Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Неисправности вентилятора охлаждения и их признаки

С учётом того, что вентилятор является электромеханическим узлом, работа которого обеспечивается отдельной цепью, его неисправности могут проявляться по-разному:

Вентилятор не включается вообще

Главной опасностью, которую несёт поломка вентилятора охлаждения, является перегрев силовой установки. Важно контролировать положение стрелки прибора датчика указателя температуры и чувствовать момент включения устройства. Если электродвигатель не включается при достижении стрелкой красного сектора, скорее всего, имеет место неисправность либо самого устройства, либо элементов его цепи. К таким поломкам относятся:

Постоянная работа вентилятора

Бывает и так, что мотор устройства включается независимо от температуры силовой установки и работает постоянно. В этом случае могут иметь место:

Вентилятор включается рано, или, наоборот, поздно

Несвоевременное включение вентилятора свидетельствует о том, что характеристики датчика по каким-то причинам изменились, и его рабочий элемент неверно реагирует на изменения температуры. Подобные симптомы характерны как для карбюраторных, так и для инжекторных «семёрок».

Посторонние шумы и вибрация

Работа вентилятора охлаждения любого автомобиля сопровождается характерным шумом. Его создаёт крыльчатка, рассекая своими лопастями воздух. Даже сливаясь со звуком работы двигателя автомобиля, в «семёрке» этот шум отчётливо слышно даже из салона. Для наших машин он является нормой.

Если же вращение лопастей вентилятора сопровождается гулом, скрипом или свистом, возможно, пришёл в негодность передний подшипник или опорная втулка в крышке. Треск или стук свидетельствуют о контакте крыльчатки с внутренней кромкой рамки, в которую установлен электродвигатель. Такая неисправность возможна вследствие деформации или перекоса лопастей вентилятора. По этим же причинам возникает и вибрация.

Диагностика и ремонт

Проверку вентилятора и элементов его электрической цепи рекомендуется проводить в следующем порядке:

Проверка работоспособности предохранителя

Предохранитель обычно проверяется в первую очередь, так как этот процесс наиболее простой и не занимает много времени. Для его осуществления потребуется только автотестер или контрольная лампа. Суть диагностики заключается в том, чтобы определить, пропускает ли он электрический ток.

Предохранитель цепи вентилятора установлен в монтажном блоке автомобиля, который расположен в моторном отсеке. На схеме он обозначен как F-7 с номиналом 16 А. Для его проверки и замены необходимо выполнить следующие работы:

Диагностика реле

Как мы уже говорили, в инжекторных «семёрках» для разгрузки электрической цепи вентилятора радиатора предусмотрено реле. Оно установлено в дополнительном монтажном блоке, расположенном под вещевым ящиком в салоне машины, и обозначено, как R-3.

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Реле вентилятора обозначено стрелкой

Проверить реле самостоятельно довольно проблематично. Гораздо проще взять новое устройство и установить его на место диагностируемого. Если электровентилятор включится при нагреве хладагента до нужной температуры, значит, проблема была именно в нём.

Проверка и замена электродвигателя

Порядок работ следующий:

Диагностика и замена температурного датчика

Датчики температуры карбюраторных и инжекторных «семёрок» отличаются не только конструкцией, но и принципом действия. У первых датчик просто замыкает-размыкает контакты, а у вторых он меняет значение своего электрического сопротивления. Рассмотрим оба варианта.

