Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Внезапно появившиеся шумы в подкапотном пространстве на холостом ходу и их исчезновение после увеличения оборотов свидетельствуют об увеличении теплового зазора между толкателями ГРМ и клапанами двигателя. Случается это каждые 30-40 тысяч километров пробега. Но эта беда вполне решается. В данной статье мы расскажем, как производится регулировка зазоров клапанов (ВАЗ-2108 будет рассмотрен в качестве примера) своими руками.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Из статьи вы узнаете о том, как регулировать клапана на ВАЗ-2109 (карбюратор и инжектор) своими руками. И стоит ли вообще самостоятельно проводить такого рода процедуры? Прежде чем приступать к проведению регулировки, нужно узнать, действительно ли требуется ее выполнять? Или же достаточно скорректировать положение ремня привода газораспределительного механизма. Иногда перескочивший на пару зубьев ремень становится причиной того, что двигатель начинает работать неправильно.

Многие автовладельцы ВАЗ 2109 привыкли обращаться за помощью в автосервис, даже при такой довольно несложной операции, как регулировка тепловых зазоров клапанов. На самом же деле эта работа не так уж сложна и ее можно сделать своими руками. Для этого достаточно лишь иметь следующий набор инструментов и приспособлений, список которых приведен ниже:

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Особенности проявления “симптомов”

Для того чтобы выявить истинную причину проблем, связанных с силовым агрегатом, нужно внимательно послушать, как он работает. Для этого потребуется запустить мотор, прогреть его до рабочей температуры, после чего прослушать работу в режиме холостого хода. Самый верный признак того, что увеличились тепловые зазоры, будет наличие характерного, различимого на слух звонкого тарахтения под крышкой клапанов.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

В том случае, если зазор уменьшился, таких звуков вы не услышите. Но будут наблюдаться другие “симптомы” – чрезмерный нагрев мотора, хлопки в выпускной тракт, существенное снижение приемистости и мощности. Особенно это будет заметно при обгоне, на старте. Стоимость регулировки не более 1000 руб., но эту процедуру на «девятках» нужно проводить достаточно редко – хотя бы раз на 30 тыс. км пробега. Если сравнивать с машинами «классической» серии, то это довольно длительный срок.

Много мифов и легенд сложилось вокруг такой необходимой процедуры как регулировка клапанов на ваз 2109, 2114 и 2108. Сначала карбюраторные потом стали инжекторные, но конструкция газораспределительного механизма не поменялась. До 2011 года выпуска даже тепловые зазоры остались прежними. Лишь с приходом легкой ШПГ зазоры стали чуть больше. Седла стали металлокерамические, а поршня легкие. Периодичность регулировки клапанов осталась прежней в 30000 км пробега.

На новом автомобиле регулировать клапана нужно обязательно в первые 3000 км пробега, далее в 15000 и каждые 30000 км. Если не придерживаться периодичности, клапана могут сгореть, седла в головке просесть. К тому же теряется тяга и увеличивается расход топлива. Тепловые зазоры на вазах 2108, 21083, 2109, 21099, 2110, 21102, 2111, 21114, 2112, 2113, 2114, 2115, 1113, 11113, 2170, 2190, приора, гранта (с двигателем 11183), должны быть такие:

Тепловые зазоры на новых модификациях с 2011 года на ваз 8 клапанные лада гранта, калина 2, приора, с двигателем 21116

Добро пожаловать!
Зазор клапанов обязательно должен быть, но минимален, а иначе, при отсутствии зазора клапана не смогут закрываться надежно. В этом случае появиться разгерметизация в цилиндрах и мощность ощутимо упадёт, а выпускные клапана начнут прогорать.  С другой стороны, зазор увеличен – не смогут полностью открываться клапана во время работы двигателя, тем самым мощность опять же упадёт, потому что двигатель не сможет запитать в себя топливно-воздушную смесь, т.к. клапана открываются не полностью. Более того, клапана могут греметь при большом зазоре, а после их регулировки, когда заведёте мотор, сразу же ощутите, как он тише станет работать и уже в будущем будете понимать, когда пришло время для регулировки клапанов на автомобиле.

Примечание!
Вам понадобятся следующие инструменты: пинцет, отвёртка, набор всевозможных ключей (гаечных, накидных и т.д.), набор щупов (приобретается в автомагазине или на авторынке) и микрометр.

Местонахождение клапанов

Так просто вы их увидеть не сможете, придётся снять головку блока цилиндров с автомобиля, после снятия перед вами появится распределительный вал и его кулачки, под кулачками распредвала находятся восемь клапанов (вернее их регулировочные шайбы, а под ними находятся толкатели,  и под толкателями сами клапана), которые вам и нужно отрегулировать. Кулачки вала и  шайбы клапанов, за счёт которых осуществляется регулировка зазора, указаны стрелками. Под каждой стрелкой стоит цифра, обозначающая номер клапана, по этим номерам вы и будете регулировать их, поэтому не забывайте про это фото по мере прочтения статьи.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Когда регулировать клапана?

