
1. остужаем двигатель до температуры 20 градусов
2. снимаем клапанную крышку
3. ставим на ручной тормоз.
4. на коробке передач установим 4-ю скорость
5. поднимаем на домкрате правое переднее колесо
6. проверяем, что при вращении руками поднятого колеса, происходит вращение распредвала, вращая правое колесо руками, устанавливаем кулачки в верхнее положение
Начинаем регулировку на 1-м и 3-м кулачке. Для этого вращением колеса выставляем эти кулачки в максимально верхнее положение. Затем измеряем зазоры. Если зазор меньше минимально допустимого, то вынимаем из толкателя регулировочную шайбу, измеряем ее размер. Суммируем их: вычитаем номинальный зазор и получаем размер шайбы, которую мы должны установить.
Техника выполнения этой операции следующая:
Если зазор между кулачком и шайбой больше максимально допустимого, то измеряем его с помощью щупа. Затем вынимаем регулировочную шайбу, измеряем ее. Суммируем толщину шайбы и зазор. Вычитаем из этой суммы номинальный зазор. Полученная разница равна толщине новой шайбы, которую мы должны поставить.
Таким способом пройдем по всем кулачкам. Не забываем перед замером зазора поворачивать распредвал так, чтобы горб кулачка оказался в верху. Во избежания ошибок после установки новой шайбы контролируем, проверяем зазор.
Технология и порядок настройки + таблица
У многих моделей ВАЗ технология регулировки мало чем отличается. Тем, кто уже имел опыт такой работы с предыдущими версиями, будет легко разобраться. Зазоры выставляются по порядку работы цилиндров. Выпускные клапаны — это 1, 4, 5 и 8, если считать от ремня привода распределительного вала. Используем в работе следующую таблицу:
Используем таблицу, чтобы правильно определить номер цилиндра по положению коленвала
Совет: Перед началом регулировки стоит нанести дополнительные метки на шкив каждые 90 градусов.
Риски на шкиве и задней крышке ремня ГРМ должны быть на одном уровне
Устанавливаем распредвал таким образом, чтобы кулаки отошли от толкателей
С помощью щупа определяем величину за зазора на первом цилиндре
При увеличенных или уменьшенных зазорах необходимо выполнить следующие действия:
Устанавливаем приспособление для регулировки
Прижимаем толкатель с помощью рычага и фиксируем его в этом положении
С помощью пинцета достаем старую регулировочную шайбу
Следующей задачей является подбор новой шайбы оптимальной толщины. Расчёт этого параметра несложный, используем нижеприведенную формулу:
Н – толщина новой шайбы,
А – толщина снятой шайбы,
В – величина зазора,
С – необходимый зазор.
Устанавливаем новую шайбу и извлекаем фиксатор. Проверяем зазор щупом и при необходимости подбираем другую шайбу нужной толщины. В готовом наборе шайб присутствуют изделия с шагом 0,05 мм. Такую процедуру проводят для каждого цилиндра двигателя.
Как отрегулировать клапана на ВАЗ 2109 своими руками
Много мифов и легенд сложилось вокруг такой необходимой процедуры как регулировка клапанов на ваз 2109, 2114 и 2108. Сначала карбюраторные потом стали инжекторные, но конструкция газораспределительного механизма не поменялась. До 2011 года выпуска даже тепловые зазоры остались прежними. Лишь с приходом легкой ШПГ зазоры стали чуть больше. Седла стали металлокерамические, а поршня легкие. Периодичность регулировки клапанов осталась прежней в 30000 км пробега.
На новом автомобиле регулировать клапана нужно обязательно в первые 3000 км пробега, далее в 15000 и каждые 30000 км. Если не придерживаться периодичности, клапана могут сгореть, седла в головке просесть. К тому же теряется тяга и увеличивается расход топлива. Тепловые зазоры на вазах 2108, 21083, 2109, 21099, 2110, 21102, 2111, 21114, 2112, 2113, 2114, 2115, 1113, 11113, 2170, 2190, приора, гранта (с двигателем 11183), должны быть такие:
Тепловые зазоры на новых модификациях с 2011 года на ваз 8 клапанные лада гранта, калина 2, приора, с двигателем 21116
Действия с коленвалом при регулировке клапанов ВАЗ 2109, 2108
Работы с коленчатым валом по регулировке клапанов ВАЗ 2109, 2108 выполняются без проблем. Чтобы было удобно работать, необходимо выкрутить свечи зажигания. Это позволит легче манипулировать валами и другими механизмами, задействованными в процессе. Воспользуйтесь рисунком ниже, что бы понять суть процесса.
