Руководство по ремонту ВАЗ 2108, 2109, 2114, 2115
Неисправности и ремонт электронной системы управления двигателем, в которую также входят системы питания и зажигания, см. в отдельном руководстве по ремонту и техническому обслуживанию системы управления двигателем с распределенным впрыском топлива.
Рис. 2.1. Продольный разрез двигателя 2111
Рис. 2.2. Поперечный разрез двигателя 2111
Продольный и поперечный разрезы двигателя показаны на рис. 2.1 и 2.2.
Руководство по ремонту ВАЗ 2108, 2109, 2114, 2115 Двигатель ваз 2109, монтажный блок ваз 2114, воздушный фильтр ВАЗ 2115. Снятие рулевой рейки 2108 замена опоры двигателя, замена термостата ваз 2112. Замена тосола или антифриза. Датчик температуры ваз 2114. регулировка сцепления, зажигания. Запчасти для ремонта двигателя поршни поршневые. . SM немецкие кольца доступная цена. Реле поворотов лада. схема предохранителей, падение давления масла. Натяжение троса сцепления на ВАЗ 21099. ремонт коробки передач ваз.
Описание конструкции двигателя
На автомобиле установлен бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, восьмиклапанный двигатель, с верхним расположением распределительного вала и жидкостным охлаждением, модели 2111 или 11183.
Поперечный разрез двигателя 11183 (1,6i):
1 — пробка сливного отверстия поддона картера; 2 — поддон картера двигателя; 3 — коленчатый вал; 4 — масляный фильтр; 5 — насос охлаждающей жидкости; 6 — выпускной коллектор; 7 — поршень; 8 — штанга крепления впускного трубопровода; 9 — прокладка впускного трубопровода и выпускного коллектора; 10 — впускной трубопровод; 11 — форсунка; 12 — топливная рампа; 13 — ресивер; 14 — кронштейн; 15 — крышка головки блока цилиндров; 16 — корпус подшипников распределительных валов; 17 — распределительный вал; 18 — шланг системы вентиляции картера; 19 — толкатель клапана; 20 — головка блока цилиндров; 21 — болт крепления головки к блоку цилиндров; 22 — клапан; 23 — свеча зажигания; 24 — прокладка головки блока цилиндров; 25 — верхнее компрессионное кольцо; 26 — нижнее компрессионное кольцо; 27 — маслосъемное кольцо; 28 — поршневой палец; 29 — штуцер для установки масляного щупа; 30 — шатун; 31 — маховик; 32 — блок цилиндров; 33 — прокладка поддона картера; 34 — масляный щуп; 35 — маслозаборник
Блок цилиндров — чугунный, с выточенными в нем цилиндрами. Внутренние полости блока для охлаждающей жидкости образованы при его литье, а каналы подачи масла выполнены сверлением. В нижней части блока выточены пять опор коренных подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников обрабатываются вместе со своими опорами и потому не взаимозаменяемы. Чтобы не перепутать крышки при установке, на них нанесена маркировка порядкового номера подшипника, начиная от шкива коленчатого вала. В крышке второго коренного подшипника выполнены два резьбовых отверстия под болты крепления маслозаборника. В опоры и крышки коренных подшипников установлены сталеалюминиевые вкладыши. По обеим сторонам опоры третьего коренного подшипника выполнены гнезда для установки упорных полуколец, препятствующих осевому перемещению коленчатого вала. Переднее полукольцо — сталеалюминевое (с одной стороны желтое, с другой — стального цвета), заднее — металлокерамическое (желтого цвета с обеих сторон).
Поршни — из алюминиевого сплава, с залитыми в них стальными кольцами. Для предотвращения удара поршней по клапанам при обрыве ремня привода ГРМ или срезании его зубьев, в днище каждого поршня сделаны углубления под тарелки клапанов. На каждом поршне установлено одно маслосъемное и два компрессионных кольца.
Пальцы — плавающего типа (зафиксированные в отверстиях поршней с двух сторон пружинными стопорными кольцами). На часть двигателей 2111 может быть установлена шатунно-поршневая группа двигателя 21083, где пальцы зафиксированы в верхних головках шатунов методом «горячей посадки».
Шатуны — стальные, кованые, со съемными крышками. Крышки шатунов не взаимозаменяемы и устанавливаются на шатуны только в одном положении. На шатунах и их крышках нанесена маркировка номера цилиндра.
Снизу к блоку цилиндров, через прокладку, крепится поддон картера.
Система смазки двигателя комбинированная — под давлением и разбрызгиванием. Масляный насос — шестеренного типа с внутренним зацеплением и приводом от переднего конца коленчатого вала. Через маслозаборник насос забирает масло из поддона картера и под давлением нагнетает в каналы системы смазки двигателя. Для контроля уровня масла в поддоне установлен измерительный щуп и электрический датчик недостаточного уровня масла. Масляный фильтр — полнопоточный, с бумажным фильтрующим элементом и обратным клапаном, препятствующим вытеканию масла из каналов системы смазки в поддон картера после остановки двигателя.
В теле коленчатого вала просверлены каналы. При работе двигателя масло под давлением из блока через отверстия и проточки во вкладышах коренных подшипников и отверстия в коренных шейках попадает в каналы коленчатого вала и по ним поступает к шатунным шейкам, смазывая их. Технологические отверстия каналов закрыты стальными штампованными заглушками.
К фланцу коленчатого вала болтами крепится маховик. Для соединения их в требуемом положении на маховике имеется установочная метка в виде сверления, которая должна находиться напротив шатунной шейки четвертого цилиндра.