Зазор у них увеличивается по мере того, как вы водите автомобиль, к примеру,  жесткая манера езды потребует регулировку уже через тысяч 30, спокойная езда – тысяч через 40 нужно будет задумываться о регулировке. Обязательно производить регулировку купив Б/У автомобиль (немногие регулирует клапана перед продажей), особенно, услышав громкий звук работы двигателя (клапана стучат). Вообще, проще всего понять надо ли регулировать клапана – проверить их зазор: достаточно снять крышку головки блока цилиндров с двигателя автомобиля и с помощью наборов щупов проверить у всех клапанов на автомобиле зазор.

Примечание!
Регулировка производиться  на тёплом двигателе автомобиля (+20 °С и выше), зимой во время холодов, то обязательно в начале прогрейте двигатель и быстренько, пока он полностью не остыл, отрегулируйте клапана. Существует нюанс, придётся изначально запастись регулировочными шайбами ,ведь вы  не знаете какие размеры шайб именно нужны. Шайбы в начале извлекают и  смотрят на размеры и подбирают новые.  Вам второй автомобиль понадобиться (например,такси, друг), чтобы до автомагазина доехать и купить новые шайбы.  Соответственно, не рекомендуем данный способ регулировки, лучше найдите тёплое место, автомобиль постоит, нагреется, заодно и двигатель станет комнатной температуры, допустимой для регулировки.

2) Теперь два боковых болта и 1 центральный с помощью гаечных ключей либо воротка с накидной головкой выверните (показано на фото ниже). Снимите пластмассовую крышку и отложите в сторонку.Совместите между собой две метки, а именно метку шкива распредвала (указана синей стрелкой) и метку на задней крышке (указана зелёной стрелкой). Существует множество способов соединения меток, рекомендуем воспользоваться следующим:

Третий вариант: берёте в руки здоровенный ключ (вороток с большой накидной головкой удобней всего) и по часовой стрелке проворачиваете болт крепления шкив коленчатого вала. Данный болт находиться достаточно низко и на втором фото после нижнего он указан жёлтой стрелкой.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Примечание!
Провернуть коленвал возможно лишь проворачивая шкив коленчатого вала (цифрой 3) и шкив генератора (цифрой 2). Запрещено проворачивать коленвал за счёт вращения шкива распределительного вала (цифрой 1) Облегчить вращение поможет выворачивание четырех свечей зажигания, с подробностями знакомьтесь в статье: «Замена свеч зажигания на автомобиле»!

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

3) Затем чистой тряпочкой протрите головку блока цилиндров, особенно месторасположение толкателей клапанов, удалите с них  остатки масла. Теперь поверните коленвал ещё на 40-50° (не путать с распредвалом) —  у кулачков распределительного вала и толкателей появиться тот самый зазор.  Проверяем зазор у первого, второго, третьего и пятого клапана (схема с номерами выше), у выпускных клапанов он должен быть равен (0.35+0.05) мм. Выпускные — первый, четвертый, пятый и восьмой, обязательно запомните. У впускных (0,2+0,05) мм — второй, третий, шестой и седьмой. Проверяются зазоры с помощью специальных щупов. Вставляйте по одному разной толщины между кулачком распредвала, указанного красной стрелкой, и регулировочной шайбой, обозначенной синей стрелкой). Проверните коленвал ровно на 360° (полный оборот) проверьте и по мере необходимости отрегулируйте зазоры четвертого, шестого, седьмого и восьмого клапана аналогичным образом.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Примечание!
На нижней фотографии представлена шайба регулировки. Присмотритесь к месту, обозначенному стрелкой и увидите надпись с информацией о толщине данной шайбы (3.82 на представленном экземпляре). Толщина измеряется микрометром (значения не всегда на шайбах правильное пишут, а бывает оно вовсе стёрто). Измерив, вы получили значение, к примеру,  3.90.  Вспоминаете  зазор клапана, у которого вы эту шайбу вынули (0.50 к примеру) и прибавляете к толщине (3.9+0,5 = 4.4). Из полученного значения вычитаем зазор допустимый, нормы были описаны выше). На примере впускного клапана:  4.4 – 0.2 = 4.2 (мм) – значение новой шайбы.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

4) Процесс извлечения шайбы не трудоёмкий, придётся нажать на толкатель клапана и немного утопить его Сквозь появившейся зазор сможете вынуть регулировочную шайбу, воспользовавшись отвёрткой (а лучше пинцетом), подцепить в местах присутствия пазов (помечены стрелками на маленьком фото). Вытаскивайте из толкателя и заменяйте на новую, аналогичным образом утопив при этом толкатель и вставив туда новую запчасть. Шайбу вставляйте вниз значением во избежание потертостей на цифрах.  Мы настоятельно рекомендуем проверять значения микрометром, т.к. неоднократно сталкивались со случаями расхождения данных, видимо, производитель ошибается.