Карбюраторный двигатель

Из инструментов и средств понадобятся:

Алгоритм проверки и замены следующий:

Как не допустить перегрева двигателя при неисправном датчике

https://youtube.com/watch?v=zB8BJNP-P_w%3Ffeature%3Doembed

Инжекторный двигатель

В инжекторной «семёрке» предусмотрено два температурных датчика. Один из них работает в паре с прибором, показывающим температуру хладагента водителю, другой — с ЭБУ. Нам нужен именно второй датчик. Как уже упоминалось, он установлен на патрубке рядом с термостатом. Для его проверки и замены нам потребуются:

Порядок работ такой:

Зависимость величины сопротивления ДТОЖ ВАЗ 2107 от температуры

На более старых моделях классики, вентилятор охлаждения работал напрямую от помпы, то в более новых моделях, таких как ВАЗ 2107 он работает не на прямую от помпы. Поэтому причин неисправности электрооборудования стало больше. В данном фотоотчёте наглядно показано как своими руками произвести замену вентилятора охлаждения на автомобиле ВАЗ 2107. Процедуре замены нет ничего сложного, можно обойтись даже без гаража, лишь бы был необходимый инструмент, а именно: гаечный ключик на 13 и ключ-трещётка с головкой к нему на всё те же 13.

Также можете ознакомится с видео о замене радиатора.

Сначала нужно открыть капот и отсоединить штекер с проводами питания от моторчика.

Также стоит отсоединить еще один провода, которые идут к датчику температуры.

После этого берем ключ и откручиваем сначала верхний болт крепления с левой стороны.

Затем такой же, только снизу.

И с правой стороны мотор в сборе с вентилятором крепится еще одним болтом, который также необходимо открутить.

Теперь еще остался один штекер, который нужно отсоединить, от датчика температуры, который находится на радиаторе внизу справа.

Затем можно легко и просто вынимать вентилятор радиатора, с небольшим усилием поднимая его вверх.

Окончательный результат выполненной работы можно посмотреть на фотографии ниже, где электродвигатель вентилятора ВАЗ 2107 полностью снят с автомобиля для последующей его замены.

Принудительное включение вентилятора

Некоторые владельцы «классики», в том числе и ВАЗ 2107 устанавливают в свои автомобили кнопку принудительного включения вентилятора. Она позволяет запускать электродвигатель устройства независимо от температуры хладагента. С учётом того, что конструкция системы охлаждения «семёрки» далека от идеальной, этот вариант когда-нибудь может сильно выручить. Пригодится он и тем водителям, которые часто перемещаются по просёлочным дорогам или вынуждены стоять в пробках.

Принудительное включение вентилятора уместно лишь на карбюраторных автомобилях. В машинах с инжекторными двигателями лучше полагаться на электронный блок управления и не вносить в его работу никаких изменений.

Новая Лада:  Сравнение Lada Granta (2011-2018) 1.6 (106 л.с.) лифтбек и Kia Rio (2011-2015) 1.4 хэтчбек

Самый простой способ заставить вентилятор включаться по желанию водителя — это вывести два провода от контактов датчика температуры в салон и подсоединить их к обычной кнопке на два положения. Для реализации этой идеи понадобятся только провода, кнопка и изолента или термоусадочная изоляция.

Если же вы хотите «разгрузить» кнопку от лишних нагрузок, можно установить в цепь реле по приведённой ниже схеме.

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

В принципе, ничего сложного ни в конструкции самого вентилятора, ни в цепи его подключения нет. Так что в случае возникновения любой поломки можете смело приступать к самостоятельному ремонту.

Вентилятор охлаждения ВАЗ 2107

В силовых установках первых «семёрок» вентилятор радиатора был установлен прямо на валу водяного насоса. Как и помпа, он приводился в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала. Такая конструкция в то время применялась и на других автомобилях. Она практически никогда не выходила из строя, а перегреть двигатель с ней было невозможно. Однако был у неё один недостаток. Постоянно охлаждавшийся силовой агрегат очень медленно прогревался. Именно поэтому конструкторы АвтоВАЗа изменили принцип принудительного обдува, заменив механический вентилятор на электрический, причём с автоматическим включением.

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Зачем нужен электровентилятор

Вентилятор предназначен для принудительного обдува радиатора охлаждения. Во время работы силовой установки жидкий хладагент через открывшийся термостат поступает в радиатор. Проходя по его трубкам, оборудованным тонкими пластинами (ламелями), хладагент остывает за счёт процесса теплообмена.