С левой стороны блока (при взгляде со стороны шкива коленчатого вала) выполнена полость для установки насоса охлаждающей жидкости и прилив для установки масляного фильтра.
Сверху на блоке цилиндров через специальную прокладку установлена алюминиевая головка. В ней находятся распределительный вал, восемь клапанов с направляющими втулками и седлами и восемь толкателей клапанов с регулировочными шайбами. Опоры распределительного вала выполнены в головке. К верхней плоскости головки болтами прижаты два корпуса подшипников распределительного вала. Сверху газораспределительный механизм закрыт крышкой с маслозаливной горловиной. На части автомобилей в заглушке головки блока цилиндров установлен датчик положения распределительного вала, а на заднем конце вала установлен штифт, предназначенный для определения датчиком положения вала.
Привод распределительного вала и насоса охлаждающей жидкости осуществляется зубчатым ремнем от зубчатого шкива, установленного на коленчатом вале двигателя. Натяжение ремня и направление его движения по шкивам осуществляется натяжным роликом. Генератор приводится в действие поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Особенности двигателя ВАЗ-11183 (1,6i)
Двигатель 11183, с рабочим объемом 1,6 л, восьмиклапанный, создан на базе двигателя ВАЗ-2111. Он имеет увеличенный по высоте на 2,3 мм блок цилиндров и оригинальный коленчатый вал. Диаметр цилиндров оставлен прежний — 82 мм, ход поршня увеличен до 75,6 мм против 71 мм у базового двигателя. В опорах коренных подшипников установлены масляные форсунки. Масло из форсунок подается на внутренние поверхности поршней для их охлаждения. Часть масла попадает на верхние головки шатунов и через выполненные в них конические отверстия стекает на поршневые пальцы, смазывая их.
Ресивер двигателя 11183 выполнен из пластмассы. На двигатель установлены оригинальные топливная рампа без регулятора давления и форсунки, отличные от тех, что применяются на двигатель 2111.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Рассматриваемый нами мотор обладает литым блоком цилиндров, отверстия для подачи масла в котором выточены, а отверстия для тосола – сделаны в процессе литья. Цилиндры движка также вытачиваются внутри монолитной конструкции.
В нижней части конструкции расположены опоры для коренных подшипников, крышки на которых являются незаменимой частью двигателя – они подогнаны по размеру на стадии изготовления опор, и найти две одинаковые по размеру крышки невозможно.
Внутри опор размещены вставки из стально-алюминиевого сплава, а внутри третьей опоры присутствуют полукольца, предотвращающие осевое смещение коленвала.
Поршни двигателя ВАЗ 2114 алюминиевые, с литыми стальными кольцами, шатун – стальной. Блок цилиндров четырнадцатой размещен на металлическом поддоне, поверх которого простелена гасящая вибрации подкладка.
Владельцам четырнадцатой рекомендуется время от времени проверять целостность данной подкладки, поскольку при её износе, поддон, являющийся полой емкостью для хранения масла, может повредиться в процессе езды по неровностям из-за давления блока цилиндров.
Коленвал, расположенный под блоком цилиндров, оборудован креплением под маховик.Облегченный маховик на ВАЗ 2114 имеет специальную метку, посредством которой подбирается правильное расположение его на фланце коленного вала – он должен быть размещен строго перпендикулярно шейке шатуна цилиндра №4.
Технические характеристики
Автомобиль ВАЗ 2114
Технические характеристики двигателя ВАЗ 2114 достаточно типичные для серии автомобилей 2113-2115. К тому же данный силовой агрегат разработан на базе «восьмёрочного» движка, который заявил себя, как надёжный и простой в ремонте. Выпускался автомобиль с 2001 по 2013 год. За этот период транспортное средство получило ценных пять полноценных силовых агрегатов.
Устройство двигателя ВАЗ 2114
Как было сказано раннее, 2114 комплектовалась пятью разными силовыми агрегатами, которые отличались по мощности и клапанным механизмом. Три из них имели 8 клапанов, а остальные два – 16. Газораспределительный механизм имел ременчатый привод. До 2007 года двигатель комплектовался простым бортовым компьютером, который не регулировал работу движка от показаний датчиков. Поэтому автомобилисту приходилось регулировать процессы по старинке, вручную. С 2007 года был установлен ЭБУ, который получая данные с датчиков, сам проводил регулировку многих процессов.
Конструктивные особенности двигателя.
Поскольку второе поколение имело, так называемый, электронный блок управление двигателем двухсторонний, то стоит рассмотреть, какая схема электрооборудования была установлена.
Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ 2114.
Основные характеристики мотора
Все двигатели, которые устанавливались на транспортное средство, имели примерно одинаковые характеристики и конструктивные особенности. Так, мотор легко обслужить и отремонтировать своими руками. Рассмотрим, основные технические характеристики, которые имеет двигатель ВАЗ 2114:
Двигатель ВАЗ 2114.
Все двигатели комплектовались механическими коробками передач на 5 ступеней. Объем двигателя колеблется от 1,5 до 1,6 литра. Большим объёмом силового агрегата данный автомобиль не комплектовался. Средняя мощность двигателя ВАЗ 2114 составляет 85 лошадиных сил.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ И СХЕМА ДВИГАТЕЛЯ
Двигатель ВАЗ 2114, в сравнении с силовыми агрегатами классических ВАЗов, имеет одно ключевое отличие – систему инжекторного впрыска топлива, работа которой управляется ЭБУ (электронный блок управления).
Из-за того, что электроника учитывает всё важные нюансы: соотношение бензина и кислорода в топливной смеси, требуемый момент впрыска и состав выхлопных газов, двигатель четырнадцатой в работе проявляет себя наилучшим образом – он выносливый, мощный и экономичный.
Движок 2111 представляет собою 8-клапанное устройство на 4 цилиндра, обладающее четырьмя тактами работы. Расположение цилиндров – рядное. Сам мотор в подкапотном пространстве размещен перпендикулярно направлению движения автомобиля.
Схема двигателя ВАЗ 2114 выглядит следующим образом:
Обслуживание мотора
Когда, рассмотрено устройство и основные технические характеристики, присущие двигателю ВАЗ 2114, необходимо рассмотреть обслуживание и дать ответы на вопросы, которые задают все чаще автомобилисты.
Техническое обслуживание
Если верить заводу, изготовителю, то двигатель ВАЗ 2114 необходимо обслуживать каждые 12-15 тыс. км пробега. Это зависит от того, какой маркировки мотор установлен на транспортном средстве. Схема проведения технического обслуживания для всех двигателей, которые установлены на «четырнадцатой» модели:
- На первом ТО проводится замена масла, масляного фильтра и воздушного фильтрующего элемента, а также проверка работоспособности всех систем.
- Второе ТО делается спустя 12 000 км пробега. В данном случае, необходимо сменить масло и фильтрующий элемент масла.
- Третье ТО – 25 000 км, замена не только масла, но и воздушного фильтра, а также проводится поточный ремонт неисправностей.
- Спустя 45 000 км необходимо заменить ремень и ролик газораспределительного механизма, чтобы не пришлось проводить капитальный ремонт двигателя ВАЗ 2114.
Последующее техническое обслуживание идёт согласно 2 и 3 ТО.
Частые вопросы и ответы на них
Процесс ремонта двигателя ВАЗ 2114.
Многие автолюбители на форумах задают одни и те же вопросы. Попробуем классифицировать все их, а также дать ответы согласно заводским нормам и рекомендациям.
Какое масло заливать в двигатель ВАЗ 2114?
Если опираться на данные завода изготовителя, то в двигатель ВАЗ 2114, в зависимости от типа льётся разное масло. Так, какое масло залить в ВАЗ 2114? Если брать для 8 клапанного двигателя, то в идеале подойдёт с маркировкой 10W-40. Если это 16 клапанный движок – 5W-30. В любом случае, масло для ВАЗ 2114 должно быть полусинтетическим.
Какая рабочая температура двигателя?
Опираясь на данные завода изготовителя, рабочая температура мотора для двигателей, устанавливаемых на модели 2113-2115, составляет 87-103 градуса Цельсия. После 105 градусов включается электровентилятор.
Где находится номер двигателя на ВАЗ 2114?
Номер двигателя достаточно просто найти. Располагается он со стороны коробки переключения передач, возле термостата. Номер мотора всегда имеет площадку на блоке цилиндров, которая располагается в видном месте.
Какой ресурс ДВС 2114?
Ресурс двигателя ваз 2114 составляет 150 тыс. км пробега для восьми клапанного силового агрегата и 180 000 км для -16 клапанного. Чтобы продлить ресурс необходимо знать какое масло лить в движок, а также вовремя его обслуживать. Хотя немаловажную роль играет манера вождения и бережная эксплуатация автомобиля.
Гнёт ли клапана на двигателях ВАЗ 2114?
Конечно, как и в любом другом двигателе, у ВАЗ 2114 клапанный механизм гнёт. Это зачастую случается от перегрева, когда возникает прогиб головки. Гнуть клапана может и при обрыве ремня ГРМ.
Что делать, если не развивает мощность мотор, и падают обороты?
В этом случае, стоит провести комплексную диагностику силовому агрегату. Дело может заключаться, как в неработоспособности одного из датчиков, так и в механике. Найти неисправность можно своими силами или при помощи профессионалов в автосервисе.
Неисправности двигателя и ремонт
Разобранный мотор ВАЗ 2114.
Схема неисправностей мотора 2114 и его модификаций достаточно типичная. Обычно, самыми распространёнными являются плавающие обороты, троение, поломка помпы, а также другие, с которые детально знакомы владельцы автомобиля. Где находятся, те или иные неисправности можно определить, проводя диагностические работы.
Спустя 150 000 км пробега движку понадобится переборка (капитальный ремонт). Каждый автолюбитель может отремонтировать свой мотор самостоятельно, но многие не рискуют и обращаются в автосервис.
Для ВАЗ 2114 ремонт проводится по аналогии с мотором 2108, поскольку они достаточно похожи. Для того, чтобы заменить ремень ГРМ придётся зафиксировать распределительные валы. В комплекс операций по замене входят смена ремня ГРМ, ролика или двух, а также регулировка клапанов.
Для замены водяного насоса придётся, как и для смены ремня ГРМ, зафиксировать распредвалы. Поскольку, ремень проходит и через помпу, а поэтому процесс достаточно непростой.
Тюнинг движка
Тюнинг версия двигателя ВАЗ 2114.
Тюнинг двигателя ВАЗ 2114 проводится типично для всей серии силовых агрегатов устанавливаемых на 2113-2115. Как известно, существует два варианта доработки мотора: механический и чип тюнинг. Схема доработки достаточно простая, сначала делается механика, а затем электроника. Но, многие автолюбители проводят только чип-тюнинг для снижения расхода, поскольку цена на горючее слишком высока.
Чип тюнинг ВАЗ 2114 проводится при помощи специального оборудования и направлен на увеличение мощности или снижения расхода потребляемого горючего. Такой вид работы стоит доверить профессионалам, поскольку только они имеют необходимые навыки и знания.
Что касается механической доработки, то здесь схема стандартная. В случае, полной доработки мотора, его необходимо полностью разобрать. Необходимо получить полный доступ к внутренней части силового агрегата. Далее, проводится процесс расточки-хонинговки и установки новых запасных частей с облегчённым весом.
Установленная турбина на двигатель ВАЗ 2114
После сборки рекомендуется установить тюнинг версию системы охлаждения и выпуска отработанных газов, так как сгорание будет происходить с выделением большего количества тепла, чем ранее. Масло в двигатель ВАЗ 2114 после тюнинга стандартное не подойдёт, поэтому рекомендуется, чтобы процесс доработки делали профессионалы.
С момента выпуска Lada Samara ВАЗ-2114 технические характеристики бензинового привода постоянно совершенствовались. У владельцев отечественных автомобилей вопросов, какое масло лить в двигатель, не возникает в принципе, поскольку для Жигулей, Лады и Самары применяются типовые требования – 5W30 или 10W30.
Замена масла 2114 с промывкой мотора
Кроме того, следует знать, какое масло использовать в передачах трансмиссии – в инструкциях завода производителя АвтоВАЗ рекомендовано применять группу смазок GL-4, обладающих вязкостью 80W85 (минералка), 75W90T (синтетика) или 85W90 (полусинтетика).
Коробка после заливки синтетики становится шумной, масло стоит дороже, однако смазка в основном импортная, что обеспечивает дополнительные гарантии. Отечественный производитель чаще всего выпускает для двигателя и редукторов трансмиссии полусинтетику среднего качества.
Технические характеристики двигателя имеют вид:
крышка подшипника – 59 Нм (коренной) и 43 – 53 Нм (шатунный)
головка цилиндров – четыре стадии 20 Нм, 71 Нм + 90° + 90°
Для качественного обслуживания ДВС изготовителем моторов выпускается мануал, содержащий описание параметров привода, периодичность замены расходников и пошаговые операции ремонта. Это же руководство по эксплуатации рекомендует объемы масла в редукторах в двигателе.
Обрыв ремня ГРМ
Моторы ВАЗ 2114
Ниже приведен список двигателей устанавливаемых на ВАЗ 2114 за всю историю производства.
- 1,5 литровый 8-ми клапанный двигатель;
- 1,6 литровый 8-ми клапанный двигатель;
- 1,6 литровый 16-ти клапанный двигатель;
Все двигателя имеют схожие корни еще с далеких 80-ых годов, а именно с двигателями 2108. Именно двигатель восьмерки стал прародителем всех двигателей устанавливаемых на современные ВАЗы.
Данный двигатель отличался надежностью и ремонтопригодностью.
Рассмотрим каждый из двигателей подробнее.
Многие автомобилисты, особенно начинающие, которые только приобрели ВАЗ-2114, задумывались над тем, как устроен 8-клапанный инжекторный двигатель, который установлен на этот автомобиль. В данной статье будет рассмотрено устройство мотора, основные характеристики, а также демонтаж и особенности ремонта. Эта информация будет очень полезна новичкам и тем, кто не знает, как устроен главный силовой агрегат.
Видео о двигателе ВАЗ-2114
Видеообзор работы двигателя ВАЗ-2114, особенности и характеристики.
Вывод
На ВАЗ 2114 устанавливались разные варианты двигателей, как восемь, так и шестнадцати клапанные. Все они имели разные технические характеристики и конструктивные особенности. Но, все модификации, достаточно ремонтопригодные и простые в обслуживании. Что касается тюнинга, то каждый автомобилист решает сам, как проводить ему доработку мотора и с какой целью.
Процесс бесперебойной подачи горючего осуществляется топливным устройством, который обеспечивает поток нужного количества горючих материалов в двигатель при движении автотранспорта.
Устройство топливной системы ВАЗ 2114
Схема и устройство двигателя
Общий вид двигателя
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса устройства двигателя и описанию характеристик, необходимо рассмотреть схему устройства узлов и деталей, которые находятся непосредственно в главном силовом агрегате и снаружи.
Схема и устройство двигателя «Самара-2»
Также, стоит посмотреть двигатель ВАЗ-2114 в разрезе:
Поперечный разрез двигателя «Самара»
Показать скрытое содержимое
1 – пробка сливного отверстия поддона картера; 2 – поддон картера; 3 – масляный фильтр; 4 – насос охлаждающей жидкости; 5 – выпускной коллектор; 6 – впускной коллектор; 7 – карбюратор; 8 – топливный насос; 9 – крышка головки блока цилиндров; 10 – крышка подшипников распределительного вала; 11 – распределительный вал; 12 – шланг вентиляции картера; 13 – регулировочная шайба клапана; 14 – толкатель; 15 – сухари клапана; 16 – пружины клапана; 17 – маслосъемный колпачок; 18 – направляющая втулка клапана; 19 – клапан; 20 – головка блока цилиндров; 21 – свеча зажигания; 22 – поршень; 23 – компрессионные поршневые кольца; 24 – маслосъемное кольцо; 25 – поршневой палец; 26 – блок цилиндров; 27 – шатун; 28 – коленчатый вал; 29 – крышка шатуна; 30 – указатель уровня масла; 31 – приемник масляного насоса
Характеристики 8-ми клапанного двигателя
Многие автомобилисты помнят как в конце 90-х годов 20 столетия и вначале 2000-х на дорогах СНГ были популярны ВАЗ 2108-09, которые также называли «Самара». Эти автомобили стали легендарными в той эпохе. В связи с высокой популярностью, завод АвтоВАЗ решил возобновить производство данных моделей с некоторыми модификациями.
Двигатель ВАЗ-2114 под капотом
Во-первых, ВАЗ-2114 получил доработанный двигатель. По сути – это инжекторная версия «Самара». Хотя некоторые особенности она получила от современных двигателей. Если рассматривать более детально, то двигатель «Самара-2» (именно такой тип установлен на ВАЗ-2114) – это смесь двух вариантов мотора в один: от ВАЗ 2108 и ВАЗ 2110.
Многим автомобилистам силовой агрегат «Самара – 2» пришелся по вкусу и они его полюбили. Основным показателем стало – лёгкость в ремонте и недорогие запасные части. Так, 8-клапанный двигатель стал эталоном показателя «цена-качество».
Когда основную информацию было рассмотрено, можно перейти непосредственно к рассмотрению характеристик мотора.
Таблица основных характеристик двигателя «Самара-2» 8 клапанов:
Разборка и ремонт: основные факты
Рассмотрим данный пункт статьи, как справочную информацию, потому что, если говорить о ремонте двигателя, то каждый отдельный узел и агрегат ремонтируется отдельно. При эксплуатации силового агрегата может понадобиться его демонтаж. В этом случае можете рассмотреть замену силового агрегата от иномарки.
Поэтому, рассмотрим, основным операции направленные на снятие двигателя с автомобиля:
Капитальный ремонт силового агрегата потребует более углубленных знаний в конструкции и принципе работы двигателя, но при желании, каждый автомобилист способен в этом разобраться и проводить данные операции собственными руками.
Стоит отметить, что при диагностике неисправностей стоит тщательно и внимательно осматривать каждую деталь на наличие дефектов.
Что это?
Под капремонтом двигателя понимают работу мастера, направленную на возвращение мотору состояния, максимально близкого к первоначальному. В этом случае меняется или восстанавливается большая часть узлов. К такому типу ремонту прибегают при большом износе деталей агрегата.
В перечень работ могут входить шлифование шейки коленчатого и распределительного валов, установка новых поршней и пружин, хонингование цилиндров. Если неисправно слишком большое количество компонентов двигателя, тогда целесообразнее выполнять его полную замену.
О том, что пора провести капремонт мотора на ВАЗ-2114, говорят такие признаки:
- Появление красного, черного или темно-серого нагара на свечах зажигания.
- Повышенный расход масла.
- Возникновение стуков в двигателе.
- Увеличенный расход топливной жидкости.
- Появление дымного выхлопа.
- Плохая тяга.
- Перегревание двигателя.
- На холостом ходу мотор работает неравномерно.
- Снижение мощности.
Капитальный ремонт проходит примерно по такой схеме:
- Подготовка мотора к демонтажу (отсоединение проводов, шлангов, КПП).
- Демонтирование двигателя.
- Снятие и осмотр ГБЦ.
- Разборка блока с целью диагностики и чистки.
- Расточка блока. Выполнение шлифовки коленчатого вала. Нанесение на стенки цилиндра хона.
- Развесовка шатунов, поршней.
- Сборка блока.
- Восстановление головки (замена колпачков и направляющих, правка седел).
- Сборка мотора и его установка в подкапотное пространство.
- Подключение.
- Проверка работоспособности.
Описание конструкции двигателя
На автомобиле установлен бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, восьмиклапанный двигатель, с верхним расположением распределительного вала и жидкостным охлаждением, модели 2111 или 11183.
Поперечный разрез двигателя 11183 (1,6i):
1 — пробка сливного отверстия поддона картера; 2 — поддон картера двигателя; 3 — коленчатый вал; 4 — масляный фильтр; 5 — насос охлаждающей жидкости; 6 — выпускной коллектор; 7 — поршень; 8 — штанга крепления впускного трубопровода; 9 — прокладка впускного трубопровода и выпускного коллектора; 10 — впускной трубопровод; 11 — форсунка; 12 — топливная рампа; 13 — ресивер; 14 — кронштейн; 15 — крышка головки блока цилиндров; 16 — корпус подшипников распределительных валов; 17 — распределительный вал; 18 — шланг системы вентиляции картера; 19 — толкатель клапана; 20 — головка блока цилиндров; 21 — болт крепления головки к блоку цилиндров; 22 — клапан; 23 — свеча зажигания; 24 — прокладка головки блока цилиндров; 25 — верхнее компрессионное кольцо; 26 — нижнее компрессионное кольцо; 27 — маслосъемное кольцо; 28 — поршневой палец; 29 — штуцер для установки масляного щупа; 30 — шатун; 31 — маховик; 32 — блок цилиндров; 33 — прокладка поддона картера; 34 — масляный щуп; 35 — маслозаборник
Блок цилиндров — чугунный, с выточенными в нем цилиндрами. Внутренние полости блока для охлаждающей жидкости образованы при его литье, а каналы подачи масла выполнены сверлением. В нижней части блока выточены пять опор коренных подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников обрабатываются вместе со своими опорами и потому не взаимозаменяемы. Чтобы не перепутать крышки при установке, на них нанесена маркировка порядкового номера подшипника, начиная от шкива коленчатого вала. В крышке второго коренного подшипника выполнены два резьбовых отверстия под болты крепления маслозаборника. В опоры и крышки коренных подшипников установлены сталеалюминиевые вкладыши. По обеим сторонам опоры третьего коренного подшипника выполнены гнезда для установки упорных полуколец, препятствующих осевому перемещению коленчатого вала. Переднее полукольцо — сталеалюминевое (с одной стороны желтое, с другой — стального цвета), заднее — металлокерамическое (желтого цвета с обеих сторон).
Поршни — из алюминиевого сплава, с залитыми в них стальными кольцами. Для предотвращения удара поршней по клапанам при обрыве ремня привода ГРМ или срезании его зубьев, в днище каждого поршня сделаны углубления под тарелки клапанов. На каждом поршне установлено одно маслосъемное и два компрессионных кольца.
Пальцы — плавающего типа (зафиксированные в отверстиях поршней с двух сторон пружинными стопорными кольцами). На часть двигателей 2111 может быть установлена шатунно-поршневая группа двигателя 21083, где пальцы зафиксированы в верхних головках шатунов методом «горячей посадки».
Шатуны — стальные, кованые, со съемными крышками. Крышки шатунов не взаимозаменяемы и устанавливаются на шатуны только в одном положении. На шатунах и их крышках нанесена маркировка номера цилиндра.
Снизу к блоку цилиндров, через прокладку, крепится поддон картера.
Система смазки двигателя комбинированная — под давлением и разбрызгиванием. Масляный насос — шестеренного типа с внутренним зацеплением и приводом от переднего конца коленчатого вала. Через маслозаборник насос забирает масло из поддона картера и под давлением нагнетает в каналы системы смазки двигателя. Для контроля уровня масла в поддоне установлен измерительный щуп и электрический датчик недостаточного уровня масла. Масляный фильтр — полнопоточный, с бумажным фильтрующим элементом и обратным клапаном, препятствующим вытеканию масла из каналов системы смазки в поддон картера после остановки двигателя.
В теле коленчатого вала просверлены каналы. При работе двигателя масло под давлением из блока через отверстия и проточки во вкладышах коренных подшипников и отверстия в коренных шейках попадает в каналы коленчатого вала и по ним поступает к шатунным шейкам, смазывая их. Технологические отверстия каналов закрыты стальными штампованными заглушками.
К фланцу коленчатого вала болтами крепится маховик. Для соединения их в требуемом положении на маховике имеется установочная метка в виде сверления, которая должна находиться напротив шатунной шейки четвертого цилиндра.
С левой стороны блока (при взгляде со стороны шкива коленчатого вала) выполнена полость для установки насоса охлаждающей жидкости и прилив для установки масляного фильтра.
Сверху на блоке цилиндров через специальную прокладку установлена алюминиевая головка. В ней находятся распределительный вал, восемь клапанов с направляющими втулками и седлами и восемь толкателей клапанов с регулировочными шайбами. Опоры распределительного вала выполнены в головке. К верхней плоскости головки болтами прижаты два корпуса подшипников распределительного вала. Сверху газораспределительный механизм закрыт крышкой с маслозаливной горловиной. На части автомобилей в заглушке головки блока цилиндров установлен датчик положения распределительного вала, а на заднем конце вала установлен штифт, предназначенный для определения датчиком положения вала.
Привод распределительного вала и насоса охлаждающей жидкости осуществляется зубчатым ремнем от зубчатого шкива, установленного на коленчатом вале двигателя. Натяжение ремня и направление его движения по шкивам осуществляется натяжным роликом. Генератор приводится в действие поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Особенности двигателя ВАЗ-11183 (1,6i)
Двигатель 11183, с рабочим объемом 1,6 л, восьмиклапанный, создан на базе двигателя ВАЗ-2111. Он имеет увеличенный по высоте на 2,3 мм блок цилиндров и оригинальный коленчатый вал. Диаметр цилиндров оставлен прежний — 82 мм, ход поршня увеличен до 75,6 мм против 71 мм у базового двигателя. В опорах коренных подшипников установлены масляные форсунки. Масло из форсунок подается на внутренние поверхности поршней для их охлаждения. Часть масла попадает на верхние головки шатунов и через выполненные в них конические отверстия стекает на поршневые пальцы, смазывая их.
Ресивер двигателя 11183 выполнен из пластмассы. На двигатель установлены оригинальные топливная рампа без регулятора давления и форсунки, отличные от тех, что применяются на двигатель 2111.
Датчики
Датчик температуры – маленький термостат в патрубке головки цилиндров, с его помощью происходит контроль температурного показателя тосола.
Датчик детонации вкручивается в блоке цилиндров и фиксирует детонирующие явления, происходящие в моторе. В случае появления малейшей вибрации в моторе импульс передается на него. После этого по сигналу, исходящего с блока управления, происходит корректировка зажигания, в процессе которой устраняются нежелательные вспышки топлива, приводящие к появлению детонации.
Датчик уровня кислорода устанавливается в системе с обратной связью. Его место крепления находится перед глушителем. Нормальный температурный показатель достигает 360 градусов, а для активного прогревания мотора предусмотрен специальный нагревательный элемент.
Датчик расхода воздуха крепится недалеко от воздушного фильтра. Он состоит из трех элементов, один из них определяет температуру окружающей среды, остальные же нужны, чтобы поддерживать определенный температурный уровень, превышающий показатель первого. Поток воздуха охлаждает все нагревательные элементы, а ЭБУ применяет эту информацию для определения расхода воздуха и устанавливает продолжительности открытия или закрытия форсунок.
