Двигатель lada granta (ваз 2190)
Двигатели Lada Granta — бензиновые, четырехтактные, четырехцилиндровые рядные с верхним расположением распределительного вала и жидкостным охлаждением.
Информация актуальна для моделей 2021, 2021, 2021, 2021, 2021, 2021 года выпуска.
Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания | |
Порядок работы цилиндров двигателя | 1-3-4-2 |
Минимальная частота вращения коленчатого вата на холостом ходу, мин-1 | 840 |
Давление в системе смазки двигателя при температуре масла 85 ‘С и при частоте вращения коленчатого вата 5400 об/мин, кПа (кгс/см2) | 441,3-637,4 (4,5 — 6,5) |
Минимальное давление в системе смазки двигателя на холостом ходу, кПа (кгс/см2) | 196,2 (2,0) |
Объем масла в системе смазки двигателя, л | 3,5 |
Группа моторного масла по API. не ниже | SJ. SL, SM |
Класс вязкости моторного масла по SAE: | |
—15 *С — выше 45 *С | 20W50 |
-20 *С — 45 *С | 15W40 |
-25 *С — 35 *С | 10W40 |
-25 *С — 25 *С | 10W30 |
-30 *С — 35 *С | 5W40 |
— 30 *С — 25 *С | 5W30 |
ниже -35 *С — 30 *С | 0W40 |
ниже -35 *С — 25 *С | 0W30 |
Применяемый масляный фильтр | 2108-1012005; 2108-1012005-07; 2108-1012005-08 |
Моменты затяжки резьбовых соединений | ||
Наименование узлов и деталей | Резьба | Момент затяжки, Нм (кгс-м) |
Болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вата | М10х1,25 | 68.З — 84,4 (7.0-8,6) |
Болты крепления крышек шатунов | М9х1 | 43.3 — 53,5 (4,4-5,5) |
Болты крепления масляного насоса | М6 | 8,3 — 10,3 (0,9-1,1) |
Резьбовая пробка редукционного клапана масляного насоса | М16×1,5 | 45,5-73,5 (4,6-7.5) |
Болты крепления корпуса масляного насоса | М6 | 7.2 — 9,2 (0.7-0,9) |
Болт крепления маслоприемника к масляному насосу | М6 | 6,9-8,2 (0,7-0,8) |
Болты крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника | М6 | 8.3 — 10,3 (0,9-1,1) |
Болты крепления маховика | М10×1,25 | 61,0 — 87,4 (6,2-8,9) |
Болт крепления шкива коленчатого вата | М12×1,25 | 97,9 — 108,8 (9,9-11.1) |
Болты крепления поддона картера | Мб | 5,2 — 8,2 (0,5-0,8) |
Болты крепления головки блока цилиндров (схему затяжки см. в тексте с. 43) | М12х1,25 | |
Гайки крепления корпуса подшипников распределительного вала | М8 | 18.4 — 22,6(1,9-2,3) |
Болт крепления шкива распред. вала | М10 | 67.4- 83,3 (6,9-8,5) |
Болты крепления крышки головки блока цилиндров | М6 | 1,9-4.6 (0,2-0.5) |
Штуцер масляного фильтра | М20х1,5 | 37.5- 87,5 (3,8-8,9) |
Датчик аварийного давления масла | М14×1,5 | 24-27 (2,5-2,8) |
Болты крепления насоса охлаждающей жидкости | Мб | 7,6-8,0 (0,8-0,8) |
Гайки крепления термостата | М8 | 16,0-22.6(1,6-2,3) |
Болты крепления фланца трубы системы охлаждения к блоку цилиндров | Мб | 4,2-5,2 (0,4-0,5) |
Болты крепления правой и левой опор силового агрегата к кронштейнам | М10х1,25 | 41,7-51,5 (4,3-5.3) |
Болты крепления кронштейна правой опоры силового агрегата к блоку цилиндров двигателя | М10х1,25 | 32,2-51.9 (3,3-5,5) |
Гайки и болты крепления правой и левой опор силового агрегата к лонжеронам | М10×1,25 | 41,7-51.5 (4,3-5,3) |
Болты крепления кронштейна левой опоры силового агрегата к картеру коробки передач | М10×1,25 | 32.2-51,9 (3,3-5.5) |
Гайки болтов крепления кронштейна задней опоры сатового агрегата к картеру коробки передач | М12 | 60.7-98.0 (6,2-10.0) |
Гайки крепления задней опоры сатового агрегата к кузову | М10х1.25 | 27,5-34,1 (2,8-3,5) |
Восьмиклапанные двигатели рабочим объемом 1,6 л созданы на базе двигателя ВАЗ-2111. Они имеют увеличенный по высоте на 2.3 мм блок цилиндров и оригинальный коленчатый вал. Диаметр цилиндров оставлен прежний — 82 мм, ход поршня увеличен до 75.6 мм в отличие от 71 мм у базового двигателя. В опорах коренных подшипников установлены масляные форсунки.
В головке блока цилиндров установлены один распределительный вал, восемь клапанов и восемь толкателей клапанов с регулировочными шайбами. Опоры распределительного вала выполнены в головке. К верхней плоскости головки болтами крепятся два корпуса подшипников распределительного вала. Сверху газораспределительный механизм закрыт крышкой с маслозаливной горловиной.
Привод распределительного вата и насоса охлаждающей жидкости осуществляется зубчатым ремнем от зубчатого шкива, установленного на коленчатом вале двигателя. Натяжение ремня и направление его движения по шкивам осуществляется натяжным роликом.
Блок цилиндров — чугунный, с выточенными в нем цилиндрами. Внутренние полости блока для охлаждающей жидкости образованы при его литье, а канаты подачи масла выполнены сверлением. В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала.
Крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы и имеют маркировку порядкового номера подшипника, начиная от шкива коленчатого вала. В крышке второго коренного подшипника выполнены два резьбовых отверстия под болты крепления маслозаборника. В опоры и крышки установлены сталеалюминиевые вкладыши коренных подшипников.
По обеим сторонам опоры третьего коренного подшипника выполнены гнезда для установки упорных полуколец, препятствующих осевому перемещению коленчатого вала. Переднее полукольцо — сталеалюминевое. заднее — металокерамическое, желтого цвета с обеих сторон.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава. На каждом поршне установлено два компрессионных и одно маслосьемное кольцо. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа с проточкой и острой кромкой на нижней плоскости. Внутрь маслосьемного кольца устанавливается пружинный расширитель.
Пальцы — плавающего типа (фиксируются в поршнях двумя пружинными стопорными кольцами) или зафиксированы в верхнюю головку шатуна методом горячей посадки.
В верхней головке шатуна запрессована сталебронзовая втулка. Крышки шатунов не взаимозаменяемы и устанавливаются на шатун только в одном положении.
Снизу к блоку цилиндров крепится поддон картера.
Система смазки двигателей комбинированная — под давлением и разбрызгиванием. Масляный насос -шестеренного типа с внутренним зацеплением и приводом от переднего конца коленчатого вала. Через маслозаборник, насос забирает масло из поддона картера и под давлением нагнетает в каналы системы смазки двигателя.
Для контроля за количеством масла в поддоне установлен измерительный щуп — указатель уровня. Масляный фильтр — полнопоточный, с бумажным фильтрующим элементом и обратным клапаном. препятствующим вытеканию масла из каналов системы смазки в поддон картера после остановки двигателя.
В опорах коренных подшипников установлены масляные форсунки. Масло из форсунок подается на внутренние поверхности поршней для их охлаждения. Часть масла попадает на верхние головки шатунов и через выполненные в них конические отверстия стекает на поршневые пальцы, смазывая их.
В теле коленчатого вала просверлены каналы. По ним масло поступает к шатунным шейкам, смазывая их. В каналы коленчатого вала масло поступает из блока цилиндров через отверстия во вкладышах коренных подшипников и коренных шейках. Технологические отверстия каналов закрыты стальными штампованными заглушками.
Поперечный разрез двигателя: 1 — пробка сливного отверстия поддона картера; 2 — поддон картера двигателя 3 — коленчатый вал: 4 — масляный фильтр: 5 — каталический коллектор; 6 — насос охлаждающей жидкости: 7 поршень; 8 — датчик концентрации кислорода;
9 — прокладка впускного трубопровода и выпускного коллектора; 10 — впускной трубопровод; 11 — форсунка; 12 — диагностический штуцер топливной рампы; 13 — ресивер: 14 — кронштейн крепления наконечника оболочки троса: 15 — крышка головки блока цилиндров;
16 — корпус подшипников распределительных валов: 17 — распределительный вал; 18 — шланг системы вентиляции картера; 19 — толкатель клапана; 20 — головка блока цилиндров; 21 — болт крепления головки к блоку цилиндров; 22 — клапан; 23 — свеча; 24 — прокладка головки блока цилиндров;
25 — верхнее компрессионное кольцо; 26 — нижнее компрессионное кольцо; 27 — маслосъемное кольцо; 28 — поршневой палец; 29 — штуцер для установки указателя уровня масла; 30 — шатун; 31 — маховик; 32 — блок цилиндров; 33 — подкладка поддона картера; 34 — указатель уровня масла; 35 — маслосборник
С левой стороны блока выполнена полость для установки насоса охлаждающей жидкости и прилив для установки масляного фильтра.
Генератор приводится в действие поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вата двигателя.
Ресивер впускного трубопровода выполнен из пластмассы. Выпускной коллектор — стальной, совмещен с каталитическим нейтрализатором. Его соединение с головкой уплотняется ДВУХСЛОЙНОЙ металлической прокладкой.
Двигатели 11186 и 21116 отличаются от модели 11183 облегченной шатунно-поршневой группой.
Поршни с короткой юбкой.
Все поршневые кольца более тонкие, чем на предыдущих моделях двигателей, что призвано сократить внутренние потери двигателя на трение.
Шатуны — «колоше».
Момент затяжки гбц на двигателях змз.
Двигатели ЗМЗ представлены модификациями ЗМЗ-402.5, ЗМЗ-402.6, ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063, ЗМЗ-40522, ЗМЗ-40524. Моменты затяжек гбц у этих моделях двигателей имеют разные значения.
Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н-м (кгс*м ) |
---|---|---|
Гайка крепления головки блока цилиндров | — | 85-90 (8,5-9) |
Болт крепления задней крышки головки блока цилиндров | — | 11-16 (1,1-1,6) |
Болт крепления крышки головки блока цилиндров | — | 4,5-8 (0,45-0,8) |
Таблица №10. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ЗМЗ 4025 и ЗМЗ-4026.
Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н-м (кгс*м ) |
---|---|---|
Болт крепления головки блока цилиндров | — | 1) Предварительная затяжка: 40-60(4,0-6,0); 2) окончательная затяжка: 130-145 (13,0-14,5) |
Таблица №13. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ЗМЗ-409.
Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров показана на рисунке
Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н-м (кгс*м ) |
---|---|---|
Гайки крепления головки блока цилиндров | — | 77-82 |
Таблица №14. Момент затяжки головки блока цилиндров (гбц) ГАЗ-53.
Момент затяжки на двигателях КАМАЗ-740.10, КАМАЗ-7403.10 или КАМАЗ-740.11-240 совпадает и приведен в таблице №15.
Источник
Собрать шатунно-поршневую группу
Подобрать при необходимости комплект шатунов по массе. Шатуны должны быть одного весового класса.
Установить стопорное кольцо 1, рисунок 49, поршневого пальца в кольцевую канавку отверстия бобышки поршня 2. Смазать отверстия в бобышках поршня и отверстие во втулке верхней головки шатуна моторным маслом. Установить поршневой палец 3 в поршень 2 и шатун 4.
Сферические метки на шатуне и маркировка на поршне (стрелка) должны находиться с одной стороны. Установить второе стопорное кольцо 1 в кольцевую канавку отверстия бобышки поршня (отвертка плоская, масло моторное).
Нанести на поршневые кольца и канавки поршней тонкий слой моторного масла (масло моторное).
Установить на поршень поршневые кольца. Все поршневые кольца должны быть установлены так, чтобы метки TOP были направлены к верху поршня, а цветные метки располагались слева от замка. Поршневые кольца должны свободно проворачиваться в канавках поршня.
Ориентация замков поршневых колец показана на рисунке 50 (клещи для снятия и установки поршневых колец).
Таблица 9 – Схема селективной установки коренных вкладышей коленчатого вала
Измеряемый параметр | Номер группы | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Диаметр коренных опор блока цилин-дров | Размер | 54,506 54,511 | 54,506 54,511 | 54,506 54,511 | 54,511 54,516 | 54,511 54,516 | 54,511 54,516 | 54,516 54,521 | 54,516 54,521 | 54,516 54,521 |
Класс* | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | |
Вкладыш коренного подшипника верхний | Толщина | 1,826 1,832 | 1,826 1,832 | 1,826 1,832 | 1,832 1,838 | 1,832 1,838 | 1,832 1,838 | 1,838 1,844 | 1,838 1,844 | 1,838 1,844 |
Обозначение | 21177- 1005170-01 | 21177- 1005170-01 | 21177- 1005170-01 | 21177- 1005170-02 | 21177- 1005170-02 | 21177- 1005170-02 | 21177- 1005170-03 | 21177- 1005170-03 | 21177- 1005170-03 | |
Цвет маркировки | Зеленый | Зеленый | Зеленый | Корич невый | Корич невый | Корич невый | Синий | Синий | Синий | |
Диаметр коренных шеек коленчатого вала | Размер | 50,812 50,819 | 50,806 50,812 | 50,799 50,806 | 50,812 50,819 | 50,806 50,812 | 50,799 50,806 | 50,812 50,819 | 50,806 50,812 | 50,799 50,806 |
Класс** | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Вкладыш коренного подшипника нижний | Толщина | 1,826 1,832 | 1,832 1,838 | 1,838 1,844 | 1,826 1,832 | 1,832 1,838 | 1,838 1,844 | 1,826 1,832 | 1,832 1,838 | 1,838 1,844 |
Обозначение | 21177- 1005171-01 | 21177-1005171-02 | 21177-1005171 -03 | 21177- 1005171-01 | 21177- 1005171-02 | 21177- 1005171-03 | 21177- 1005171-01 | 21177- 1005171-02 | 21177- 1005171-03 | |
Цвет маркировки | Зеленый | Корич невый | Синий | Зеленый | Корич невый | Синий | Зеленый | Корич невый | Синий | |
Зазор | min | 0,023 | 0,024 | 0,024 | 0,022 | 0,023 | 0,023 | 0,021 | 0,022 | 0,022 |
max | 0,047 | 0,047 | 0,048 | 0,046 | 0,046 | 0,047 | 0,045 | 0,045 | 0,046 |
* – маркировка на переднем торце блока цилиндров;**- маркировка на заднем торце коленчатого вала.
Таблица 10 – Схема селективной установки вкладышей шатуна
Измеряемый параметр | Номер группы | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Диаметр нижней головки шатуна | Размер | 46,600 46,605 | 46,600 46,605 | 46,600 46,605 | 46,605 46,611 | 46,605 46,611 | 46,605 46,611 | 46,611 46,616 | 46,611 46,616 | 46,611 46,616 |
Класс* | А | А | А | В | В | В | С | С | С | |
Вкладыш шатуна верхний | Толщина | 1,790 1,796 | 1,790 1,796 | 1,790 1,796 | 1,796 1,802 | 1,796 1,802 | 1,796 1,802 | 1,802 1,808 | 1,802 1,808 | 1,802 1,808 |
Обозначение | 21177- 1004058-01 | 21177- 1004058-01 | 21177- 1004058-01 | 21177- 1004058-02 | 21177- 1004058-02 | 21177- 1004058-02 | 21177- 1004058-03 | 21177- 1004058-03 | 21177- 1004058-03 | |
Цвет маркировки | Зеленый | Зеленый | Зеленый | Корич невый | Корич невый | Корич невый | Синий | Синий | Синий | |
Диаметр шатунных шеек коленча-того вала | Размер | 42,990 42,995 | 42,984 42,990 | 42,979 42,984 | 42,990 42,995 | 42,984 42,990 | 42,979 42,984 | 42,990 42,995 | 42,984 42,990 | 42,979 42,984 |
Класс** | А | В | С | А | В | С | А | В | С | |
Вкладыш шатуна нижний | Толщина | 1,790 1,796 | 1,796 1,802 | 1,802 1,808 | 1,790 1,796 | 1,796 1,802 | 1,802 1,808 | 1,790 1,796 | 1,796 1,802 | 1,802 1,808 |
Обозначение | 21177- 1004058-01 | 21177- 1004058-02 | 21177- 1004058-03 | 21177- 1004058-01 | 21177- 1004058-02 | 21177- 1004058-03 | 21177- 1004058-01 | 21177- 1004058-02 | 21177- 1004058-03 | |
Цвет маркировки | Зеленый | Корич невый | Синий | Зеленый | Корич невый | Синий | Зеленый | Корич невый | Синий | |
Зазор *** | min | 0,022 | 0,021 | 0,021 | 0,021 | 0,020 | 0,020 | 0,021 | 0,020 | 0,020 |
max | 0,049 | 0,049 | 0,048 | 0,049 | 0,049 | 0,048 | 0,048 | 0,048 | 0,047 |
* – маркировка на шатуне;** – маркировка на заднем торце коленчатого вала;*** – с учетом расчетной деформации отверстия шатуна от установки вкладышей величиной 9…14 мкм.
Этапы
- Установите транспортное средство на ровной поверхности.
- Дайте двигателю остыть.
Силовая установка - Первым делом необходимо снять кожух силового агрегата 8 кл.
- Поршень цилиндра номер один нужно установить в положение верхней мертвой точки.
- Обесточьте систему, отключив минусовый провод аккумулятора.
- Слейте ОЖ.
- Отсоедините и уберите в сторону воздушный фильтрующий элемент.
- Отсоедините шланги подогрева, другие трубы и разъемы.
- Не забудьте от свечей отсоединить все провода.
- Далее снимаем крышку ГБЦ.
- Демонтируйте крышку привода распредвала находящуюся спереди.
- Вставьте в отверстие ступицы шкива отвертку, чтобы распредвал не прокручивался, и ослабьте затяжку болта закрепляющий зубчатый шкив.
- Далее необходимо снять ремень ГРМ.
- Полностью выкрутите болт, на котором крепится шкив распредвала.
- Снимите шкив.
- Далее необходимо снять крышку привода распредвала, которая находится сзади.
- Снимаем оставшиеся патрубки и провода.
- После отсоединения всех проводов и патрубков нужно ослабить затяжку болтов, которыми закреплена ГБЦ калины 8 кл. Делается это строго по схеме.
Обязательно строго придеживайтесь этой схемы когда ослабляете болты - Далее необходимо полностью выкрутить болты крепления ГБЦ.
- Вынимаются они вместе с шайбами.
- Снимаем ГБЦ.
- Стоит знать, что в ходе длительной эксплуатации болты, с помощью которых закреплена ГБЦ увеличиваются по длине. Поэтому лучше не экономить, а установить новые.
- Перед тем как устанавливать новые болты их необходимо смазать маслом.
- Убираем прокладку головки блока цилиндров Калины.
- Место, на котором она была установлено необходимо очистить. Делается это не механическим путем, а при помощи специальной жидкости. В случае если вы примените напильник или металлическую щетку, то возникает большой риск поцарапать поверхности. Как следствие утрата герметичности со всеми вытекающими последствиями.
Поверхность шлифовалась абразивным инструментом. Заметны царапины. - Устанавливаем новую прокладку.
Установленная новая деталь - Ставим головку блока цилиндров. Проследите, чтобы коленвал и распредвал были в положении верхней мертвой точки. Это очень важное условие.
- Вставляем во все отверстия болты и производим затяжку в определенной последовательности:
Схема по которой происходит затяжка болтов. - Сначала по первому кругу идем и тянем, прилагая усилие 20 Н•м (2 кгс•м);
- Затем идем по второму кругу и тянем, прилагая усилие 69,4-85,7 Н•м (7,1-8,7 кгс•м);
- Далее с помощью ключа проворачиваем болты на 90 градусов;
- Еще раз проходим и проворачиваем опять же на 90 градусов.
- Далее необходимо подсоединить вся снятые провода и патрубки. Многие автолюбители, выполняя эту работу в первый раз, маркируют детали, или снимают на фото.
Отсоединение наконечников
Отсоединение датчика лампы
Ослабление затяжки
Ослабление хомутиков
Откручивание крепления провода
Отсоединение провода от датчика
Снятие трубки
Схема ослабления болтов
Выкручивание болтов
Установочные втулки
Схема затяжки болтов
Шкив распределительного вала
На данном замена прокладки головки блока цилиндров на Калине с агрегатом 8 кл завершена. Процесс нельзя назвать простым, но требует особой внимательности и аккуратности. В случае если все-таки после прочтения материала и просмотра фотогалереи у вас остались вопросы просмотрите видеоматериал.