Новая Лада:  Калина троит двигатель при движении причины: р1301 ошибка ВАЗ

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Проделав работы, проверьте правильность регулировки клапана щупами, регулируйте в случае необходимости.  и если нужно будет, снова отрегулируйте их!

Дополнительный видеоролик:
Подборка полезной информации по сегодняшней теме в интересном ролике ниже, приятного просмотра:

Примечание!
Прикрепляем ролик от Жени Травникова о регулировке, о зазорах, кулачках и подобном. Главное – о последствиях неправильных действий. Смотреть начинайте с 17 минуты, (в начале речь ижет о замене ремня ГРМ на автомобиле).

Причиной ряда неисправностей двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 наряду с неисправным или не отрегулированным карбюратором может быть увеличение или уменьшение тепловых зазоров в клапанном механизме.

Эти сбои включают в себя:

— нестабильная работа двигателя на холостом ходу;

— невозможность регулировки холостого хода;

— потеря мощности и приемистости (ухудшение динамики автомобиля);

— «провалы» при нажатии на педаль «газ»;

— «выстрелы» в карбюратор.

Чтобы выявить настоящего виновника проблем с двигателем, послушаем, как этот самый двигатель работает на холостом ходу. Верным признаком увеличенных тепловых зазоров будет звонкий скрежет под клапанной крышкой, который отчетливо слышен. При ограниченном пространстве дребезжания не будет слышно, но возможен постоянный перегрев двигателя, частые щелчки в глушителе, заметное снижение мощности и приемистости.

В любом случае стоит отрегулировать клапана. Это нормализует работу как газораспределительного механизма в частности, так и двигателя в целом. Вполне возможно, что проблемы, существовавшие ранее в вашей работе, после такой корректировки исчезнут сами собой.

— Регулятор клапана с замком

Или две отвертки, если аксессуара нет. Один должен быть длинным и мощным, чтобы толкать толкатель шайбой вниз, второй прорезной с широким лезвием (не менее 10 мм) для фиксации толкателя в нажатом положении.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Регулятор клапана двигателя автомобиля

— Набор плоских зондов

— Звездный ключ на 17

— Комплект леггинсов

Опционально, шайбы необходимого размера можно приобрести отдельно после измерения тепловых зазоров.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Шайбы разных размеров для регулировки клапанов двигателя

Регулировка клапанов проводится на холодном двигателе, поэтому, если ваш двигатель горячий, дайте ему остыть не менее 1 часа.

— Снимите корпус воздушного фильтра.

— Удалите опору рычага акселератора.

— Снимите клапанную крышку двигателя.

— Снимите крышку ГРМ.

— Делаем еще три метки на шкиве распредвала. Для этого посчитаем количество у него зубов и разделим его на четыре части.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Дополнительные метки на шкиве распредвала

— Совместили установочную метку на шкиве распредвала с выступом на задней крышке ГРМ. Поршни первого и четвертого цилиндров достигают верхней мертвой точки (ВМТ).

— У люка в картере сцепления убеждаемся, что длинная метка (риска) на маховике находится напротив центра треугольного выреза шкалы опережения зажигания.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Шильдик на маховик двигателя 2108, 21081, 21083

Перед регулировкой клапанов в двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 необходимо проверить тепловые зазоры, чтобы выяснить общее техническое состояние клапанного механизма этого двигателя.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Измерение теплового пространства щупом

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя автомобиля

Рассмотрим в качестве примера регулировку третьего клапана.

— Устанавливаем шкив в положение, когда установочные метки совпадают (верхняя мертвая точка)

Проворачиваем его на 3-4 зубца (40-500) по часовой стрелке.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

— Устанавливаем приспособление для регулировки на головку блока

Если нет, возьмите две отвертки. Длинный и мощный мы будем использовать в качестве рычага, а меньший — прорезной — для фиксации толкателя.

— Разворачиваем толкатель прорезью к себе (в сторону радиатора)

Вместо аксессуара можно использовать длинную отвертку. Поддерживая его на кулачке, утапливаем и толкатель.

— Устанавливаем между кромкой толкателя и распредвалом фиксатор, который удерживает толкатель в нажатом положении

Если блокировки нет, вставьте плоское лезвие плоской отвертки. Необходимо, чтобы защелка находилась точно на краю толкателя и не мешала снятию регулировочной шайбы.

— Пинцетом, через прорезь в толкателе извлекаем регулировочную шайбу

Его поверхность может быть отмечена его толщиной. Если метка стерлась, необходимо будет измерить ее толщину микрометром, а если нет, то подобрать новую опытным путем.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Устройство и толкатель, схема

— Рассчитываем толщину новой шайбы по формуле

— для впускных клапанов Z=Y+X-0,2 мм;

— для выпускных клапанов Z=Y+X-0,35 мм;

Z — расчетная толщина новой шайбы;

Y — толщина извлеченной шайбы;

Х — зазор, определяемый щупом.

Подбираем новую шайбу с меткой, близкой к расчетной (±0,05 мм).

— Устанавливаем новую шайбу в толкатель, маркировкой вниз

Остальные клапана регулируем поворотом коленчатого вала на углы, указанные ниже в примечаниях.

Снимаем регулировочный инструмент, заменяем клапанную крышку и другие разобранные детали.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Отрегулировали зазоры на первом впускном и третьем выпускном клапане

Регулируем зазоры на пятом (выпускном) и втором (впускном) клапанах

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Регулируем зазоры на восьмом (выпускном) и шестом (впускном) клапанах

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Регулируем зазоры на четвертом и седьмом выпускном клапане (впускной

Еще статьи по автомобилям ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Регулировка привода сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— «Прокачка» тормозов на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Замена ремня ГРМ на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Двигатель «Троит», мотивы

— Измерение компрессии в цилиндрах карбюраторного двигателя

— Как сломать клапана двигателя автомобиля?

Выстрел в глушитель — возможно топливная смесь слишком богатая, сгорает не полностью, выбрасывается в выхлопной тракт, где может гореть с хлопками и выстрелами. Такой же эффект будет, если топливная смесь в цилиндрах воспламенится слишком рано, при движении поршня вверх выпускные клапана не успевают полностью закрыться. Распределитель необходимо повернуть на 1 мм по часовой стрелке (если смотреть со стороны крышки). Или одна (две) свечи не работают, а потом «прорываются».

А как проявляется забитая выхлопная система, могут быть перепады и просто заехать, добавив немного бензина, что-то такое появляется и потом нормализуется. Пробовал несколько раз включить, потом в глушитель выстрелил и он стал нормально работать. И уровень в поплавковой камере добавили и снова поменяли старый клапан, безрезультатно. Ночью утром опять все нормально. И задний не включается.

Стержень проверить можно только через наполнитель, но выкрутить его не могу, только через передающий трос можно измерить и заправить. Как определить через тросовую передачу тросиком, замерил, вроде выше сальников, но точно нужный уровень не знаю, насколько отличается уровень? И не могу найти масло долить мин полусинт Говорят минералы от 75-х полусинтетики от 80-х? И отдача сильного рычага мешает при повороте задней, кардан на крыльях тоже как новый в колхозе (пластмасса вставлена ​​от крышки минералки, до сих пор стоит, только что выбил, получилось меньше), а на рычаге все нормально. Я до сих пор не понял, как исправить реакцию на коробке. Это если снимать за одно и менять масло, лишние расходы если брать на заправку. Чуть не прогнал поезд (он закончился) положил картонную коробку, чтобы было лучше видно, недалеко от мастера накатать колеса и арендовать яму и проверить динамику на одном и после раскоксовки на паре десятков километров. До сих пор дело не зашло в тупик.

Если восстановить сапун, масло может перестать течь. В верхней части коробки есть стержень. Посмотри уровень масла в нем.

Глушитель обезуглероживал дым под шолом машины.

Далее выявились поломки, масло текло из коробки из сальника на левой половине полуоси и из под троса, а точнее тросовой передачи на спидометр, сапун не капая. Возможно забился сапун, нужно ли менять сальник? Не могу достать крышку заливной горловины, чтобы проверить уровень. 5 скорость Боюсь что опять подшипник в пятой, чтоб не расплавился. Ограничение было 20 км/ч 1 км, а потом появился запах трансмиссии.

Кое-как поршень почистил сверху местами. 10 мл кажется маловато. И еще раз в первую добавила 7 мл, а в остальное оставила на ночь 3 мл. Часа три запах был возле декарбонизатора и после этого его не было слышно. Только сверху реагировали на кольца, которые не доходили? Лучше бы распылитель брал 20 баллонов и пять раз. В помещении тоже, а как там твердые частицы с сажей?

Правда зазоры несколько больше. Это лучше, чем заклинивание клапанов. Раскоксовка иногда срабатывает не сразу, а через пару десятков километров. Или не работает, если поршневые кольца не только забиты нагаром, но и потеряли эластичность из-за перегрева (нагара).

И как после замера прижимаются клапана 1 и 3, 2 и 5 и т.д.? в 4 раза отклоняется от номинала в большую сторону: 1) вых 0,35 2) вх 0,3* 3) вх 0,15 4) вх 0,5* 5) вх 0,3 6) вх 0,3* 7) вх 0,25 выходы 0,45 * отмечен звездочкой . Есть связь с первым цилиндром, или нужен был розкокс мера?

Новая Лада:  Ошибки ваз и их решения. Почему на Ладе Калина горит чек: причины и способы устранения неисправности Самодиагностика приборной панели калина

Пробовал раскоксовывать почему-то, свечи еще больше загрязнились, маленькие обороты, может надо было газ в пол прижимать? Не думал, что он будет курить, соседи ему запретили (нужно закомментировать розкоксовку, чтобы его не было во дворе) он работал минимум 15 минут по инструкции 20т.

Да, первый и четвертый должны быть вверху.

До достижения 90 градусов на шкиве распредвала видна метка на маховике. На шкиве генератора метка внизу. На двигателе меток на шкиве не обнаружено, но примерно 180 градусов поворота не совпадут.

На распредвале, если поставить 1-й поршень в верхнюю точку через свечное отверстие?

Маркировка на руле в порядке. Это может быть не заметно. Нужно провернуть маховик, немного осмотреть и почистить тряпкой, если есть загрязнения.

Этикетки не совпадают? Я даже не нашел метку на руле. Через подсвечник искать вершину?

И 42 зуба. В флаере 111 вроде есть в литературе? После 10.5.

А раньше карбюратор вонял горелым маслом, картерные газы выбрасывались в атмосферу.

Я когда-то устанавливал кольца на копеечном движке, после выработки охлаждающей жидкости погнулся коленвал. Человек с профессиональными правами (ВС) сгорел.

Пахло перегретым двигателем.

Нет, признаков перегрева нет. Это просто низкий уровень антифриза?

На первом цилиндре после капремонта карбюратора свеча после нагара металлизировалась быстрее остальных?

Слегка белые картерные газы при дросселировании, на холостых не видны. Почистил маслоотделитель не подключил патрубки сапуна меньше дыма чем от клапанов. Только глушитель я не уверен, что при регазификации он выглядит белым?

Перегрев может привести к головке блока, где установлены эти клапаны. В результате прокладка ГБЦ сгорит и ляжет; поршневые кольца теряют эластичность. Проверьте наличие белой эмульсии на щупе после стоянки (антифриз в масле) и не пузырится ли охлаждающая жидкость в расширительном бачке при прогреве двигателя (газы в антифризе). Также возможно сильное и постоянное дымление из глушителя (тосол в камерах сгорания или кольца на поршнях). Если таких признаков нет, то это нормально, при их появлении нужно будет снимать головку с блока, шлифовать, менять прокладку, менять поршневые кольца. Вот ссылка на статьи: «Пробита прокладка головки блока цилиндров» и».

Зонды плоские, узкие. На ВАЗ 2101-2107 щуп широкий, на 2108-2109 узкий. Износ сальника приводит к тому, что при регазификации из глушителя выходит дым. Раскоксовку можно делать как покупным продуктом, так и самодельным, после чего нужно еще раз проверить компрессию.

И даже если эта клапанная крышка перегревается, ГБЦ. Я забыл добавить воды, пришлось проехать 100 метров и немного поработать на холостом ходу. Ветка сломалась у хомута зимней крышки радиатора, срезал. Антифриз не заливался. Какая угроза?

На шкиве распредвала 111 зубьев 112 впадин 28 впадин нет зубьев. А какой должен быть набор плоских винтов? На первых 8 мерили компрессию на СТО, на остальных 10 рекомендуем регулировать зазоры.

Есть вопрос, а если его не декоксовать керосином ацетоном. а покупать (ему было 2-3 года) до проверки (возможно регулировки) зазоров, или можно после? Как проверяются сальники?

Не зафиксировано??? Такие школы должны быть немедленно уничтожены.

Давайте исправим это.

Ошибка в первом контуре 1 выпускной клапан 3 впускной

Что делать с остальными клапанами двигателя?

По такому же принципу нужно замерить все клапаны, извлечь их, измерить и записать в блокнот пронумерованные шайбы. После произведения всех этих манипуляций рассчитываем размер шайбы. Сделать это можно по следующей формуле. Сначала отнимаем от замеренного зазора табличное значение, далее прибавляем к этому числу толщину снятой шайбы. В итоге у нас получится толщина новой запчасти

По этой формуле подсчитываем и записываем все необходимые зазоры, далее идем в магазин, покупаем и устанавливаем новые шайбы. После этого производим пробный запуск двигателя, ждем, пока он не нагреется до 85 градусов Цельсия, затем ожидаем, пока он остынет, и повторно замеряем зазоры. Некоторые из них могут сбиться – в таком случае регулируем их еще раз. Помните, что выставлять зазоры необходимо только на остывшем двигателе.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Зачем нужно регулировать клапана