А последовательность такова:
Схема регулировки клапанов ВАЗ 2109, 2108
Таблица углов для регулировки клапанов ВАЗ 2109
Зачем нужно регулировать клапана
С пробегом металлический стержень клапана имеет тенденцию растягиваться и сужаться. Седла в головке блока цилиндров проседают, поэтому и меняется тепловой зазор. А он физически нужен определённого значения из-за конструктивных особенностей двигателя. Последствия не своевременной регулировки не обратимы. Зажатый клапан в процессе работы восьмиклапанного мотора, теряет герметичность, лавинный поток после воспламенения обжигает его кромки и седло ГБЦ, которое утапливается в тело головки. Ремонт такого вида дорогостоящий и не несет гарантии. Лучше вовремя регулировать, тем более что цена настройки 8ми клапанного мотора в 600 – 800 рублей за 30000 км не такая ощутимая.
При правильно отрегулированных зазорах автомобиль будет ехать свободно, без потери тяги, расходуя меньше топлива. Ни в коем случае нельзя регулировать на горячую. Только охладить двигатель до 30-40 градусов. Иначе можно ошибиться и зажать клапана.
Бывают случаи, что клапана отрегулировали, а стук остался. Причина может быть не зазорах. На холодный мотор могут стучать юбки поршней, стаканчики – толкатели в теле головки. Причин может быть много, поэтому не стоит торопиться с выводами, а тщательно все проверить. Есть специальный прибор — стетоскоп, с помощью которого легко прослушать шумы двигателя.
Порядок регулировки клапанов на всех модификациях 8 клапанного ваза одинаков. Различия есть только у инжекторных автомобилей гранта, калина 2 с грантовским двигателем. У них облегченная поршневая группа и металлокерамические седла. В связи с этим зазоры отличаются в большую сторону на 0,05 мм. Зная порядок и схему регулировки, можно и своими руками настроить клапана. Минус в отсутствии набора и комплекта шайб для регулировки. Каждый раз ездить на рынок за ними накладно, и покупать весь диапазон тоже.
Приведем подробную схему регулировки клапанов ваз 2108, 2109, 2114, 2115
На моторах, у которых 16 клапанов регулировка не требуется, так как тепловые зазоры выбираются в автоматическом режиме за счет гидрокомпенсаторов.
Проверку зазоров также требуется проводить после ремонта ГБЦ. Особенно после замены направляющих. При замене втулок седла зенкуются специальным инструментом и заведомо утапливаются в головку. Соответственно нужно соблюдать очередность, выставить оптимальные зазоры и повторить после 1000 км пробега.
Регулировка 8кл двигателя под газ дает увеличение срока пробега между настройкой. Если двигатель не предназначен работать на газобаллонном оборудовании, седла и клапана будут быстро прогорать, и чтобы хоть как-то продлить срок службы, зазоры следует делать чуть больше стандартных. Обычно делают +0,05 мм. Если зазор не выставляется, то есть не разжимается, значит седло утопилось на приличное расстояние в головку. В таком случае нужно замерить на сколько нужно увеличить зазор, разобрать ГБЦ и подпилить торец клапана. Вторым вариантом будет замена седла или самой головки блока цилиндров.
Зачем нужна регулировка клапанов
Легендарная отечественная «девятка» является одной из самых распространенных машин на отечественных дорогах. Она выпускалась с 1987 до 2004 г. Существует несколько модификаций автомобиля, среди которых наибольшую известность и популярность обрела модель ВАЗ-21099.
Регулировка клапанов ВАЗ-2109, инжектор, 8 клапанов
С конвейера сходили автомобили с карбюраторными и инжекторными двигателями. Они имели объем от 1,1 л до наиболее мощного 1,6 л. Независимо от типа двигателя его необходимо было периодически регулировать.