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Когда автомобиль движется на скорости, теплообмену способствует встречный поток воздуха, но если машина длительное время стоит, или едет медленно, охлаждающая жидкость остывать не успевает. В такие моменты двигатель от перегрева спасает именно электровентилятор.

Конструкция устройства

Вентилятор радиатора состоит из трёх основных элементов:

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Ротор электродвигателя оснащён пластиковой крыльчаткой. Именно она, вращаясь, создаёт направленный поток воздуха. Двигатель устройства установлен в металлическую рамку, при помощи которой он крепится к корпусу радиатора.

Как включается и работает электровентилятор

Процесс включения вентилятора у карбюраторных и инжекторных «семёрок» отличается. У первых за его включение отвечает механический температурный датчик, вмонтированный в нижнюю часть правого бака радиатора охлаждения. Когда двигатель холодный, контакты датчика разомкнуты. При повышении температуры хладагента до определённого уровня его контакты замыкаются, и напряжение начинает подаваться на щётки электродвигателя. Вентилятор будет продолжать свою работу до тех пор, пока охлаждающая жидкость не остынет и контакты датчика не разомкнутся.

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

В инжекторных «семёрках» схема включения электровентилятора другая. Здесь всё контролирует электронный блок управления. Исходным сигналом для ЭБУ является информация, поступающая с датчика, установленного в выходящем из двигателя патрубке (возле термостата). Получив такой сигнал, электронный блок обрабатывает его и посылает команду на реле, отвечающее за включение мотора вентилятора. Оно замыкает цепь и подаёт электричество на электродвигатель. Работа устройства будет продолжаться до падения температуры хладагента.

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

И в карбюраторных, и в инжекторных «семёрках» защита цепи электровентилятора осуществляется при помощи отдельного предохранителя.

Электромотор вентилятора

Электрический двигатель является основным узлом устройства. В ВАЗ 2107 применялись два типа моторов: МЭ-271 и МЭ-272. По характеристикам они практически идентичны, а вот что касается конструкции, то она несколько отличается. В двигателе МЭ-271 корпус штампованный, т. е. неразборный. Он не нуждается в периодическом обслуживании, однако в случае неисправности, его можно только заменить.

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Не каждый электродвигатель вентилятора можно разобрать

Устройство и характеристики электродвигателя вентилятора

Конструктивно мотор состоит из:

Электромотор МЭ-272 также в обслуживании не нуждается, но в отличие от предыдущей модели в случае необходимости его можно частично разобрать и попытаться восстановить. Разборка осуществляется путём отворачивания стяжных болтов и снятия задней крышки.

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

МЭ-272 имеет разборную конструкцию

На практике ремонт электровентилятора нецелесообразен. Во-первых, запчасти к нему можно купить только бывшие в употреблении, а во-вторых, новое устройство в сборе с крыльчаткой стоит не больше 1500 рублей.

Основные технические характеристики электродвигателя МЭ-272

Снятие: 1) Для начала снимите аккумулятор с автомобиля, просто он мешать снятию будет, если вы не умеете это делать, тогда предлагаем вам ознакомиться со статьёй, называется которая: «Замена аккумулятора на машине», в ней всё подробно расписано.

2) Идём дальше, теперь смотрите на электродвигатель вентилятора, от него идут провода, пройдитесь глазами по этим проводам и разыщите стяжной хомут который не даёт им болтаться и стягивает между собой, его вам нужно будет расстегнуть и отложить в сторонку (см. фото 1), после этого колодку проводов и разъём ещё между собой разъедините (Данная колодки и разъём которые скрепляются между собой, так же на первом фото показаны синей стрелкой), затем в верхней части кожуха вентилятора вы найдёте провод который идёт на датчик включения вентилятора радиатора, данный провод крепится к кожуху при помощи трёх держателей (Они стрелками указаны на фото 2) их и нужно то будет вам вынуть, вынимаются они очёнь просто, для этого сожмите по бокам их руками и потом потянув за них выньте из отверстий в кожухе, ну и в завершение выворачивайте все болты гаечным ключом которые кожух к радиатору крепят (см. фото 3) и в конечном итоге, вынимайте кожух из подкапотного пространства автомобиля как это на последнем фото показано.