Место расположения СО-потенциометра – отсек двигателя (стенка коробки притока воздуха). Данный элемент подает сигнал на ЭБУ используемый для регулировки нужной пропорции воздуха и топлива.
Датчик определения скорости автомобиля размещен возле щупа уровня моторного масла. Через него подается сигнал на ЭБУ аналогичный скорости ведущих колес.
Датчик синхронизации – расположен на крышки масляного насоса возле шкива генераторного привода. По информации, поступающей с него, блок управления вычисляет частоту вращения коленвала и дальше подает характерный сигнал на форсунки.
Двигатель ВАЗ 2114 – возможные варианты комплектации
«Родным» для ВАЗ 2114 условно считается двигатель 2111, так как он устанавливался с момента создания модели авто целых 4 года. Эта версия ДВС имеет распределенный впрыск и 4 клапана и объем 1,5 л. Также использовалась тюнингованная версия 21114 объемом 1,6 л за счет увеличения высоты блока цилиндров.
В 2007 году моторы «подтянули» конструктивно до норм Евро-4, на «четырку» поставили 1,6 л модификацию 11183 с 8 клапанами, электронной педалью газа и электродросселем, полимерным ресивером вместо алюминиевого.
Начиная с 2009 года, модель ВАЗ 2114 была модернизирована дочерней фирмой ЗАО Супер-Авто. Стал использоваться 16 клапанный ДВС 21124 объемом 1,6 л мощностью 89 л. с. Годом позже произошел повторный апгрейд силового аппарата, использовалась модификация мотора 2126 такого же объема 1,6 л, но мощностью уже 98 л. с.
Необходимый инструмент
Для выполнения работ нам потребуется иметь подходящий инструмент, чтобы выполнить ее правильно:
- Набор головок;
- Удлинители;
- Вороток или трещотка;
- Ключ динамометрический.
Характеристики моторов 2114
С момента выпуска Lada Samara ВАЗ-2114 технические характеристики бензинового привода постоянно совершенствовались. У владельцев отечественных автомобилей вопросов, какое масло лить в двигатель, не возникает в принципе, поскольку для Жигулей, Лады и Самары применяются типовые требования – 5W30 или 10W30.
Кроме того, следует знать, какое масло использовать в передачах трансмиссии – в инструкциях завода производителя АвтоВАЗ рекомендовано применять группу смазок GL-4, обладающих вязкостью 80W85 (минералка), 75W90T (синтетика) или 85W90 (полусинтетика).
Коробка после заливки синтетики становится шумной, масло стоит дороже, однако смазка в основном импортная, что обеспечивает дополнительные гарантии. Отечественный производитель чаще всего выпускает для двигателя и редукторов трансмиссии полусинтетику среднего качества.
Технические характеристики двигателя имеют вид:
Для качественного обслуживания ДВС изготовителем моторов выпускается мануал, содержащий описание параметров привода, периодичность замены расходников и пошаговые операции ремонта. Это же руководство по эксплуатации рекомендует объемы масла в редукторах в двигателе.
Шумоизоляция своими руками
(фото trumka91 , автомобиль Lada Vesta). Первый слой виброизоляционный. Разогреваем материал строительным феном и наклеиваем его моторный щит стык в стык. Укатываем твердым валиком.
Второй слой звукопоглощающий (выбирайте материал, который не впитывает влагу). Наклеиваем его сплошным ковром. Щелей быть не должно.
(автомобиль ВАЗ 2111). Наносим мастику пластиковым шпателем на моторный щит, пытаясь пролезть в самые труднодоступные места. После обработки мастика должна высохнуть (до 72 часов, см. инструкцию к мастике). Вторым слоем можно использовать звукоизоляционный материал.
Особенности конструкции двигателей
Изначально двигатель машины ВАЗ-2114 был 8 клапанным, имел объем 1,5 л, соответствовал нормам Евро-2, маркировался 2111. В 2005 году произошла форсировка этих движков:
- для увеличения объема до 1,6 л блок увеличен в высоту на 2,3 мм;
- создано несколько комплектаций – под Евро-2 вариант 21114-00, под Евро-3 модель 21114-20 и под Евро-4 модификация 21114-70;
- КШМ, клапанная система, распредвал соответствуют 11183;
- головка блока цилиндров получила увеличенную камеру сгорания 5 х 8,1 см, что позволило увеличить мощность.
Важной особенностью ДВС 21114 является фазированный, а не попарно-параллельный впрыск, использовавшийся в оригинале 2111. Стало более компактным навесное оборудование:
- катколлектор вместо нейтрализатора и приемной трубы;
- рампа форсунок вместо возвратной топливной магистрали.
Коснулась модернизация и прочих узлов, например, использован контроллер Январь 7.2 или М7.9.7, модуль зажигания заменили катушкой с 4 выводами.
В это же время на ВАЗ-2114 начали ставить моторы от Калины 11183, имеющие некоторые отличия от предыдущего варианта:
- форма камеры сгорания улучшена;
- генератор крепится кронштейном, натяжитель модернизирован.
В 2008 году мотор 2114 получил новый ЭБУ М73, а в 20011 году «мозги» М74 для достижения норм Евро-4. Управление стало полностью электронным, но еще целый год конструкторы исправляли дефекты прошивки, пока не создали ее финальную версию I414DE07.
Следующий двигатель 2114 устанавливался на машину дочерним предприятием производителя АвтоВАЗ, именующимся Супер-Авто, в 2009 год. Им стал 16 клапанный мотор 21124 «десятого» семейства ВАЗ с улучшенными характеристиками:
- «высокий» блок синего цвета (197,1 мм);
- впрессованные в 2 – 5 опоры коренных подшипников форсунки, охлаждающие поршни маслом;
- глубина проточки лунок в клапанах 5,53 мм позволяет обеспечить безопасность клапанов при обрыве ремня ГРМ, капитальный ремонт не потребуется.
В следующем году четырнадцатые модели начали комплектовать моторами 21126 от экспортных Приор. После того, как произведен тюнинг мотора 21124, устройство ДВС отличается следующими нюансами:
- цилиндры хонингованные, блок серого цвета;
- шкив коленвала и ремень ГРМ с полукруглым зубом;
- вес шатунно-поршневой группы уменьшен;
- отсутствует трение в нижней головке шатуна;
- стаканы свечей встроены в головку.
В ДВС использован принцип гидрокомпенсации зазоров клапанов, прокладка ГБЦ толщиной 0,45 мм выполнена многослойной из металла. Мотор имеет комплектацию под Евро-3 с катколлектором 11194-1203008-10 либо Евро-4 с коллектором 11194-1203008-00. Повышен ресурс помпы за счет новой конструкции сальника и подшипника, изменения зубчатого шкива.
В системе зажигания для каждой свечи предусмотрена отдельная катушка. Впрыск фазированный, рампа топливная из нержавейки, контроллеры Январь 7.2 либо М7.9.7.
Примерный прайс
В среднем капитальный ремонт мотора машины ВАЗ-2114 обходится в сумму от 22000 рублей. Стоимость ремонта двигателя с разбивкой:
- Демонтаж – 500 рублей.
- Монтаж – 600 рублей.
- Замена маслосъемных колпаков – 2000-4000 рублей.
- Протяжка поддона мотора – около 490 рублей.
- Шлифовка коленвала – от 900 рублей.
- Замена подшипника коленвала – около 330 рублей.
- Хонингование и расточка на стандартном блоке – от 1000 рублей.
- Замена клапанной крышки – 420-620 рублей.
- Замена опоры двигателя – от 540 рублей.
Заменить мотор на ВАЗ-2114 обойдется примерно в 5500 рублей. Сюда не включается цена нового агрегата.
Минусы и плюсы
В зависимости от того, какой мотор 2114 эксплуатируется, отличаются риски владельца:
- 2111, 21183, 21114 и 21124 – не гнут клапана при обрыве зубчатого ремня;
- 21126 – гнет клапана из-за недостаточной проточки.
Основным недостатком последних 16 клапанных версий является облегчение кривошипно-шатунного механизма:
- мотор подгоняют под нормы Евро-4;
- для снижения веса уменьшается длина юбки поршня;
- соответственно уменьшается ширина маслосъемных и компрессионных колец;
- резко снижается ресурс ДВС.
Например, в Японии производители отказались от норм Евро-4, посчитав, что надежность и высокий эксплуатационный ресурс мотора важнее для потребителя.
Мощность привода повышалась от 77 лошадиных сил к 81 л.с., затем 82 л.с., 89 л.с., и 98 л.с. В моделях с гидрокомпенсаторами периодическая настройка этого узла не требуется, однако качество масла в системе для нормальной работы толкателей должно быть высоким.
Регламент техобслуживания
Чтобы не пришлось производить дорогостоящий капремонт Lada Samara 2114 своими руками, следует придерживаться рекомендаций производителя по обслуживанию ДВС:
Если замена расходников производится в рекомендуемые сроки, повысится эксплуатационный ресурс ДВС.
Характерные поломки
Самый первый 1,5 л двигатель 2114 обладает недостатками:
- периодическая регулировка клапанов;
- ненадежная система впрыска;
- раскрепление гаек выпускного коллектора;
- протечки прокладок бензонасоса, распределительного датчика системы зажигания.
Следующий 1,6 л мотор особых проблем владельцу не доставляет за исключением высоких вибрационных и шумовых нагрузок. Слабым местом традиционно остаются клапаны, которые приходится постоянно регулировать.
ДВС от Lada Kalina 11183 устанавливался на четырнадцатую модель исключительно ради обеспечения нормативов Евро-3. Обладает типичными для линейного ряда недостатками, ничем особенным не отличается.
Первый шестнадцатиклапанный движок 21124 не гнет клапаны, зазоры в которых регулируются гидротолкателями. Тем не менее, ремень необходимо подтягивать через 15000 км пробега из-за большого количества навесного оборудования. Второй, и последний в линейке четырнадцатых моделей ДВС 21126 имеет увеличенную мощность. Помимо типичных неисправностей при обрыве ГРМ поршень загнет клапан из-за недостаточной глубины выемки.
Топливная система
Она состоит из многих составляющих: бензонасос, регулятор давления топлива, топливный фильтр, топливопровод, форсунки и рампа, благодаря которым горючее попадает в двигатель. Рампа – планка, на которой размещены форсунки и регулятор давления топлива, крепится двумя болтами к впускной трубе. Форсунки закреплены на топливной рампе, ее функция – подача горючего в двигатель. Форсунка – электромагнитный клапан, который открывается и распыляет тонкой струйкой под давлением топливо после того, как на него подается соответствующий импульс с ЭБУ. При соприкосновении с нагревателями топливо испаряется и подается через штифт иглы в камеру сгорания.