Опытные автовладельцы без проблем могут определить, когда пришло время отрегулировать клапаны. Для начинающих требуется обращать внимание на определенные показатели.
В процессе эксплуатации клапанов происходит их расширение. Стержни становятся длиннее, что меняет зазоры между торцами и толкающими кулаками. Зачастую такое увеличение может доходить до критических значений. Чтобы предотвратить это, требуется регулярная регулировка. Таким образом ненужные зазоры уменьшаются до нормальных значений. Примечательно, что подобная проблема относится не только к владельцам ВАЗ-2109, но и любого другого автомобиля, который имеет двигатель внутреннего сгорания.
Расположение
Практически во всех моторах клапаны находятся в блоке цилиндров. Для каждого из них требуется как минимум два таких изделия. Когда цилиндры закрыты, то клапаны прилегают к седлам.
В процессе работы на них приходится очень высокая механическая нагрузка с большим количеством выделяемой тепловой энергии. Для этого применяются специальные стали с добавлением компонентов для большей устойчивости от механических и тепловых нагрузок.
Кроме этого, все устройства делятся на два типа:
В рассматриваемом автомобиле разработчиками была изменена стандартная для предшественников схема с цепным приводом распределительного вала. Хоть подобная конструкция и была очень простой и надежной, но она требовала постоянных дополнительных настроек при определенном промежутке и отличалась повышенной шумностью. В модели 2109 верхняя часть поршня изменила форму путем создания специальных углублений для клапанов.
Кроме этого, при регулировке требуется четкая установка коленчатого и распределительного валов на одну ось. Это делается для того, чтобы придать им совместное проворачивание в процессе эксплуатации.
Когда проводить
Как для инжекторных, так и для карбюраторных двигателей нужна обязательная периодическая регулировка клапанов. Что касается производителя, то им установлена обязательная процедура при 20-30 тыс. км пробега автомобиля.
Большая часть автомобилистов для продления срока службы авто предпочитает не ждать установленного срока, а проводит регулировку на свое усмотрение. Такой вариант является более правильным, поскольку лишний ремонт никогда не повредит машине. Есть и такие, которые прибегают к проведению процедуры только тогда, когда в работе двигателя становятся четко слышны шумы.
Гидрокомпенсатор — специальное оборудование, которое устанавливается для проведения автоматического уменьшения зазоров клапанов. Им комплектуются почти все нынешние машины, поэтому они проще в эксплуатации. Кроме этого, возможна дополнительная установка гидрокомпенсаторов на ВАЗ-2109, однако это сложная и дорогостоящая процедура.
Момент, при котором требуется регулировка, можно определить при появлении следующих характерных признаков:
Наиболее часто необходимость в проведении процедуры проявляется именно металлическим звоном. При обнаружении такового нужна срочная регулировка клапанов, которую можно осуществить самостоятельно, или посетить станцию технического обслуживания.
Особенности модификаций с инжектором или карбюратором
Немалая часть владельцев модели ВАЗ-2109 имеют комплектацию с инжектором. При регулировке здесь стоит учитывать один важный факт – это тепловое расширение. При работающем двигателе металлические детали немного увеличиваются в размерах, что приводит к уменьшению зазоров. Поэтому регулировку необходимо проводить только на холодном моторе. Так вы сможете правильно замерить зазор и подобрать регулировочную шайбу.
Проверка тепловых зазоров клапанов
Вначале замеряем тепловые зазоры. Плоский щуп нужного размера вставляем между кулачком распредвала и толкателем клапана. Он должен входить с небольшим защемлением.
— Поворачиваем коленчатый вал за зубья маховика по часовой стрелке пока шкив распредвала не повернется на 40-500 (2,5-3 зуба) от момента совпадения установочной метки на нем и выступа на корпусе на задней крышке ГРМ. Замеряем зазор у выпускного клапана первого цилиндра (1-клапан) и впускного клапана второго (3-й клапан). Записываем результат измерения.
— Поворачиваем коленчатый вал на пол-оборота — 220-2300 .Шкив распредвала при этом повернется на 90 градусов. Дополнительная метка на нем будет выше метки на задней крышке привода ГРМ на 2,5 — 3 зуба. Замеряем зазор у выпускного клапана третьего цилиндра (5-й клапан) и впускной у первого (2-й клапан). Записываем.
— Поворачиваем коленчатый вал еще на пол-оборота — 400-4100. Замеряем зазор у выпускного клапана четвертого цилиндра (8-й клапан) и впускного третьего (6-й цилиндр). Записываем.
— Третий раз поворачиваем коленчатый вал на пол-оборота — 580-5900. Замеряем зазор у выпускного клапана второго цилиндра (4-й клапан) и впускного четвертого (7-й клапан). Записываем.
Сверяем полученные измерения тепловых зазоров с требуемыми. Если все в норме, заканчиваем работу, собираем все обратно и ищем причину проблем в работе двигателя в карбюраторе, системе зажигания и т. д. Если имеются отклонения в размерах зазоров на некоторых клапанах, то проводим регулировку только на них. Если все или почти все зазоры не укладываются в стандарт, то проводим полную регулировку.
Проверка качества работы
После окончания ремонта необходимо проверить работу двигателя. Сначала устанавливаем на место все демонтируемые элементы и вкручиваем свечи зажигания. После запуска двигателя не должно быть стука клапанов и другого стороннего шума. Рекомендуем проводить проверки в течение 15-20 минут – это позволит убедиться в нормальной работе цилиндров даже после нагрева.
Самому настроить клапана на модели ВАЗ-2109 несложно. Эту работу можно выполнить самостоятельно, главное – иметь в наличии специальный комплект и пару часов свободного времени. Используя пошаговую инструкцию и схему регулировки, вы сделаете работу качественно и сэкономите на поездке в автосервис.
Порядок регулировки клапанов на всех модификациях 8 клапанного ваза одинаков. Различия есть только у инжекторных автомобилей гранта, калина 2 с грантовским двигателем. У них облегченная поршневая группа и металлокерамические седла. В связи с этим зазоры отличаются в большую сторону на 0,05 мм. Зная порядок и схему регулировки, можно и своими руками настроить клапана. Минус в отсутствии набора и комплекта шайб для регулировки. Каждый раз ездить на рынок за ними накладно, и покупать весь диапазон тоже.
Ремонт и Доработка › Blog › Регулировка клапанов на ВАЗ 2109 новичком без специнструмента.
Регулировка клапанов на ВАЗ 2109 новичком без специнструмента.Если интересно, можете прочитать, все подробно описано.Для новичков в этом деле думаю будет полезно.Регулировка клапанов ВАЗ 2109 Часть 1-Замер зазоров 1Регулировка клапанов ВАЗ 2109 Часть 1-Замер зазоров 2Регулировка клапанов ВАЗ 2109 Часть 2-Старые шайбыРегулировка клапанов ВАЗ 2109 Часть 3-Расчет новых шайб.Регулировка клапанов ВАЗ 2109 Часть 4-Установка новых шайб и промежуточные итогиПопытался все подробно и как можно понятнее описать этот процесс.Что могу сказать про все это:не слушайте никого, кто говорит, что это сложно.Если руки растут из нужного места, то это спокойно можно сделать самому, даже не имея специального инструмента.
Comments 5
поедь на сто, дай денег и не мороч голову.2 дня клапана регулировать— цирк
регулировал я их полтора часа, просто времени особо нет, поэтому пришлось эти полтора часа на два календарных дня раснести
кстати я себе еще сделал из картонки трафарет, на котором нарисовал углы, на которые нужно прокручивать распредвал — ставится он за шестерню на ось распредвала — и тогда можно спокойно и четко все крутить не боясь ошибиться.
табличку с размером шайб и зазорами нужно всегда рисовать — по ней сразу же можно понять, какие шайбы нужны, а какие можно старые перетасовать.
как и старые так и новые шайбы нужно перемерять микрометром и именно в том месте где они контактируют с распредвалом, а не по краям.
вынимать старые шайбы удобно шилом или магнитом на указке.
после установки новой шайбы и перед контрольным замером, нужно либо прокрутить пару раз распредвал либо упереться чем то в толкатель и погонять клапан туда сюда несколько раз — что бы он четко стал, иначе там остается масляная пленка на дне, и если шайба плотно в толкателе сидит она ее не может выдавить своим весом — получается не честный зазор — намного меньше чем он станет после нескольких ходов туда-сюда.