Новая Лада:  Отопитель салона - Архив - Страница 11 - Официальный Лада Гранта Клуб

Примечание! Помните мы ранее говорили то что нужно страховочным крючком запасаться, так вот привязывайте этот крючок за кожух чтобы кожух не упал в тот момент когда все болты его крепления будут выкручены, или ещё проще, попросите помощника чтобы он вам придерживал кожух когда вы будете откручивать все болты его крепления!

Установка: Устанавливаются все детали на свои места в обратной последовательности, поэтому трудней у вас с этим возникнуть не должно.

Как заменить вентилятор радиатора на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Добро пожаловать! Электродвигатель вентилятора – он то и приводит в работу вентилятор который охлаждает двигатель автомобиля, на самом деле если говорить точнее, то вентилятор охлаждает только радиатор внутри которого находиться охлаждающая жидкость, которая постепенно нагревается (До высокой температуры ей не даёт нагреваться этот самый вентилятор) и разливается по патрубкам систему охлаждения, циркулирую по всей системе за счёт неё двигатель и охлаждается.

Примечание! Чтобы поменять данный электродвигатель, нужно будет вам запастись: Набором всех ключей которые у вас есть, лучше всего конечно же воротками с накидными головками пользоваться потому что ими удобней, но если у вас только ключи (Гаечные, накидные к примеру) то и ими можно обойтись, кроме этого отвёртка понадобиться и сам электродвигатель купленный в автомагазине!

Где находиться электродвигатель вентилятора? Давайте начнём сперва с того, что сам электродвигатель, а так же вентилятор (Мы больше не будет называть вентилятор, потому что правильнее будет крыльчатка, просто многие уже к этому названию «Вентилятор» привыкли) находятся на кожухе и крепятся к нему при помощи гаек, отвернув которые оба данных агрегата (Электродвигатель и крыльчатку) можно будет снять, для наглядности чуть ниже вы можете увидеть фотографию на которой на радиатор установлен вентилятор, на этом фото так же видно его электродвигатель (Он указан синей стрелкой) и крыльчатку, она уже красной стрелкой указана.

Когда нужно менять электродвигатель вентилятора? Его меняют при выходе из строя, вы это сразу поймёте потому что крыльчатка крутиться просто не будет, автомобиль при этом будет греться, особенно вы это будете в жару стоя в пробке замечать, поэтому при выходе из строя электродвигателя его рекомендовано сразу же менять, потому что с неисправной системой охлаждения и двигатель можно загубить, но кроме этого электродвигателя так же из строя может выйти датчик включения вентилятора, поэтому первым же делом проверяйте его на работоспособность и если будет надо то меняйте, проверку его выполнить довольно легко и никаких подручных средств не понадобиться, более подробно о том как это сделать, описано «вот в этой статье».

Самая распространённая неисправность радиатора — возникновение течи. Вследствие изношенности или из-за механических повреждений в корпусе радиатора возникают трещины, которые на начальном этапе можно попробовать устранить различными химическими добавками. Практика показывает однако, что такая мера часто носит временный характер и через определённое время течь возобновляется. Некоторые автовладельцы в этом случае используют так называемую холодную сварку — пластилиноподобную смесь, затвердевающую при нанесении на металл. Наиболее действенное и проверенное средство борьбы с течью радиатора — пайка корпуса обычным паяльником.

Приступая к ремонту радиатора методом запаивания, необходимо иметь под рукой для начала:

Этого набора инструментов достаточно для демонтажа радиатора при условии, что система уже освобождена от охлаждающей жидкости. Чтобы снять радиатор, необходимо:

После того как радиатор будет демонтирован, следует подготовить:

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Для запаивания радиатора потребуются паяльник, олово и паяльная кислота или канифоль

Запаивание повреждённых участков выполняется в такой последовательности:

Если трещина возникла на одном из баков радиатора, можно заменить вышедшую из строя ёмкость на аналогичную, снятую с другого радиатора. Для этого необходимо:

Монтаж радиатора выполняется в последовательности, обратной демонтажу.

