Особенности ремонта автомобилей ВАЗ-21051 и ВАЗ-21053 ВАЗ 2105
Кап ремонт двигателя ваз 2105 ч.2.
#3 Капремонт двигателя ВАЗ-2105. Сборка и установка ДВС.
Ремонт ременного двигателя ВАЗ 2105-2107
Кап ремонт двигателя ваз 2105 ч.3
ВАЗ 2105 – Мнение Владельца
Снятие натяжителя и успокоителя цепи
Снятие валика привода масляного насоса
Передняя часть двигателя
#1 Лентяи-мотористы. Капремонт двигателя ВАЗ-2105. Разборка и дефектовка.
Разборка двигателя ВАЗ 2105. 1часть.
Ремонт ваз 2105 серия 1
Подробно Капитальный ремонт ВАЗ 2105 инжектор Классика
Бензиновый четырехцилиндровый двигатель ВАЗ с рабочим объемом 1,3 литра, который устанавливался на автомобили ВАЗ 2105, зарекомендовал себя как достаточно надежный, экономичный и простой в эксплуатации силовой агрегат. Двигатель ВАЗ 2105 появился в 1979 году и с небольшими изменениями смог продержаться на конвейере до 2006 года. Изначально этот силовой агрегат имел карбюраторную систему питания, однако впоследствии получил надежный инжектор, который позволил существенно поднять показатели мощности мотора.
Нюансы конструкции
Чтобы получить вышеприведенные характеристики двигателя, изготовителем производились эксперименты:
Итогом стал оборотистый мощный мотор с алюминиевой клапанной крышкой, поглощающей звуки работы привода. Еще одной особенностью ДВС стало крепление шкива ремня ГРМ – пользователям не нужно откручивать болт на коленчатом валу, в отличие от предыдущих моделей двигателей ВАЗ.
В инструкции по эксплуатации производитель рекомендует, какое масло лить в двигатель – 5W30 – 15W40.
Технические характеристики
Двигатель устанавливается на ВАЗ 2104, ВАЗ 2105 и ВАЗ 21072.
Указанная модернизация не смогла удовлетворить пользователей отечественного автопрома. Основным недостатком стал регулярный обрыв ремня ГРМ, руководство АвтоАЗ снизило объемы производства, затем сняло двигатель 2105 с производства, поэтому мотором комплектовались только три модификации Жигулей:
В настоящее время произвести тюнинг для двигателя этой серии не представляет сложностей, однако среди эксплуатируемого парка Жигулей «пятерок» с «родным» движком осталось очень немного.
Салон
Внутри машина выглядит так же, как «четверка» и «семерка». Для водителя предусмотрен четырехспицевый руль без какой-либо регулировки и плоское тканевое сиденье. Панель приборов на ВАЗ-21053 – стрелочная, со скромной подсветкой. Тем не менее здесь располагалось все необходимое: спидометр, тахометр, датчик уровня топлива и температуры тосола.
Кстати, «пятерка» стала первым автомобилем среди «Классики», которая штатно укомплектовывалась обогревом заднего стекла. Кроме того, в салоне появился обдув стекол передних дверей. Однако чтобы разместить в панель дефлекторы, пришлось уменьшить и без того малогабаритный бардачок. Салон здесь насколько простой, что из предметов электроники только подсветка салона и обогрев заднего стекла. Все стеклоподъемники – механические. Сиденья регулируются вручную. Среди недостатков по салону владельцы отмечают:
Плюсы и недостатки
При соблюдении режимов ТО и эксплуатации капитальный ремонт не требовался машинам десятилетия. В умелых руках мотор 2105 выпуска 1989 года эксплуатируется по сей день, а ресурса ремня ГРМ хватает на 40000 км пробега. Если с расходниками проблем не наблюдается, то по запчастям спрос удовлетворяется не в полном объеме. Например, головка блока цилиндров всегда в наличии, а впускные коллектора варятся по месту.
В конце семидесятых годов Волжский автопроизводитель активно расширял свое предложение, выпуская новые модификации своих автомобилей. На новый ВАЗ 2105 был установлен модифицированный двигатель от ВАЗ 21011. Основным отличием нового мотора от ВАЗ 21011 является наличие ременного привода, что позволило снизить показатели шумности моторов.
При этом двигатель ВАЗ 2105 имеет специальную конструкцию, которая в случаях обрыва ремня ГРМ исключает повреждение клапанов. Все это позволило существенно повысить надежность мотора, который отличался нетребовательностью и простотой в уходе.
При своем небольшом рабочем объеме, который составлял 1,3 литра, даже первоначальная карбюраторная версия выдавала 64 лошадиных силы. В последующем, когда двигатель ВАЗ 2105 получил инжектор, показатели мощности составили более 70 лошадиных сил. Отметим лишь, что инжекторная модификация отличалась повышенными требованиями к качеству топлива и могла работать исключительно на бензине с октановым числом 93.
Как и большинство других вазовских двигателей, мотор от ВАЗ 2105 получился достаточно надежным и долговечным. Блок цилиндров был выполнен из чугуна, при этом используемый сплав отличался повышенной устойчивостью к перегреву, выход двигателя из строя по причине перегрева был редкостью. Этот мотор не отличался сложностью в ремонте, что позволяло весь сервис и достаточно простые ремонтные работы выполнять автовладельцу самостоятельно.
Двигатель ВАЗ 2105 с учетом небольшого объёма обладал отличными мощностными показателями и обеспечивал ВАЗ 2105 неплохую динамику. Автомобиль резво разгонялся и имел максимальную скорость порядка 140 километров час. Определенные нарекания у владельцев автомобилей с этим двигателем вызывал повышенный расход топлива.
Так, например, в городских условиях этот мотор употреблял порядка 11 литров топлива. На трассе показатели расхода топлива составляли 8 литров на 100 километров. Также из недостатков можно отметить повышенный расход масла, поэтому автовладельцам требовалось каждые 2-3 тысячи километров пробега доливать масло и часто проводить его замену.
Регламент ТО
Зная, какое масло эксплуатируется в двигателе, и тип жидкости, которой залита охлаждающая система, обслуживание ДВС «пятерки» можно проводить своими руками.
Замена ремня газораспределительного механизма Жигулей 2105
Замена ремня на ВАЗ-2105 производиться значительно проще. Чтобы обеспечить доступ к нему, нужно вначале снять ремень привода генератора и защитную крышку привода ГРМ.
После выставляются метки на шестерне распредвала с меткой на его корпусе, а также на шкиве коленчатого вала и крышке привода. Затем снимается защитная крышка ремня привода, состоящая из трех частей.
Следующим этапом будет послабление болта натяжного ролика и проворот его для ослабления натяжения ремня. Затем ремень аккуратно снимается с шестерни распредвала, выводиться из натяжного ролика и снимается с шестерни коленчатого вала.
После надевания нового ремня и после его натяжки роликом нужно проверить совпадение всех меток. Далее все собирается обратно.
В итоге следует отметить, что основным условием замены ремня или цепи является совпадение установочных меток, поэтому при снятии привода и установке нового следить за валами, чтобы они не провернулись, поэтому все делать нужно предельно аккуратно.
ВАЗ 2105 — известная модификация классического автомобиля «Жигули». Производилась с 1979 по 2010 год. В двигателе ВАЗ 2105 схема газораспределительного механизма приводится в движение ремнем, что положительно влияет на надежность мотора. Учитывая, что машин с таким двигателем еще много бегает по просторам СНГ, многих владельцев интересует тюнинг двигателя ВАЗ 2105 и целесообразность его осуществления.
Причины неисправностей и их устранение
В принципе двигатель 2105 имеет все типовые неисправности карбюраторных рядных ДВС:
Зато схема двигателя позволяет избежать капремонта при обрыве ремня ГРМ на 100%.
Ходовая часть «пятерки»
Она практически аналогична другим классическим моделям ВАЗ. Так, спереди на автомобиле устанавливалась независимая пружинная подвеска с поперечными качающимися рычагами. Присутствуй спереди и стабилизатор поперечной устойчивости. Сзади – пружинная зависимая подвеска с продольными и поперечными штангами. Тормозная система – гидравлическая, двухконтурная, с вакуумным усилителем. Спереди установлены дисковые тормозные механизмы, сзади – барабанные. Ручник – механический, с приводом на задние колеса.
Как отмечают отзывы, подвеска на «пятерке» очень мягкая. Она способна гасить колебания даже на больших скоростях. Но при этом подвеска не терпела резких ударов. Из-за пробоев владельцы сталкивались с деформацией осей нижних рычагов. Также ввиду излишней мягкости подвески, автомобиль плохо входил в повороты и практически не управлялся на высоких скоростях. К слабым местам по ходовой отзывы относят все шарнирные соединения. Это рулевые тяги и шаровые опоры. Амортизаторы быстро приходили в негодность из-за больших ходов подвески. Также из-за низкосортного металла, приходится часто менять ступичные подшипники.
Тюнинг мотора
По аналогии с предыдущими ДВС производителя мотор 2105 может увеличить мощность несколькими способами:
Таким образом, ДВС 2105 производителя АвтоВАЗ выпускался недолго. Мотор потреблял мало масла, форсировка собственными силами была крайне затруднена для автолюбителей советских времен.
Требуемый инструмент
Далее рассмотрим, как производится замена цепи и ремня на 2105. Вначале нужно разобраться с инструментом и приспособлениями, требующимися для выполнения этой операции, их не так много.
Для замены цепного привода потребуются:
А для замены ремня потребуется еще меньше инструментов:
Имея все это, можно приступать к работам. Вначале рассмотрим последовательность замены цепи. Для этого авто лучше поставить на эстакаду или смотровую яму, под колеса положить противооткатные упоры.
Недорогая модель «АвтоВаза»
В 2008-2009 годах машина считалась самой дешевой на российском рынке. По соображениям конъюнктуры цены неуклонно снижались, так как спрос на автомобиль был незначительным. Популярности не способствовала аскетичная комплектация и отсутствие принадлежностей, которые делают машину комфортным средством передвижения. К тому же в тот период появилась модель ВАЗ-2107 — прямой конкурент «пятерки». Поскольку унификация была почти стопроцентной, то было решено выпускать только одну из них — ВАЗ-2107.
Немного цифр
Два седана: ВАЗ 2105, —07 и универсал —04 представляли новую линейку вазовской классики, пришедшую на смену поколению «копейки» (2101, —02, —03, —06). Первенец этого семейства, — 5-я модель комплектовалась тремя силовыми агрегатами:
Двигатель 2105 был задуман при этом как базовый. Самый слабый особой популярностью не пользовался. Два остальных агрегата имеют своих сторонников и противников. Некоторые технические характеристики «пятерочного» движка:
Почему не состоялся триумф
Единственным недостатком нового двигателя был короткий срок службы зубчатого ремня. Его рекомендовалось менять через 60 тыс. км. На деле ремни «умирали» даже раньше этого срока. Никакой катастрофы при этом не происходило, не считая того, что машина вставала там, где случился обрыв. Опытные водители возили в багажнике запасной экземпляр, поскольку замена зубчатого ремня ГРМ ВАЗ 2105 не составляла слишком большого труда.
Еще одной причиной, почему двигатели считались проблемными, являлся дефицит запчастей, характерный для того времени. Поршни ВАЗ 2105 были взаимозаменяемы с деталями 21011, не имеющими цековок. Иногда недобросовестные механики либо сознательно, либо за неимением штатных, устанавливали не те комплектующие.
Естественно, при обрыве ремня тарелки клапанов и головки поршней вступали в жесткий «клинч», и водитель был вынужден делать капитальный ремонт двигателя.
Общим недостатком всех «классических» движков являлась необходимость периодической регулировки клапанов, а на первых тысячах пробега еще и подтяжки болтов крепления ГБЦ. Кроме того, отличалось небольшим ресурсом навесное оборудование (водяная помпа, стартер, генератор, трамблер). Последний, правда, в последние годы отсутствовал, в связи с применением инжекторного впрыска.
Крепежные отверстия на фланце проставки расположены асимметрично, причем разница на глаз почти незаметна. Этот «косяк» присутствовал на всех «классических» двигателях, и перекочевал, возможно, еще с FIAT 124. Случалось, на заводе проставку устанавливали вверх ногами. Двигатель при этом работал, однако уменьшался ход толкателя бензонасоса, что приводило к уменьшению его производительности.
После определенного пробега уровень бензина в поплавковой камере еле покрывал подающий топливный жиклер, и движок начинал глохнуть. Поскольку причина является довольно неожиданной, определить ее порой бывает затруднительно.
Программа утилизации
Машина спросом не пользовалась, и производитель уже начал терпеть убытки. Ситуацию удалось выровнять после введения программы утилизации, когда владелец старой машины получал от государства 50 000 рублей в качестве компенсации за ее переплавку. В этот период все модели «АвтоВАЗа», в том числе и автомобиль ВАЗ-21053, вновь стали востребованными. Цены поднялись, а затем началась балансировка между стоимостью сертификата утилизации и рыночной стоимостью машины. Так продолжалось до снятия модели с конвейера (2009 год).
Чем же машина привлекала покупателей, хоть и немногочисленных? В первую очередь, доступностью запасных частей и комплектующих, которые стоили относительно недорого. Кроме того, привлекательность ВАЗ-21053 для россиян заключалась в возможности ее ремонта и обслуживания своими силами (в гараже, на площадке, или просто «в полевых условиях»). Это обстоятельство несколько выровняло низкий спрос на автомобиль, но его престиж на мировом рынке безнадежно упал. Машину перестали комплектовать даже самыми необходимыми принадлежностями, дошло до того, что в начале 2009 года с приборного щитка убрали суточный счетчик километража.
Некоторые любят погорячее
Молодые владельцы вазовской «классики» иногда делают тюнинг своих аппаратов. Конечно, нового обвеса, прямоточного выхлопа или оглушающей музыки, не всегда достаточно. Поэтому прибегают и к модернизации силового агрегата.
Самый простой способ сделать мотору 2105 тюнинг — установить карбюратор ДААЗ 21053 следующего поколения Solex. Прибавка, конечно, будет незначительной.
Более высокий прирост мощности обеспечивает расточка цилиндров и увеличение хода поршня. Возможные варианты:
Более радикальным способом повысить технические характеристики является замена штатного мотора на роторный силовой агрегат (двигатель Ванкеля ВАЗ 413), выпускавшийся на ВАЗе небольшими партиями. Несмотря на небольшие размеры, тюнинговый привод выдает 140 «лошадок». Конечно, достать его весьма проблематично.
Мотор с индексом ВАЗ 2105 был недооценен, поскольку опередил свое время. Он стал первым отечественным двигателем с зубчатым ремнем вместо традиционной цепи. Время показало жизнеспособность этого решения. На современных авто (особенно малого и среднего класса) ремни встречаются чаще цепей. В немалой степени этому способствовало увеличение ресурса этих изделий.
Вымойте двигатель на моечной установке, установите его на стенде для разборки и слейте из картера масло.
Снимите карбюратор, отсоединив от него шланги и тягу привода дроссельных заслонок, снимите топливный насос и распределитель зажигания. Ключом 67.7812.9514 (трубчатый торцовый 21 мм) выверните свечи и датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.
Снимите ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, а затем генератор с кронштейном.
Отсоединив от насоса и выпускного коллектора трубопровод подвода жидкости из отопителя, снимите насос охлаждающей жидкости.
С головки цилиндров снимите выпускной патрубок охлаждающей рубашки и трубопровод отвода жидкости к отопителю.
Приспособлением А.60312 отверните и снимите масляный фильтр с прокладкой. Выверните датчик контрольной лампы давления масла.
Снимите крышку сапуна вентиляции картера, масляный картер и масляный насос; снимите фиксатор сливной трубки маслоотделителя, прикрепленный к нижней плоскости блока цилиндров; выньте маслоотделитель вентиляции картера.
Снимите с коленчатого вала шкив 12 (рис. 60) привода генератора. Для этого блокируйте маховик от проворачивания фиксатором A.60330/R (рис. 61) и отворачивайте ключом А.50121 (накидной 38 мм) болт 13 (см. рис. 60) на переднем конце коленчатого вала.
Снимите верхнюю 1, среднюю 10 и нижнюю 11 защитные крышки ременного привода распределительного вала. Снимите пружину 3 кронштейна натяжного ролика 2. Отверните болты, снимите кронштейн с натяжным роликом, ремень 4, а затем зубчатый шкив 9 с коленчатого вала.
Придерживая от проворачивания приспособлением 67.7811.9509 шкив валика привода вспомогательных агрегатов и шкив распределительного вала, отверните болты их крепления и снимите шкивы. Снимите крышку 5 привода распределительного вала с прокладкой, а затем упорный фланец 7 и валик 6 привода вспомогательных агрегатов.
Снимите крышку головки цилиндров с прокладкой и корпус подшипников в сборе с распределительным валом, держателем сальника и упорным фланцем. Если необходимо, то отдельно на верстаке отверните гайки, снимите держатель сальника, упорный фланец и выньте распределительный вал из корпуса подшипников. Это надо делать осторожно, чтобы не повредить поверхность опор корпуса подшипников.
Отворачивайте болты крепления головки цилиндров и снимите ее вместе с выпускным коллектором и впускной трубой.
Отвернув гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов с вкладышами и осторожно выньте через цилиндры поршни с шатунами. При выполнении этой операции пометьте поршень, шатун, а также вкладыши коренных и шатунных подшипников, чтобы при сборке установить их на прежнее место.
Установите в отверстие блока цилиндров фиксатор 5 (рис. 61, a) A.60330/R, ключом 1 отверните болты 3, снимите шайбу 4 и маховик 2 с коленчатого вала, а затем переднюю крышку 6 картера сцепления.
Выталкивателем А.40006 1 (рис. 62) с цанговым наконечником выньте подшипник ведущего вала коробки передач из гнезда в коленчатом валу. Снимите держатель 2 заднего сальника коленчатого вала.
Отвернув болты крышек коренных подшипников, снимите их вместе с нижними вкладышами, затем снимите коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца на задней опоре.
Двигатели 2101, 2103
Порядок разборки этих двигателей отличается операциями по разборке передней части двигателя, где находится цепной привод распределительного вала. До снятия с коленчатого вала шкива привода генератора все операции по разборке такие же, как на двигателе 2105.
После снятия шкива выполняют следующие операции:
Дальше вынимаются поршни, снимается маховик и коленчатый вал, как на двигателе 2105.
Популярность классических моделей ВАЗ во многом зависит от надёжности и ремонтопригодности их двигателей. Будучи сконструированными в далёких семидесятых годах прошлого века, они продолжают «трудиться» и сегодня. В этой статье мы поговорим о силовых установках, которыми оборудовались автомобили ВАЗ 2105. Мы рассмотрим их технические характеристики, конструкцию, а также основные неисправности и способы их устранения.
Какими двигателями комплектовались «пятёрки»
На протяжении всей своей истории ВАЗ 2105 сходили с конвейера с пятью разными двигателями:
- 2101;
- 2105;
- 2103;
- 2104;
- 21067;
- БТМ-341;
- 4132 (РПД).
Они отличались не только техническими характеристиками, но и типом конструкции, видом потребляемого топлива, а также способом подачи его в камеры сгорания. Рассмотрим каждый их этих силовых агрегатов в деталях.
Двигатель ВАЗ 2105 имеет поперечное расположение
Больше об устройстве и характеристиках ВАЗ-2105: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/poleznoe/vaz-2105-inzhektor.html
Двигатель ВАЗ 2101
Первым агрегатом, устанавливаемым на «пятёрку» был старый «копеечный» двигатель. Он не отличался особыми мощностными качествами, но уже был проверен и отлично себя зарекомендовал.
Основные характеристики двигателя ВАЗ 2101
Для «пятёрки» был специально разработан свой силовой агрегат. Он являлся усовершенствованной версией двигателя ВАЗ 2101, отличавшейся большим объёмом цилиндров при таком же ходе поршней.
Основные характеристики двигателя ВАЗ 2105
«Троечный» двигатель был ещё мощней, однако, не за счёт увеличения объёма камер сгорания, а благодаря изменённой конструкции коленвала, которая позволила несколько увеличить ход поршня. Коленвал такой же конструкции устанавливался на «Ниву». Двигатели ВАЗ 2103 с завода оснащались как контактной, так и бесконтактной системой зажигания.
Основные характеристики двигателя ВАЗ 2103
Силовой агрегат четвёртой модели «Жигулей», который устанавливался на ВАЗ 2105 отличался типом впрыска. Здесь уже применялся не карбюратор, а форсунки с электронным управлением. Двигатель претерпел некоторые изменения, касающиеся монтажа узлов для инжекторной подачи топливной смеси, а также нескольких контролирующих датчиков. Во всём остальном он практически не отличался от карбюраторного «троечного» мотора.
Основные характеристики двигателя ВАЗ 2104
Ещё один агрегат, которым комплектовались «пятёрки», был позаимствован у ВАЗ 2106. По сути, это модифицированная версия двигателя ВАЗ 2103, где все доработки были сведены к повышению мощности за счёт увеличения диаметра цилиндров. Но именно этот мотор сделал «шестёрку» наиболее популярным автомобилем благодаря разумному соотношению количества потребляемого топлива и развиваемой мощности.
Основные характеристики двигателя ВАЗ 21067
БТМ-341 — дизельный силовой агрегат, который устанавливался на классические ВАЗы, в том числе и на «пятёрки». В основном такие машины шли на экспорт, но и у нас их также можно было встретить. Двигатели БТМ-341 не отличались ни особой мощностью, ни малым расходом топлива, видимо, поэтому дизельные «Жигули» и не прижились в СССР.
Основные характеристики двигателя БТМ 341
Устанавливали на «пятёрки» и роторные двигатели. Поначалу, это были опытные образцы, а после — серийное производство. Силовой агрегат ВАЗ 4132 развивал вдвое большую мощность, нежели все другие моторы «Жигулей». По большей части «пятёрками» с роторными двигателями обеспечивались подразделения милиции и спецслужбы, но и простые граждане также могли их приобрести. Сегодня редко, но все же можно встретить ВАЗ с двигателем 4132 или аналогичным.
Основные характеристики двигателя ВАЗ 4132
«Пятёрку» без проблем можно оборудовать силовым агрегатом от любой другой «классики», будь то карбюраторный ВАЗ 2101, или инжекторный ВАЗ 2107. Однако ценители настоящего тюнинга предпочитают моторы от иномарок. Лучше всего для этих целей подходят силовые установки от «ближнего родственника» – Фиата. Его модели «Аргента» и «Полонез» оснащены моторами, которые без проблем становятся на наши ВАЗы.
Двигатель с Фиата можно установить на «пятерку» без переделок
Любители моторов помощней могут попытаться поставить силовой агрегат от Митсубиши Галант или Рено Логан объёмом от 1,5 до 2,0 см3. Здесь, конечно, придётся менять крепления под сам двигатель и под коробку переключения передач, однако, если все сделать правильно, результат вас удивит. Но важно не переусердствовать, ведь каждый кузов рассчитан на определённую нагрузку, в том числе и на мощность двигателя.
Ну, а тем, кто желает передвигаться на уникальном автомобиле, можно посоветовать оборудовать свою «пятёрку» роторным силовым агрегатом. Стоимость такого двигателя сегодня составляет 115–150 тысяч рублей, но для его установки не потребуется никаких переделок. Он отлично подойдёт на любой «классический» ВАЗ.
Роторными двигателями оборудовались автомобили милиции и спецслужб
Ознакомьтесь также с устройством генератора ВАЗ 2105: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/generator/generator-vaz-2105.html
Основные неисправности двигателей ВАЗ 2105
Если не брать в учёт силовые установки БТМ 341 и ВАЗ 4132, двигатели ВАЗ 2105 мало чем отличаются друг от друга. Они имеют аналогичную конструкцию, а, следовательно, неисправности у них возникают одинаковые. Основными признаками того, что мотор вышел из строя, являются:
Давайте выясним, о чём могут свидетельствовать перечисленные симптомы.
Невозможность запуска двигателя
Силовой агрегат не запустится при:
Отсутствие искры на электродах свечей может быть обусловлено неисправностью:
Топливо может не поступать в карбюратор, а оттуда в цилиндры в связи с:
Нестабильная работа силового агрегата на холостых оборотах
Нарушение стабильности работы силового агрегата на холостом ходу может свидетельствовать о:
Больше о системе зажигания ВАЗ 2105: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/elektrooborudovanie/zazhiganie/kak-vystavit-zazhiganie-na-vaz-2105.html
Перегрев
Нормальная температура работающего двигателя ВАЗ 2105 составляет 87–950С. Если её показатели превышают предел в 950С, двигатель перегревается. Это может привести не только к прогоранию прокладки блока цилиндров, но и заклиниванию подвижных деталей внутри силового агрегата. Причинами перегрева могут быть:
Снижение мощностных характеристик
Мощность двигателя может снижаться при:
Изменение цвета выхлопа
Выхлопные газы исправного силового агрегата имеют вид пара и пахнут исключительно сгоревшим бензином. Если с выхлопной трубы идёт густой белый (сизый) газ — это верный признак того, что вместе с топливом в цилиндрах сгорает масло или охлаждающая жидкость. Такой силовой агрегат долго не «проживёт» без капитального ремонта.
Причинами густого белого или сизого выхлопа являются:
Стуки внутри двигателя
Работающий силовой агрегат издаёт множество различных звуков, которые, сливаясь, образуют приятное урчание, свидетельствующее о том, что все узлы и механизмы работаю слаженно. Но если вы услышите посторонние шумы, в частности, стуки, это должно вас насторожить. Они являются верным признаком серьёзной неисправности. В двигателе подобные звуки могут издавать:
Клапана стучат вследствие:
Стук поршневых пальцев, обычно, возникает при нарушении регулировки угла опережения зажигания. Топливно-воздушная смесь при этом воспламеняется раньше положенного времени, что и провоцирует возникновение детонации.
Неисправные шатунные и коренные подшипники коленчатого вала также являются причиной посторонних шумов в двигателе. Когда они изнашиваются, увеличивается зазор между подвижными элементами коленвала, из-за чего возникает люфт, сопровождающийся высокочастотным стуком.
Что касается цепи привода газораспределительного механизма, то посторонние звуки она может создавать в случаях её растяжения и неисправности успокоителя.
Ремонт двигателя ВАЗ 2105
Большинство неисправностей силового агрегата можно устранить, не снимая его с автомобиля. Особенно, если они касаются систем зажигания, охлаждения или питания. Но если речь идёт о неполадках в системе смазки, а также о выходе из строя элементов поршневой группы, коленчатого вала, то тут без демонтажа не обойтись.
Снятие двигателя
Демонтаж силового агрегата — процесс не столько трудоёмкий, сколько требующий специального оборудования, а именно тельфера или другого приспособления, которое позволит вытянуть тяжёлый двигатель из моторного отсека.
Тельфер позволит извлечь двигатель из моторного отсека не прилагая никаких усилий
Кроме тельфера также потребуются:
Чтобы снять двигатель необходимо:
https://youtube.com/watch?v=oCeUagdzavU%3Ffeature%3Doembed
Замена вкладышей
Чтобы произвести замену вкладышей, необходимо:
Установка вкладышей
https://youtube.com/watch?v=u50N3rdqY-o%3Ffeature%3Doembed
Замена колец
Чтобы произвести замену поршневых колец, выполните п.п. 1–14 предыдущей инструкции. Дальше необходимо:
Дальнейшая сборка двигателя производится в обратном порядке.
Установка поршневых колец
https://youtube.com/watch?v=nd4l13Oq2PA%3Ffeature%3Doembed
Ремонт маслонасоса
Чаще всего маслонасос выходит из строя по причине износа его крышки, ведущей и ведомой шестерён. Устраняется подобная неисправность путём замены изношенных деталей. Для ремонта маслонасоса необходимо:
Ремонт масляного насоса
https://youtube.com/watch?v=6Pz7tL06HAk%3Ffeature%3Doembed
Как видите, самостоятельный ремонт двигателя ВАЗ 2105 не представляет особой сложности. Он может быть осуществлён в условиях собственного гаража без привлечения специалистов.
Высшее техническое образование
Двухкамерные карбюраторы серии «Озон» разработаны на базе изделий итальянского бренда Weber, устанавливавшихся на первые модели «Жигулей» – ВАЗ 2101–2103. Модификация ДААЗ 2105, предназначенная для бензиновых моторов рабочим объёмом 1,2–1,3 л, мало отличается от своего предшественника. Агрегат сохранил важное качество — надёжность и относительную простоту конструкции, позволяющую автолюбителю самостоятельно регулировать подачу топлива и устранять мелкие неисправности.
Назначение и устройство карбюратора
Основная функция агрегата — обеспечивать приготовление и дозировку топливовоздушной смеси на всех режимах работы двигателя без участия электронных систем, как это реализовано в более современных автомобилях с инжектором. Карбюратор ДААЗ 2105, установленный на посадочном фланце впускного коллектора, решает следующие задачи:
Агрегат оснащён двумя камерами, вторичная открывается вакуумным приводом
Карбюратор состоит из 3 частей — крышки, основного блока и корпуса дроссельных заслонок. В крышке располагается полуавтоматическая пусковая система, сетчатый фильтр, поплавок с игольчатым клапаном и трубка эконостата. Верхняя часть крепится к среднему блоку пятью винтами М5.
В торце крышки запрессован штуцер для подсоединения бензинового патрубка
Устройство основной части карбюратора более сложное и включает такие элементы:
В нижней части агрегата установлены оси с дроссельными заслонками и главные регулировочные винты — качества и количества топливовоздушной смеси. Также в данном блоке располагаются выходы множества каналов: холостого хода, переходной и пусковой системы, вентиляции картера и отбора вакуума для мембраны распределителя зажигания. Нижняя часть крепится к основному корпусу двумя винтами М6.
Конструкцией предусмотрены разные размеры камер и дросселей
Устройство агрегатов ДААЗ 2105
https://youtube.com/watch?v=SaycSxTsfyE%3Ffeature%3Doembed
Алгоритм работы
Без общего понимания принципа работы карбюратора сложно производить его ремонт и регулировку. Действия наобум не дадут положительного результата либо нанесут больший вред.
Принцип карбюрации основан на подаче топлива за счёт разрежения, создаваемого поршнями атмосферного бензинового двигателя. Дозировка осуществляется жиклёрами — деталями с калиброванными отверстиями, встроенными внутрь каналов и способными пропустить определённое количество воздуха и бензина.
Карбюрация основана на смешивании воздуха с бензином под воздействием разрежения от мотора
Работа карбюратора ДААЗ 2105 начинается с холодного пуска:
На автомобиле с исправным силовым агрегатом и карбюратором холодный пуск производится без нажатия на педаль газа при полностью вытянутом рычаге подсоса.
На холостых оборотах дроссели обеих камер закрыты наглухо. Горючая смесь всасывается через отверстие в стенке первичной камеры, куда выходит канал СХХ. Важный момент: кроме дозирующих жиклёров, внутри данного канала стоят регулировочные винты количества и качества. Обратите внимание: эти регуляторы не оказывают влияния на работу главной дозирующей системы, действующей при нажатой педали газа.
При работе на холостых оборотах топливо поступает через нижнее отверстие, расположенное под дросселем
Дальнейший алгоритм работы карбюратора выглядит так:
Чтобы при открытии вторичной заслонки не возник «провал», в карбюраторе задействована переходная система. По строению она идентична СХХ и находится с другой стороны агрегата. Только малое отверстие для подачи горючего сделано выше закрытой дроссельной заслонки вторичной камеры.
Неисправности и методы устранения
Регулировка карбюратора винтами не помогает избавиться от неполадок и делается один раз — в процессе настройки. Поэтому при возникновении неисправности бездумно крутить винты нельзя, ситуация только ухудшится. Выясните истинную причину поломки, устраните её, а потом переходите к регулировке (при необходимости).
Прежде чем браться за ремонт карбюратора, убедитесь, что виновником проблемы не является система зажигания, бензонасос или слабая компрессия в цилиндрах мотора. Распространённое заблуждение: выстрелы из глушителя либо карбюратора нередко принимают за неполадку агрегата, хотя здесь налицо проблема с зажиганием — искра на свече образуется слишком поздно или рано.
Какие неисправности напрямую связаны с карбюратором:
У перечисленных неполадок бывает несколько причин, поэтому предлагается рассмотреть их по отдельности.
Затруднённый пуск двигателя
Если цилиндро-поршневая группа двигателя ВАЗ 2105 находится в рабочем состоянии, то в коллекторе создаётся достаточное разрежение для всасывания горючей смеси. Затруднить пуск могут следующие неисправности карбюратора:
Проверка горючего в поплавковой камере делается без разборки: снимите крышку воздушного фильтра и дерните за тягу дросселя первичной заслонки, имитируя педаль газа. При наличии бензина носик насоса — ускорителя, расположенный над первичным диффузором, должен брызнуть плотной струёй.
Верхняя часть снимается после откручивания 5 винтов крепления
Когда уровень бензина в камере карбюратора превышает допустимый, топливо может стекать в коллектор самопроизвольно. Горячий мотор не заведётся — ему сначала нужно выбросить лишнее горючее из цилиндров в выхлопной тракт. Чтобы отрегулировать уровень, выполните такие действия:
При закрытом игольчатом клапане расстояние между поплавком и картонной прокладкой должна составлять 6,5 мм, а рабочий ход на оси — около 8 мм.
Настройка уровня топлива в поплавковой камере
https://youtube.com/watch?v=GhBapUbA8Rc%3Ffeature%3Doembed
Пропал холостой ход
Если двигатель глохнет на холостых оборотах, ищите неисправность в таком порядке:
Если с помощью предыдущих рекомендаций устранить неполадку не удалось, попробуйте задуть аэрозольную жидкость в отверстие корпуса дроссельных заслонок. Для этого демонтируйте регулировочный блок количества смеси вместе с фланцем, открутив 2 винта М4. В открывшееся отверстие залейте моющее средство, сам винт количества не крутите! При отрицательном результате, что случается довольно редко, обращайтесь к мастеру — карбюраторщику либо полностью разбирайте агрегат, о чём будет сказано далее.
Винт количества вынимается вместе с посадочным фланцем
Виновником нестабильной работы мотора на холостых оборотах редко бывает карбюратор. В особо запущенных случаях возникает подсос воздуха в коллектор из-под «подошвы» агрегата, между секциями корпуса или сквозь образовавшуюся трещину. Чтобы обнаружить и устранить проблему, карбюратор необходимо разобрать.
Как избавиться от «провалов»
Виновником «провалов» при резком нажатии на педаль акселератора в подавляющем большинстве случаев является насос — ускоритель карбюратора. Чтобы устранить эту неприятную неисправность, выполните следующие действия:
В старых сильно изношенных карбюраторах проблемы может создавать рычажок, чья рабочая поверхность значительно стёрлась и недожимает «пятак» диафрагмы. Такой рычаг следует поменять или аккуратно расклепать истёртый конец.
Жиклёр переходной системы стоит напротив жиклёра СХХ, но с другой стороны корпуса
Мелкие рывки при нажатии акселератора «до упора» свидетельствуют о загрязнении каналов и жиклёров переходной системы. Поскольку её устройство идентично СХХ, устраняйте проблему по инструкции, представленной выше.
Чистка шарикового клапана ускорительного насоса
https://youtube.com/watch?v=gCOA2VLIfk4%3Ffeature%3Doembed
Падение мощности мотора и вялый разгон
Есть 2 причины, по которым двигатель теряет мощность, — недостаток горючего и выход из строя большой мембраны, открывающей дроссель вторичной камеры. Последнюю поломку легко обнаружить: открутите 3 винта М4 крепления крышки вакуумного привода и доберитесь до резиновой диафрагмы. Если она потрескалась, установите новую деталь и соберите привод.
Чтобы проверить диафрагму вакуумного привода, достаточно выкрутить 3 винта на крышке
Во фланце вакуумного привода есть выход воздушного канала, уплотнённый маленьким резиновым кольцом. При разборке обратите внимание на состояние уплотнителя и при необходимости поменяйте его.
При исправном приводе вторичного дросселя ищите неполадку в другом месте:
Причиной недостатка топлива может быть низкий уровень бензина в поплавковой камере. Как его правильно отрегулировать, описывается выше в соответствующем разделе.
Проблемы повышенного расхода бензина
Подача в цилиндры слишком обогащённой смеси — одна из распространённых неполадок. Существует способ удостовериться, что виноват именно карбюратор: на холостых оборотах двигателя полностью закрутите винт качества, считая обороты. Если мотор не заглох, готовьтесь к ремонту — силовой агрегат вытягивает топливо из поплавковой камеры, минуя систему холостого хода.
Для начала попытайтесь обойтись малой кровью: снимите крышку, выкрутите все жиклёры и обильно обработайте доступные отверстия аэрозольным средством. Спустя несколько минут (точно указано на баллончике) продуйте все каналы компрессором, развивающим давление 6—8 Бар. Соберите карбюратор и сделайте контрольный заезд.
Переобогащенная смесь даёт о себе знать чёрной сажей на электродах свечей зажигания. Перед контрольным заездом почистите свечи, а по возвращении снова проверьте состояние электродов.
Чтобы хорошо прочистить каждую деталь, агрегат лучше разобрать полностью
Если местная промывка не дала результата, разберите карбюратор в таком порядке:
Дальнейшая задача — хорошенько вымыть все каналы, стенки камер и диффузоры. Направляя трубку баллончика в отверстия каналов, убедитесь, что пена выходит с другого конца. Эту же операцию проделайте сжатым воздухом.
После продувки поверните нижнюю часть на свет и убедитесь, что между дроссельными заслонками и стенками камер нет зазоров. Если таковые обнаружены, заслонки или нижний блок в сборе придётся менять, поскольку через щели двигатель бесконтрольно затягивает топливо. Операцию по замене дросселей доверьте специалисту.
Между закрытыми заслонками и стенками камеры не должно быть просветов
Выполняя полную разборку карбюратора ДААЗ 2105, рекомендуется проделать весь комплекс операций, перечисленных в предыдущем разделе: прочистить жиклёры, проверить и поменять мембраны, отрегулировать уровень горючего в поплавковой камере и так далее. Иначе вы рискуете оказаться в ситуации, когда одна поломка без конца сменяет другую.
Как правило, нижняя плоскость среднего блока выгнута дугой от нагрева. Фланец нужно притереть на большом шлифовальном круге, предварительно выдернув бронзовые втулки. Остальные плоскости шлифовать не следует. При сборке используйте только новые картонные прокладки. Установите карбюратор на место и переходите к настройке.
Полная разборка и ремонт карбюратора «Озон»
https://youtube.com/watch?v=VI1A00DXDNY%3Ffeature%3Doembed