С пробегом металлический стержень клапана имеет тенденцию растягиваться и сужаться. Седла в головке блока цилиндров проседают, поэтому и меняется тепловой зазор. А он физически нужен определённого значения из-за конструктивных особенностей двигателя. Последствия не своевременной регулировки не обратимы. Зажатый клапан в процессе работы восьмиклапанного мотора, теряет герметичность, лавинный поток после воспламенения обжигает его кромки и седло ГБЦ, которое утапливается в тело головки. Ремонт такого вида дорогостоящий и не несет гарантии. Лучше вовремя регулировать, тем более что цена настройки 8ми клапанного мотора в 600 – 800 рублей за 30000 км не такая ощутимая.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

При правильно отрегулированных зазорах автомобиль будет ехать свободно, без потери тяги, расходуя меньше топлива. Ни в коем случае нельзя регулировать на горячую. Только охладить двигатель до 30-40 градусов. Иначе можно ошибиться и зажать клапана.

Бывают случаи, что клапана отрегулировали, а стук остался. Причина может быть не зазорах. На холодный мотор могут стучать юбки поршней, стаканчики – толкатели в теле головки. Причин может быть много, поэтому не стоит торопиться с выводами, а тщательно все проверить. Есть специальный прибор — стетоскоп, с помощью которого легко прослушать шумы двигателя.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Что нужно для регулировки

Как уже было подмечено выше, отрегулировать тепловые зазоры клапанов на вазе можно своим руками. Для этого нужны набор шайб, некоторые приспособления и инструменты. Рейку можно сделать самодельную, но рентабельнее купить вилочку для установки зазоров на авторынке готовую.

Пяточки для регулировки понадобятся в диапазоне от 3,40 до 4,05 мм если в ГБЦ не менялись направляющие. Если же все-таки производился ремонт, или автомобиль на газу придется приобрести шайбы в диапазоне от 2,50 мм для выпускных клапанов. Впускные клапана как правило остается на прежнем зазоре, на них седла не топятся.

Таким образом, в данной статье рассмотрели вкратце порядок регулировки клапанов на автомобилях марки ВАЗ с передним приводом. Также затронули последствия несвоевременной настройки, и езды на газу.

Как производится регулировка клапанов (ВАЗ-2108 «инжектор») своими руками?

Зная эти особенности проведения работ, можно приступать к практике. Для начала необходимо вынуть клапанную крышку и патрубки. Далее с двигателя выкручиваются все свечи, сливается масло. Так мы будем видеть все шайбы. После этого поддомкрачиваем переднюю часть автомобиля и прокручиваем переднее колесо. Так мы совместим все метки на шкиве распределительного вала и установочную метку. Последняя расположена на задней крышке ремня ГРМ. Далее через смотровое окно на коробке передач проверяем, совместились ли на маховике метки с треугольным вырезом на блоке.

Чтобы было легче делить шкив вала на 4 части, вырезаем из картона небольшой квадрат (8х8 сантиметров). Если приложить его к торцевой части шестерни, при указывании одного угла на штатную заводскую метку все остальные укажут на положение при регулировке. Это 90, 180 и 270 градусов. Как далее производится регулировка клапанов? ВАЗ 2108 остается в поддомкраченном состоянии, а в это время мы проворачиваем по часовой стрелке распределительный вал на два-три зуба.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Стоит ли самому делать регулировку?

А теперь попробуем ответить на один простой вопрос – нужно ли браться за такое дело самому? Или доверить регулировку профессионалам? Однозначно ответить на него нельзя, так как существует несколько нюансов. И первый – стоимость регулировочных шайб. Например, на двигателях, которые устанавливаются на автомобилях «классической» серии, регулировка производится путем изменения длины толкателя. На моторах «девяток» величина зазора меняется путем установки регулировочных шайб.

Стоимость комплекта шайб достаточно высокая – порядка 2500-3000 руб. Но проблема в том, что приобрести комплект можно далеко не в каждом магазине, только крупные поставщики могут позволить себе такую «роскошь». Стоимость регулировки у мастеров на СТО будет стоить порядка 700-1000 руб. Времени займет процедура немного, а качество окажется намного выше. Стоит также отметить, что не у каждого мастера имеются все размеры шайб. Поэтому, прежде чем отдавать свой автомобиль в ремонт, необходимо удостовериться в том, что выбранный вами мастер в силах это сделать.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Итог: если у вас есть средства и желание для самостоятельного проведения регулировки, то можно все сделать самостоятельно. Но если «лишних» денег, а тем более нет желания, лучше обратиться к специалистам.

Новая Лада:  Как отрегулировать карбюратор на ваз 2107 на экономичность своими руками видео

Как рассчитать толщину новой шайбы?

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

А теперь, воспользовавшись простой формулой, проводим расчет толщины новой шайбы:

А – это толщина новой шайбы в миллиметрах; В – толщина шайбы, которую вы сняли; С – величина теплового зазора.

Погрешность в любую сторону не должна превышать 0,05 мм. То есть, если у вас, например, получилось значение толщины новой шайбы 1,33 мм, то необходимо выбирать ближайшее значение стандартного размера. В представленном случае лучше всего взять шайбу толщиной 1,35 мм. Аналогично производится корректировка зазора и на остальных клапанах.

Процесс выставления зазора

После проведения всех этих операций можно приступать к самому выставлению зазоров клапанов. Для этого нужно произвести все нужные измерения и выяснить, какие детали нуждаются в регулировке. При помощи специального щупа замеряем зазор в первом и третьем клапанах. Этот инструмент устанавливается между регулировочной шайбой и кулачком распредвала. Полученные данные нужно сверить с табличными значениями:

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Если зазор между регулировочной шайбой и кулачком распредвала не соответствует норме, значит, этот клапан нужно отрегулировать. Извлекаем шайбы из седел и записываем их толщину в блокнот. Далее нам понадобится средство (приспособление), утапливающее толкатели клапанов. Его мы устанавливаем на шпильке крепления крышки и проворачиваем толкатель так, чтобы прорезь смотрела на нас. Параллельно с этим нужно вести запись и нумеровать все клапаны, а также шайбы, которые были установлены.

Как дальше производится регулировка клапанов ВАЗ-2108? Тут все просто. Клапан утапливается вниз, и мы его закрепляем при помощи фиксатора. Его можно взять из набора для регулировки клапанов. При помощи отвертки или пинцета выталкиваем шайбу и измеряем ее параметры микрометром. Так мы сделаем более точную регулировку.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Порядок регулировки тепловых зазоров клапанов на ВАЗ 2109-21099

Внимание! Двигатель автомобиля должен быть холодным и его температура в момент проведения регулировки не должна быть выше 20 градусов.

Видео руководство по выполнению работы

Чтобы наглядно продемонстрировать порядок работы по выполнению регулировки тепловых зазоров, было решено записать специальный видео ролик, который все показывает детально.

Регулировка клапанов на ВАЗ 2110, 2114, Калина, Гранта, 2109, 2108

Если из представленного выше руководства вам осталось что-то непонятным, то ниже все будет изложено в привычной всем форме.

Фото отчет проведенного техобслуживания

Итак, прежде чем приступать к выполнению этой операции, первоначально нужно снять клапанную крышку, а также кожух, под которым находится механизм ГРМ.

После этого необходимо выставить газораспределительный механизм по меткам. Для этого поддомкрачиваем переднюю правую часть автомобиля, чтобы рукой можно было прокручивать колесо для выставления меток фаз газораспределения.

Затем крутим колесо до совмещения метки на звезде распредвала и риски на задней крышке ГРМ, как наглядно продемонстрировано на картинке ниже:

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

В это же время смотрим, чтобы метка на маховике также совпадала с вырезом. Смотреть нужно в окошко, которое расположено справа от четвертого цилиндра на картере КПП. Предварительно необходимо вынуть резиновую заглушку:

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Когда распредвал находится в таком положении, можно приступать к измерению тепловых зазоров между кулачками и толкателями 1, 2, 3 и 5-го клапанов (отсчет ведется слева):

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Для впускных клапанов номинальный зазор должен составлять 0,20 (+-0,05)мм, а для выпускных 0,35 (+-0,05)мм.  Если вы не знаете расположения, то могу сказать: слева направо по порядку: выпуск-впуск, впуск-выпуск и т.д.

Если при замере зазоров они выходят за предельно допустимые значения, необходимо произвести их регулировку путем установки новых регулировочных шайб. Для этого одеваем планку на шпильки крышки клапанов и фиксируем ее гайками.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Теперь подводим рычаг механизма к нужному клапану, и направляем его как бы между толкателем и кулачком распредвала, и до самого конца утапливаем клапан:

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

И когда толкатель максимально прижат вниз, необходимо вставить фиксатор между распределительным валом и толкателем:

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Стоит отметить, что вырез на толкателе должен быть быть направлен к вам, чтобы можно было удобно вынуть регулировочную шайбу.  Для этого очень удобно использовать длинногубцы:

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

После этого смотрим на ее размер, который указан на задней ее стороне:

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Теперь считаем исходя из замеренного зазора и толщины старой шайбы, какая толщина новой шайбы должна быть, чтобы добиться оптимального зазора.

Теперь можно вставлять новую шайбу на свое место и проводить регулировку дальше. Когда первые 4 клапана готовы, можно повернуть коленчатый вал на один оборот и провести аналогичную процедуру с остальными 4, 6, 7 и 8 клапанами.

Расчет зазора

Для того чтобы узнать размеры шайб существует формула регулировки:

H = B + (A — C)

H – толщина новой шайбы;

B – толщина шайбы, которую сняли;

A – существующий зазор;

C – номинальный зазор (0,2 или 0,35)

Зазоры проверяем щупом. Желательно их иметь несколько с шагом 0,02 – 0,03 мм.

Правильная регулировка клапанов дает залог продолжительной жизни мотора.

Подготовительный этап

Перед тем, как регулировать клапана на ВАЗ-2109 (инжектор или карбюратор), нужно дать мотору остыть до температуры 20-25 градусов.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Прежде чем начинать регулировку, нужно проверить величину всех зазоров.

Инструмент для проведения работ

А теперь давайте поговорим о том, как правильно регулировать клапана на ВАЗ-2109 своими руками. Раз уж решились на такую процедуру, потребуется наличие таких инструментов:

Стоит отметить, что в крупных магазинах иногда можно купить шайбы поштучно. Но это бывает крайне редко. Впрочем, поштучно можно приобрести в интернет-магазинах.

Сложности регулировки

Необходимо отметить, что устройство привода клапанов двигателя «восьмерки» значительно отличается от привода «классики» (ВАЗ 2105-2107). Поэтому в первый раз у вас могут возникнуть некие трудности. На старых моделях «Жигулей» для выставления зазоров нужно крутить болт и фиксировать его при помощи контргайки. На «восьмерке» же совершенно другой порядок регулировки клапанов. ВАЗ 2108 не имеет такой системы – здесь зазоры выставляются при помощи шайб различной толщины. Это и является главной отличительной чертой всех переднеприводных ВАЗов «восьмого» семейства.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Как сделать регулировку?

А теперь рассмотрим, как регулировать клапана на ВАЗ-2109 (8-клапанный мотор) самостоятельно. В качестве примера возьмем третий клапан (считая от привода ГРМ):

Порядок регулировки клапанов на всех модификациях 8 клапанного ваза одинаков. Различия есть только у инжекторных автомобилей гранта, калина 2 с грантовским двигателем. У них облегченная поршневая группа и металлокерамические седла. В связи с этим зазоры отличаются в большую сторону на 0,05 мм.  Зная порядок и схему регулировки, можно и своими руками настроить клапана. Минус в отсутствии набора и комплекта шайб для регулировки. Каждый раз ездить на рынок за ними накладно, и покупать весь диапазон тоже.

Приведем подробную схему регулировки клапанов ваз 2108, 2109, 2114, 2115

На моторах, у которых 16 клапанов регулировка не требуется, так как тепловые зазоры выбираются в автоматическом режиме за счет гидрокомпенсаторов.

Проверку зазоров также требуется проводить после ремонта ГБЦ. Особенно после замены направляющих. При замене втулок седла зенкуются специальным инструментом и заведомо утапливаются в головку. Соответственно нужно соблюдать очередность, выставить оптимальные зазоры и повторить после 1000 км пробега.

Регулировка 8кл двигателя под газ дает увеличение срока пробега между настройкой. Если двигатель не предназначен работать на газобаллонном оборудовании, седла и клапана будут быстро прогорать, и чтобы хоть как-то продлить срок службы, зазоры следует делать чуть больше стандартных. Обычно делают +0,05 мм. Если зазор не выставляется, то есть не разжимается, значит седло утопилось на приличное расстояние в головку. В таком случае нужно замерить на сколько нужно увеличить зазор, разобрать ГБЦ и подпилить торец клапана. Вторым вариантом будет замена седла или самой головки блока цилиндров.

https://youtube.com/watch?v=0Nl3MkkEcl4%3Ffeature%3Doembed

Как проявляется неверный зазор?

Причинами возникновения многих поломок наряду с неисправностями карбюратора, может быть неверная регулировка тепловых зазоров клапанов. На автомобилях девятого семейства устанавливались только моторы с 8 клапанами. 16-клапанные моторы стали использовать только на модификациях «девяток» – ВАЗ-2114 и ВАЗ-2115.

Как отрегулировать клапана на ваз 2109 карбюратор своими руками

Признаки того, что нарушены тепловые зазоры:

Заключение

На этом можно считать закрытым вопрос «как правильно производится регулировка клапанов». ВАЗ-2108 – очень простой в обслуживании автомобиль, поэтому даже такой трудоемкий процесс не вызовет особых проблем. При этом на обслуживание вы потратите минимальное количество денег.

Итак, мы выяснили, как производится регулировка клапанов ВАЗ-2108 своими руками. По времени на всю эту процедуру уйдет около двух-трех часов свободного времени.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставьте комментарий