Самостоятельный демонтаж радиатора ВАЗ-2107

https://youtube.com/watch?v=7suI7exyBzg%3Ffeature%3Doembed

Вентилятор радиатора ВАЗ-2107

Электрический вентилятор охлаждения радиатора, установленный в автомобиле ВАЗ-2107, автоматически включается в тот момент, когда температура охлаждающей жидкости доходит до отметки 90 °C. Основное предназначение вентилятора — обеспечивать нормальную температуру двигателя независимо от внешних условий и режима движения автомобиля. Например, если машина стоит в пробке, то двигатель продолжает работать и нагреваться. Естественное воздушное охлаждение радиатора в это время не работает, и на помощь приходит вентилятор, который включается по сигналу датчика, установленного на радиаторе.

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Электрический вентилятор ВАЗ-2107 включается по сигналу датчика, установленного на радиаторе

Датчик включения вентилятора

Датчик должен обеспечивать своевременное включение вентилятора в ситуации, когда радиатор самостоятельно не справляется с охлаждением двигателя. Если все устройства и механизмы работают исправно, то первоначально, после запуска двигателя, охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, пока не нагреется до 80 °C. После этого открывается термостат и жидкость начинает двигаться по большому кругу, включающему радиатор. И только если работы радиатора недостаточно для охлаждения и температура жидкости достигает 90 °C, включается вентилятор по команде датчика, который расположен в нижней части радиатора и закреплён в специально предусмотренном отверстии. Если датчик по какой-то причине отсутствует, отверстие закрывается заглушкой.

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Датчик вкручивается в специальное отверстие на радиаторе

Если вентилятор не включается при 90 °C, не стоит сразу трогать датчик. Сначала следует убедиться в том, что уровень охлаждающей жидкости не опустился ниже допустимого. Ещё одной причиной перегрева может быть неисправность термостата: если температура перевалила за 90 °C, а нижняя часть радиатора холодная, скорее всего, дело именно в этом приборе. Проверить исправность датчика можно, отсоединив клеммы и замкнув их между собой. Если при этом вентилятор включится, значит, датчик вышел из строя. Проверить датчик, который ещё не установлен на автомобиль, можно с помощью омметра. Для этого устройство опускается в воду (той частью, которая расположена внутри радиатора), которая начинает нагреваться. Если он исправен, омметр сработает при разогреве воды до температуры 90–92 °C.

Новая Лада:  Замена обшивки дверей ваз 2107

Читайте, как самостоятельно поменять охлаждающую жидкость: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/sistema-ohdazhdeniya/zamena-tosola-vaz-2107.html

Для замены вышедшего из строя датчика необходимо:

Конструкции и принципы работы датчиков

В разные годы на автомобили ВАЗ 2107 устанавливались различные модели датчиков включения вентилятора. Вначале это были электромеханические датчики, затем им на смену пришла электроника. Рассмотрим каждое устройство подробнее.

Электромеханический датчик ВАЗ 2107

Внутри электромеханического датчика находится небольшая ёмкость с церезитом, смешанным с медной пудрой. Над этим веществом расположена гибкая мембрана с прикреплённым к ней толкателем. А толкатель, в свою очередь, подключён к подвижному контакту. Вся эта конструкция помещена в стальной корпус с толстыми стенками (которые необходимы для обеспечения более равномерного нагрева датчика). На внешней части корпуса имеется резьба и пара электрических контактов.

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

В основе работы электромеханического датчика ВАЗ 2107 лежит расширение церезита под действием высокой температуры

В основе работы датчика лежит простой принцип: объём церезита меняется с повышением температуры. Церезит, разогреваясь под действием почти закипевшего антифриза, расширяется и поднимает мембрану, которая приводит в движение толкатель. Он достигает подвижного контакта и замыкает его, что приводит к включению вентилятора. Когда температура антифриза из-за дополнительного обдува понизится, церезит остывает, мембрана уходит вниз, контакт размыкается и вентилятор отключается.

