Как работает ручной режим “робота”?
Переключать передачи несложно. Толкаем джойстик вперед — переключаемся “наверх”, тянем на себя — “вниз”. Важно понимать, что автоматика снабжена системой “защиты от дурака”. Она не позволит вам долго ехать на максимальных оборотах, и, когда стрелка тахометра приблизится к пределу, коробка даже в ручном режиме перейдет на передачу выше. Единственное исключение — первая передача. Если “раскрутить” мотор на ней, то “робот” не переключится наверх, а просто разомкнет сцепление. Логика не без странностей. Как же карабкаться на высокий подъем? Видимо, придется делать это с разгона и не “перекручивать” мотор.
Как трогаться на “роботе”?
На самом деле, вопрос не праздный. Роботизированные коробки часто бывают непростыми в управлении на старте. На “Приоре” нужно перевести селектор в положение А, затем нажать на тормоз и только потом на газ. К чему эти сложности? Снова “защита от дурака”, говорят на АвтоВАЗе. Вдруг селектор случайно переключит ребенок или собака, а затем нажмет на акселератор? Необходимость между этими манипуляциями нажимать на тормоз исключает риск на 100%. Система, безусловно, требует привыкания, но не лишена логики. Главное помнить, что если вы не нажали на тормоз и принялись давить на газ, то придется заново переключаться в нейтраль и снова в режим А.
Какие режимы есть на “роботе” “приоры”?
Режимов четыре. N — это нейтраль, А — аналог “драйва” на обычных АКПП, R — задний ход, а находящийся слева от нейтрали M — ручной режим для самостоятельного переключения тем же самым джойстиком. Ничего не забыли? Ах да, где же P, то есть паркинг? А никакого паркинга нет. Во время кратковременных остановок на светофорах придется переключаться на “нейтралку” и держать ногу на тормозе, ну а на стоянке можно спокойно глушить машину с включенным режимом А. Шестерни будут зацеплены, и автомобиль никуда не сдвинется — ручник поднимать не нужно.
Какова конструкция “робота” на “приоре”?
“Приора” — это не Porsche, и бюджетным моделям не полагаются “роботы” с двумя сцеплениями. Наша модель получила роботизированную трансмиссию с одним сцеплением, как на обычной “механике”. Мы уже говорили выше, что приоровский “робот” состоит из вазовской коробки и системы управления от ZF. Последняя включает в себя два актуатора (то есть электромоторчика) для выбора передач и включения/выключения сцепления, блок управления этими моторчиками, а также джойстик-селектор, которым водитель переключает режимы.
Управляемость и динамика
А вообще “Приору” можно ругать бесконечно — чем, собственно, большинство журналистов на белорусском тест-драйве и занималось. И в абсолютном большинстве случаев это справедливо, ведь слишком уж это специфичный автомобиль для тех, кто к нему не привык. Для тех, кто не менял долгие годы сначала одну “десятку” на другую, а потом перешел на “Приору”, очень непривычна “ватность” педали тормоза при отсутствии адекватного замедления, а валкость в поворотах и острая нехватка реактивного действия на руле вызывают недоумение. Можно было бы еще пройтись по неудачной компоновке педального узла, но… у нас под ногами только две педали, поэтому огрехи эргономики в этом месте не столь заметны, зато роботизированная трансмиссия достойна внимания. Потому что она — как будто не от этого автомобиля. Как если бы кто-то повесил на стену охотничьей хижины не шкуру медведя, а плазменную панель.
Эргономика
В прошлом году автомобилю уже делали фейслифт — тогда он в основном коснулся бамперов и решетки радиатора. Заодно переработали и интерьер, в частности, в салоне появился мультимедийный комплекс, как у “младших сестренок” Granta и Kalina. Он точно так же “тормозит” и имеет не всегда очевидную навигацию по меню, а экран его по-прежнему подслеповат. Главный плюс этого комплекса в том, что он есть. И это не злая шутка — большинство покупателей Lada пока готовы закрывать на подобные огрехи глаза. Но именно пока, ведь к хорошему быстро привыкаешь и начинаешь искать в нем плохое… А главная проблема интерьера — в эргономике родом из “десятки”!
Я, lada
Старушка, кстати, на пенсию еще не собирается — для нее на заводе существует программа long life, расписанная до 2020 года, — будут переработаны и тормоза, и подвеска, появится дополнительная шумоизоляция, при этом конструкцию постараются удешевить. Вкупе с новой трансмиссией и обновленным “лицом” (а точнее, “икс-фейсом”) это должно позволить АвтоВАЗу взвинтить упавший в последнее время спрос на “Приору”. Но осенью 2020 года в модельном ряду появится Vesta, в начале 2020-го — первый XRAY… неслучайно в салонах концептов этих автомобилей, представленных на ММАС-2020, на месте рычага КПП красуется именно селектор “робота” — точь-в-точь такой же, как на тестовой Lada Priora.