очень часто расчетная шайба после установки не дает нужный зазор — тут уже какой-то парадокс математики ) поэтому часто приходится снова вынимать и ставить — тут нужно при установке новой шайбы выставить толкатель так что бы прорезь удобно стояла — иначе сложно будет вынимать шайбу позже, поэтому толкатель при установке шайбы нужно придерживать от прокручивания, потому что когда уже пружина разожмется — уже толкатель не будет вращаться.
скажу честно — не благодарное это дело без инструмента делать! уходит много сил, нервов, царапается этими отвертками там все что можно — инструмент стоит копейки, там всего-то рычаг на трубке и стопор толкателей, но как же они облегчают жизнь! любой справится за 20 минут с настройкой клапанов с этой приспособой!
и кстати — не знаю где вы там берете шайбы, я вот только в одном интернет магазине у себя нашел, на рынках нет — так вот, там они не каленные, сделаны тупо из сырца — как результат — при установке размер один — через пару тысяч они расклепываются и нужно все перенастраивать. поэтому сейчас собираю по крупицам кто дает заводские бу шайбы, к тому же они там с шагом 1 сотка, а новые в магазине с шагом 5 соток, да и то, перемеряю каждую микрометром — там точность +- 2-3 сотки относительно той, что указано на маркировке.
Когда нужно регулировать клапаны
Обычно владельцы автомобилей ВАЗ-2109 проводят регулировку клапанов при обнаружении характерного звука или после полного ремонта двигателя. Специалисты настаивают на необходимости проводить регулировку после того, как автомобиль проходит 30 тыс. км. Такой вид работ могут провести в сервисном центре, но многие владельцы автомобилей предпочитают делать все самостоятельно.
Особенности регулировки
На двигателях первых выпусков Жигули 2109 применялся цепной привод распредвала. Это была более надёжная конструкция. Однако повышенная шумность и необходимость постоянных регулировок натяжения цепи из-за её износа привели к появлению ремённого привода распредвала. Шум при работе двигателя уменьшился, отпала необходимость в регулировке натяжителя.
Недостаточный ресурс работы плоскозубых приводных ремней у Лада 2109 ( 40–50 тыс. км ) и несоблюдение сроков технического обслуживания приводили к обрыву ремня.
Это вызывало серьёзные поломки двигателя, иногда и полное разрушение из-за встречного движения поршней и клапанов.
Решением проблемы стало изменение формы верхней части поршня с применением углублений под клапаны. При ремонте и регулировках двигателя Lada 2109 следует учитывать это конструктивное различие старых двигателей и более современных. Устанавливая головку блока цилиндров, особенно важно тщательно выставлять распредвал и коленвал и не допускать их раздельного проворачивания.
Особенности головки блока цилиндров ВАЗ 2109.
Инструкция по регулировке клапанов на ВАЗ 2109
Регулировка клапанов двигателя позволяет уменьшить расход топлива и оптимизировать КПД силового агрегата. Эту работу можно сделать самостоятельно, используя пошаговую инструкцию. В модели ВАЗ-2109 регулировка осуществляется с помощью установки специальных шайб.
Как правильно регулировать клапаны
Для компенсации термических расширений клапанов двигателя предусмотрен конструктивный зазор 20 сотых миллиметра для впускных, для выпускных – 35 сотых мм, с погрешностью 5 сотых мм.
Как правило, регулировка клапанов ВАЗ 2109 производится после капитального ремонта двигателя или при появлении характерного стука, «цоканья». Также периодичность регулировки клапанов может определяться пробегом – её выполняют через каждые пройденные автомобилем 30 000 км. Проводить её можно, обратившись к специалистам, хотя вполне реально сделать и без СТО.
Если приспособление для регулировки клапанов отсутствует
Возложить функции специального оборудования можно на две мощные плоские отвертки с шириной плоской рабочей поверхности не менее 10 мм. В этом случае настройка зазоров определенных клапанов на ВАЗ 2108 осуществляется так:
Процесс регулировки клапанного механизма, осуществляемый через каждые 20-30 тыс. км и производится при снятой крышке ГБЦ. При определенном угле поворота распредвала щупом проверяется зазор между двумя парами толкателей клапанов и кулачков.
H = B + (A — C)
Зачем нужно регулировать клапаны
Чтобы компенсировать термические расширения клапанов, в них должен быть зазор 0,2 мм для впускных, 0,35 мм – для выпускных. Допускается погрешность не больше 0,05 мм. При отсутствии зазоров или при их недостаточном размере клапан не сможет закрыть цилиндр.
Это вызовет снижение компрессии или даже прогар. При слишком большом зазоре двигатель потеряет свою мощность.
Когда необходима регулировка
Регулировка клапанов требуется при возникновении неполадок в работе двигателя или после прохождения технического осмотра. Опытные автовладельцы могут довольно точно определить причину неисправности силового агрегата, основными признаками считаются следующие:
Проводить регулировку клапанов также требуется после каждых 25-30 тысяч километров пробега. За это время некоторые детали изнашиваются и конструктивные зазоры увеличиваются. Диагностику можно сделать в сервисном центре, эта услуга стоит недорого.
Стоит ли самому делать регулировку?
А теперь попробуем ответить на один простой вопрос – нужно ли браться за такое дело самому? Или доверить регулировку профессионалам? Однозначно ответить на него нельзя, так как существует несколько нюансов. И первый – стоимость регулировочных шайб. Например, на двигателях, которые устанавливаются на автомобилях «классической» серии, регулировка производится путем изменения длины толкателя. На моторах «девяток» величина зазора меняется путем установки регулировочных шайб.
Стоимость комплекта шайб достаточно высокая – порядка 2500-3000 руб. Но проблема в том, что приобрести комплект можно далеко не в каждом магазине, только крупные поставщики могут позволить себе такую «роскошь». Стоимость регулировки у мастеров на СТО будет стоить порядка 700-1000 руб. Времени займет процедура немного, а качество окажется намного выше. Стоит также отметить, что не у каждого мастера имеются все размеры шайб. Поэтому, прежде чем отдавать свой автомобиль в ремонт, необходимо удостовериться в том, что выбранный вами мастер в силах это сделать.
Итог: если у вас есть средства и желание для самостоятельного проведения регулировки, то можно все сделать самостоятельно. Но если «лишних» денег, а тем более нет желания, лучше обратиться к специалистам.
Как рассчитать толщину новой шайбы?
А теперь, воспользовавшись простой формулой, проводим расчет толщины новой шайбы:
А – это толщина новой шайбы в миллиметрах; В – толщина шайбы, которую вы сняли; С – величина теплового зазора.
Погрешность в любую сторону не должна превышать 0,05 мм. То есть, если у вас, например, получилось значение толщины новой шайбы 1,33 мм, то необходимо выбирать ближайшее значение стандартного размера. В представленном случае лучше всего взять шайбу толщиной 1,35 мм. Аналогично производится корректировка зазора и на остальных клапанах.
Инструмент для проведения работ
А теперь давайте поговорим о том, как правильно регулировать клапана на ВАЗ-2109 своими руками. Раз уж решились на такую процедуру, потребуется наличие таких инструментов:
Стоит отметить, что в крупных магазинах иногда можно купить шайбы поштучно. Но это бывает крайне редко. Впрочем, поштучно можно приобрести в интернет-магазинах.
Подготовка к регулированию
Прежде чем начинать ремонтные работы, необходимо дать двигателю остыть. Температура для регулировки клапанов должна быть не боль 20 градусов.
Для работы вам потребуются такие инструменты:
Установите автомобиль на ручной тормоз, вывесите одно из передних колес с помощью домкрата – это даст возможность поворачивать коленвал, а затем включите 5-ю передачу.
После этого выполните последовательность действий:
Как проявляется неверный зазор?
Причинами возникновения многих поломок наряду с неисправностями карбюратора, может быть неверная регулировка тепловых зазоров клапанов. На автомобилях девятого семейства устанавливались только моторы с 8 клапанами. 16-клапанные моторы стали использовать только на модификациях «девяток» – ВАЗ-2114 и ВАЗ-2115.