Электронный датчик ВАЗ 2107

Основа электронного датчика — термический резистор, вставленный в массивный стальной корпус. Как и в предыдущем случае, на корпусе имеется резьба, позволяющая вкрутить датчик в радиатор, и пара контактов.

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Основным элементом электронного датчика ВАЗ 2107 является терморезистор

Работа электронного датчика основана на изменении сопротивления резистора под воздействием высокой температуры. Изменения электрического сопротивления отслеживаются специальной схемой. И когда сопротивление достигает определённых значений, схема посылает сигнал на систему контактов, они замыкаются и включают вентилятор.

Расположение датчика

Практически на всех классических моделях ВАЗ датчики включения вентиляторов вкручиваются прямо в радиаторы охлаждения. Это необходимо для того, чтобы большая часть рабочей поверхности датчика контактировала с горячим антифризом. Между датчиком и радиатором в обязательном порядке устанавливается специальная уплотнительная прокладка из материала, устойчивого к высоким температурам.

Замена вентилятора радиатора ваз 2107

Красной стрелкой обозначен датчик вентилятора ВАЗ 2107, синей — уплотнительное кольцо под ним

Поскольку датчик вентилятора ВАЗ 2107 вкручен в нижнюю часть главного радиатора, то менять его удобнее всего из смотровой ямы, на которую надо установить автомобиль.

Ранние модификации ВАЗ 2107 имели вентилятор с механическим приводом

Более поздние модификации «семерок» оборудовались электрическими вентиляторами охлаждения

Цепь устройства замыкается посредством датчика, реагирующего на изменение температуры хладагента

В инжекторных «семерках» вентилятор включается по команде ЭБУ

Как заменить электродвигатель вентилятора на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?

Снятие: 1) Для начала снимите кожух вентилятора на котором установлена крыльчатка и сам электродвигатель с автомобиля, если вы не знаете и не умеете этого делать, то в таком случае ознакомьтесь со статьёй называется которая: «Замена вентилятора радиатора», там инструкция по снятию написана.

2) Теперь переходим к разборке кожуха вентилятора и к снятию с него всех деталей, во-первых стопорную шайбу которая в центральной части крепит крыльчатку снимите поддев её для этого отвёрткой (см. фото 1, на некоторых автомобилях вместо этой шайбы, в центре может быть так же завёрнута гайка крепления крыльчатки, поэтому если у вас гайка, тогда отверните её и после чего снимите крыльчатку), далее сделайте метку при помощи фломастера или же ещё чего либо, в том месте где провода от электродвигателя вентилятора выходят (см. фото 2, это делается для того, чтобы при снятии электродвигателя установить его на то же самое место, просто если вы его по другому как то закрепите то колодку проводов идущую от него вы просто с разъёмом соединить не сможете, так как она будет совершенно в другое место смотреть), следом выньте хомут как это вы уже делали чуть ранее (см. фото 3, данный хомут провод идущий от электродвигателя вентилятора к кожуху крепит), и в завершение отверните три гайки которые крепят электродвигатель к кожуху (см. последнее фото) и снимите его после этого.

Примечание! Распорные втулки ещё снимите со всех шпилек корпуса электродвигателя как это на первом фото показано и после чего упругие втулки при помощи отвёртки подденьте и так их снимите, но на этот раз уже с кожуха (см. фото 2)!

Установка: Устанавливается данный двигатель в обратном порядке его снятию, ничего сложного в этом нет, вы главное при покупке нового электродвигателя не ошибетесь, проверяйте а подойдёт ли он по крепления в кожухе да и на колодку проводов идущую от него тоже взгляните и проверьте точно такая же она, вить если будет другой формы то вы просто с разъёмом её не соедините.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий